Ценовая конкуренция в исламе

Ценовая конкуренция с точки зрения ислама должна соответствовать принципам прозрачности, открытости и определенности

Ценовая конкуренция с точки зрения ислама должна соответствовать принципам прозрачности, открытости и определенности

Теги:



0
03 Января 2011г. (27 Мухаррам)
Сфера торговли, ценовой конкуренции и поиска более выгодных предложений на рынке всегда являлась широким полем для различных афер и преступных комбинаций. Именно поэтому большинство людей уверены, что в торговле больших высот можно достигнуть только путем обмана, переступая через своих коллег по бизнесу, «кидая», лукавя, согласно негласному «девизу»: «Не обманешь – не продашь».

Ислам всецело выступает за честный и свободный рынок, за свободное развитие торговых отношений и ценовой конкуренции. Однажды люди обратились к посланнику Аллаха (мир ему) с просьбой зафиксировать слишком стремительно растущие цены. На что он ответил: «Воистину, Аллах – фиксирующий цены. Он дающий, берущий и обеспечивающий, и я надеюсь, что когда встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чье-либо право».

Этим ответом посланник Аллаха (мир ему) подчеркнул невозможность нарушения прав свободных торговцев на свободную ценовую политику, которая формируется на основе рыночных законов спроса и предложения. Если только речь не идет о кризисной ситуации. Однако в реальности встречаются не только недобросовестные попытки монополизации рынка и принудительного установления выгодных себе цен, что очевидно не дозволено, но и, вроде бы, более безобидные попытки извлечения выгоды из ценовой конкуренции.

К примеру, мусульманские бизнесмены описывают такую схему, согласно которой они действуют на ценовом рынке. Один коммерсант может одновременно работать с тремя компаниями поставщиков. Он регулярно просит их прислать ему прайс-лист на свои товары и услуги, а затем, сопоставляя цены трех разных компаний, выбирает наиболее приемлемые для себя. Более того, выбрав самую низкую цену, бизнесмен может связаться с руководством этой компании и попросить еще несколько снизить цену под тем предлогом, что у него есть предложения по ценам еще от двух компаний.

Именно данный момент вызывает сомнения у соблюдающих требования религии мусульман – дозволена ли такая практика на ценовом рынке? И нет ли здесь чего-либо противоречащего Исламу?

Несомненно, честная конкуренция дозволена в Исламе, и через нее достигаются и обеспечиваются интересы различных сторон, которые не запрещены шариатом. Но в этой конкуренции не должны применяться недозволенные средства, и она должна соответствовать принципам прозрачности, открытости и ясности. Торговля между двумя мусульманами, братьями по вере, должна быть символом честности, прозрачности и открытости, как это было в эпоху сподвижников Пророка и следующего за ними поколения.

Передается от Хакима ибн Хаззама, что Пророк (мир ему) сказал: «Обе заключающих сделку стороны имеют право расторгнуть ее до того, как расстанутся. А если они будут честны и покажут (недостатки своего товара), то им в их сделке будет дана благодать, но если они оба солгут и утаят (недостатки своих товаров), то благодать от их сделки будет удалена».

Однажды посланника Аллаха (мир ему) спросили: «Какой заработок является наилучшим?» Он ответил: «Тот, что человек заработал своими руками или в результате добропорядочной торговли». Пророк (мир ему) также сказал: «Настанет время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является богатство, которое он приобретает».

Ислам запрещает любой вид мошенничества или обмана, будь то в торговле или в любой другой сфере. Пророк (мир ему) сказал: «Если продавец и покупатель были правдивы и разъясняли необходимое (продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель – на условия и сроки оплаты), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то их сделка лишится благословения». Он также говорил: «Недопустимо продавать товар, не дав о нем полной информации, и недопустимо промолчать тому, кто знает о недостатке товара».

Что же касается описанного ранее вопроса, когда бизнесмен, умело оперируя ценами нескольких компаний, может выбивать у них более выгодные для себя условия, то позиция Ислама здесь такова. Необходимо, чтобы эта схема оперирования ценами была открыта, ясна и прозрачна для всех участников этой конкурентной сделки. Данная схема никак не должна ущемлять чьи-либо права на честную конкуренцию за клиента.

Очевидно, что шариат призывает к справедливости и прозрачности в торговле и рыночной конкуренции. Таким образом, в том, что касается пределов дозволенной конкуренции в торгах и тендерах, эти границы предполагают обязательный учет интересов всех сторон торговой операции, достижение согласия по ценам без ущемления интересов третьих сторон, без применения какого бы то ни было давления и злоупотребления эксклюзивной инсайдерской информацией.

Автор: Салих Ибрахим

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика