Благословенная земля

По воле Всевышнего сложилось так, что Королевству Саудовская Аравия с момента его образования выпала великая честь стать хранительницей исламских святынь – Мекки и Медины, о достоинствах которых поведал миру Пророк Мухаммад (мир ему). Среди них особо выделяется чистота, первозданность и неизменность ислама в этих благословенных местах. Даже смута Даджала, которая распространится по всему миру, не коснется по воле Аллаха двух святых городов. В направлении Мекки сотни миллионов мусульман всего мира ежедневно возносят свои молитвы, а в сезон Хаджа и Умры устремляются туда для совершения самых богоугодных поклонений. Исторически территория современной Саудовской Аравии подарила миру великих ученых-богословов, таких как Малик Ибн Анас (имам Малик), Мухаммад Ибн Идрис Аль-Шафии (имам Шафии), Мухаммад Ибн Абдуль-Ваххаб, Абдуль-Азиз Бен Баз, Мухаммад Ибн Салих Аль-Усаймин, и пр., вставших на страже чистоты веры, в том виде, какой она была в эпоху Пророка и праведных халифов. Несомненно, что подобное положение в Исламском мире наложило определенные обязательства на руководство и жителей страны, которую к тому же Всевышний наделил несметными природными богатствами, составившими основу ее благосостояния. Следует подчеркнуть, что сильная материальная база может послужить на благо ислама и мусульман лишь в совокупности с искренней верой и инициативностью ее обладателей. Немало саудовцев, в отличие от мусульман некоторых других стран, являются обладателями и того, и другого. Руководство страны и простые граждане считают своим долгом оказывать помощь своим единоверцам во всем мире. Результаты их плодотворного труда можно встретить практически везде, где проживает хотя бы небольшое количество мусульман. Сотни мусульманских центров Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки; десятки тысяч мечетей, учебных заведений; миллионы мусульманских книг на языках разных народов; гуманитарная помощь нуждающимся; бесплатные туры в Мекку и Медину для паломников – вот лишь часть огромной работы, совершаемой на пути Всевышнего.

Объективности ради, используя терминологию Л. Н. Гумилева можно условно разделить историю Саудовского Королевства на несколько фаз, каждая из которых характеризуется большей или меньшей степенью заботы об исламе. На данном этапе ввиду болезни короля Фахда большую часть руководящих функций страной осуществляет его сводный брат принц Абдулла Ибн Абдуль-Азиз Ас-Сауд. Несомненно, что данная фаза является более благоприятной для ислама и его последователей, чем предыдущая, что стало следствием возросшей открытости общества в плане гласности и свободомыслия. Эти тенденции происходят на фоне общего социально-экономического развития, в ходе которого экономический центр постепенно смещается в сторону экспорта готовой продукции, хотя продажа сырья еще составляет основу доходной части государственной экономики. Сегодня Саудовская Аравия не только обеспечивает себя основными сельскохозяйственными продуктами, такими как пшеница, финики, молочные продукты и птица, но и экспортирует их в другие страны. В прошлом году королевство произвело более 2,7 млн. тонн овощей и более 1 млн. тонн фруктов, в том числе 589 тыс. тонн фиников. Однако, несмотря на это промышленный потенциал страны еще очень невелик: экономические отношения находятся на стадии торгового капитализма, с преобладанием легкой промышленности над тяжелой, совершенно не развита индустрия высоких технологий, ощущается недостаток квалифицированных кадров.
Обладая сильнейшим рычагом политического влияния – «нефтяным краном», королевство, приурочив это к какому-нибудь политическому событию, начинает под предлогом экономических соображений «затягивать его», давая понять, что в случае необходимости может закрыть его совсем. Надо сказать, что такие меры весьма отрезвляюще действуют на заправил мировой политики, и в первую очередь на США, которые, ощущая себя центром экономических и политических процессов, вынуждены просить страны ОПЕК (и, в частности, Саудовскую Аравию как ее ведущего члена) о повышении квот на добычу нефти для того, чтобы удержать надутый курс своей валюты. Подобная тактика дала основание принцу Абдулле, представителю королевства на прошедшем Саммите ОИК (Организация Исламская Конференция), жестко выступить против политики США и Израиля, что стало для многих большой неожиданностью. В своем выступлении Абдулла, например, заявил, что Королевство разорвет дипломатические отношения с любым государством, перенесшим свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим.
В целом в последнее время наблюдается постепенное дистанцирование в саудовской внешней политике от США, естественным следствием чего, по-видимому, станет отток арабских инвестиций из американской экономики и их переориентация. Одним из возможных новых направлений этого потока могла бы быть и Россия, но, похоже, наша политическая элита, в пылу борьбы с «ваххабизмом» не способна заметить это. В Саудовской Аравии практически отсутствует высокотехнологическая индустрия, а в России еще не полностью истреблена кадровая база для ее развития. Нехватка средств на отечественную науку также вряд ли разрешима с помощью Запада, поскольку инвестиции последнего в российскую науку и наукоемкие производства, повсеместно сопровождаются интенсивной перекачкой мозгов. Весьма полезными были бы саудовские инвестиции и в производство средств производства, в восстановление российской системы высшего образования и другие области, представляющие интерес для обеих стран.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Саудовская Аравия, один из признанных культурных и духовных лидеров мусульманского мира, хранительница мусульманских святынь и традиций, является также одним из основных источников религиозного просвещения и гуманитарной помощи мусульманам всего мира. Многие граждане этой страны обладаюет заботой и ощущением ответственности за положение ислама в мире. На фоне последних экономических и политических преобразований, проявляющегося исламского самосознания, ощущения избранной роли в мусульманском мире происходит и изменение в подходах к решению принципиальных вопросов (прекращение израильской оккупации, статус Иерусалима и т.д.) от декларативности к конкретным мерам. Это вызывает определенное противодействие со стороны произраильских сил во всем мире. В нашей стране оно выражается в попытках очернить репутацию Саудовской Аравии в глазах российского общества, представив эту миролюбивую страну как рассадницу экстремистских настроений среди мусульманской части населения. С этой целью был использован незнакомый доселе термин «ваххабизм», который, не получив никаких четких определений, быстро был демонизирован каналами, подконтрольными гражданам Израиля Березовского и Гусинского, и запущен в массы. В создавшейся ситуации миллионы российских мусульман, в том числе разоренные войной чеченские беженцы, которые благодаря деятельности саудовских благотворительных организаций получили помощь в решении своих проблем, фактически были поставлены перед выбором либо отказаться от этих благ, либо перед лицом избранной ими власти открыто выразить протест против такой политики СМИ. Услышат ли власть предержащие его? Время покажет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика