Есть ли в России у православных проблемы с мусульманами?

Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на встрече с дискуссионным клубом "Валдай" 13 сентября 2007 года в Москве заявил о мирном сосуществовании в России представителей традиционных религий, в том числе православных и мусульман. Агентство Интерфакс, сообщая об этой встрече, вынесло в заголовок тезис: "В России у православных нет проблем с мусульманами – Алексий II".

Прокомментировать эти тезисы мы попросили культуролога Сергея Маркуса, занимающегося вопросами исламо-христианского диалога.



Что Вы можете сказать по поводу высказывания Патриарха Алексия II на встрече с дискуссионным клубом "Валдай" о том, что в России у православных нет проблем с мусульманами?



- Конечно, многие религии у нас в России мирно сосуществуют – и это великое достижение, которое стоит ценить. Но утверждать, будто "в России у православных нет проблем с мусульманами" – дезинформация. Совершенно непонятно, кто подставляет главу Православной Церкви, рисуя ему такую идиллию, или же пишет ему тексты с тезисами, которые опровергаются действительностью, стоит лишь заглянуть на сайты обеих религиозных общин или сторонних аналитиков. Самое очевидное и буквально прогремевшее на всю страну – это обострённое противостояние по вопросу о клерикализации лета 2007. Об этом так много написано, что даже неудобно повторяться. Суть же в том, что мусульмане твердо стоят на защите Конституции и обоснованно выступают против внедрения Основ православной культуры (ОПК) в государственные общеобразовательные школы, проведения церковных обрядов в школах, вузах и в армии. Письмо мусульман страны "Клерикализм – угроза национальной безопасности" 15 августа стало последней каплей, после чего сам президент Путин чётко обозначил свою позицию как гаранта Конституции. При этом реакция православного официоза и общественности на выступления мусульман оказалась не просто горячо полемичной, но открыто оскорбительной, провокационной и стоящей за гранью закона. Напомню: отличились и зам. председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, и пресс-секретарь Патриарха священник Владимир Вигилянский, "Союз православных граждан" и даже директор "Мосфильма" Карен Шахназаров, призвавший всех, кто не принимает их позиции, "поискать себе другую страну". Самым грубым был выкрик дьякона Андрея Кураева в адрес шейха Нафигуллы Аширова "На фига нам такой Нафигулла!". Удивительно, что профессор Духовной академии заговорил на фене и потребовал от мусульман России удалить Сопредседателя Совета муфтиев России из страны куда-нибудь в Аравию. Позднее он отличился, провозгласив, что "смешанные браки русских с народами мусульманских традиций – геноцид русского народа". Эту тему продолжил священник Даниил Сысоев, посвятивший исламофобии все силы. 12 сентября он пригласил желающих на презентацию своей книги "Брак с мусульманином". Вот как она рекламировалась: "По словам знаменитого миссионера диакона Андрея Кураева, каждый четвертый брак в Москве заключается между последователями христианства и ислама. Если так будет продолжаться и дальше, Древний Враг войдет в ворота наших крепостей без малейшего сопротивления... Мы будем говорить о сражениях между двумя народами: Народом Божьего Завета с народом джихада. Приглашаем всех, чей дух не стал тусклым и серым, всех, кто не готов капитулировать, подняв лапки перед зеленой чумой. И пусть всемогущая десница покроет мужественных воинов".

Мне кажется, здесь уже не поле для гуманитарных дискуссий – но благодатная почва для прокурорской проверки.



- Но ведь о. Всеволод Чаплин, диакон Андрей Кураев, о. Даниил Сысоев со товарищи не представляют все российское православие. Далеко не все православные настроены так агрессивно, – Конечно, всё это конфликты ситуативные. Проблема не в том, что есть православные, умеющие благочестиво и дипломатично молчать, а есть и эксцентрики-экстремисты. В конце концов, начальство может отмежеваться от фанатиков или призвать их к порядку. Корень гораздо глубже – конфликт между православием и исламом в России глубинный, богословский. И при этом именно на богословском уровне – односторонний. Что это значит? Коран ясно требует от мусульманина уважительного признания любого христианина "человеком Священных Писаний – ахль аль-китаб", ибо сам ислам мыслится продолжением, точнее завершением, пророческих миссий пророков с древнеизраильских времён. Христиане названы "самыми близкими по вере", и с ними вместе мусульмане составляют одну "партию верующих", которой на Страшном Суде будет противостоять "партия неверующих". То есть, "близость по вере" продлится даже в посмертии, и потому союз-сотрудничество-добрососедство муслимов с христианами скреплятся общей эсхатологической судьбой. Отсюда – известная в истории практика покровительства исламских государств по отношению к своим гражданам, исповедующим Христа. Совсем иная картина в российском православии: в РПЦ МП по сей день господствует резко отрицательная оценка ислама, которая была дана еще Вселенскими Соборами. С тех пор, как известно, догматическое богословие не развивалось, ибо сами Вселенские Соборы не собирались с IX века, а ведь только их решения являются для православных общеобязательными. Исламо-православные проблемы обсуждались и позднее, но на уровне частных богословских мнений (теологумен) или в статусе религиозной философии. Так, с наибольшим пониманием ислама писал о нем Владимир Соловьев. Парадоксально, но его мысли, до сих не востребованные русским православием, стали полезны для Второго Ватиканского Собора католической Церкви, которая выработала новое видение ислама как "божественной религии" и выявило много общего в богопознании и богопочитании двух традиций, коренящихся в общем "авраамическом наследии". Католики покаялись в грехе "крестовых походов" против мусульман и приняли Декларацию "Ностра этате", где дана новая богословская формула понимания ислама католиками. Сорокалетию этого великого события была посвящена совместная конференция Совета муфтиев России и Католической Церкви России, издан сборник ее материалов. Еще ближе к исламу оказалась новая доктрина Реформатской Церкви, определившая, что ислам – "богооткровенная религия, хотя и данная локально для арабов". Некорректно призывать РПЦ МП копировать опыт католиков или реформатов – но и мусульмане, и гражданское общество России вправе ожидать смены средневекового "языка вражды" на продуманную концепцию, позволяющую жить в мире. А мира на практике не будет до тех пор, пока в головах останутся без изменений средневековые формулы.



- В сообщении "Интерфакса" приводятся слова Патриарха: "В России действует Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, иудеи, буддисты, которые сотрудничают уже много лет". Но разве мусульмане по-прежнему участвуют в МСР?



- Увы, именно МСР вызвал крупнейший за последний годы скандал. Вот что об этом буквально в один день, но в разных местах, 14 сентября, заявили лидеры мусульман России: Дамир Мухетдинов, зам. председателя ДУМ Нижегородской области: "...Это очень печально, что в России до сих пор не сложился регулярный богословский диалог между нами и православными Московского патриархата. ОВЦС во главе с митрополитом Кириллом недавно провалил начавшийся проект МСР – Межрелигиозного совета России, выпустив в свет исламофобский пасквиль этнокартографа Романа Силантьева, выступающего ныне как "известный исламовед" на подотчетном ОВЦС сайте Интерфакс-Религия. А имитация диалога ведется, но не с суннитами России, а с ...шиитами в Иране". Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России (как известно, оскорбленный "силантьевским проектом", покинул МСР): "Католики ведут богословский диалог на уровне Ватикана с Греческой Православной Церковью и с мусульманами Ирана, со всемирно известной академией Аль-Азхар в Египте. Я вижу, как РПЦ развивает богословский диалог не с российскими мусульманами, а с мусульманами Ирана... Христиане веками отрицали Коран как богоданную книгу, считая, что ислам – это никакая не религия, а Аллах – это сатана, как прозвучало в проповеди одного иерарха в храме в наше время, – им будет трудно уйти от такого понимания. Сейчас на словах – мы братья, ислам как мировая религия уважается. Но пока богословски, догматически никаких позитивных шагов в этом направлении не сделано". Потерпев фиаско в налаживании диалога с мусульманами внутри России, ОВЦС МП переключил внимание на аналогичный по замыслу Межрелигиозный совет СНГ, где "партнёром по диалогу" намечен Азер Алиев, шиит из Азербайджана. Но "русское поле" при этом остаётся брошенным...



- Еще "Интерфакс" так цитирует Патриарха Алексия II: "В Татарстане вместе живут и мусульмане, и православные, не разделяясь ...иногда нотки напряжения, которые звучат, насаждаются извне..."



- Про "нотки извне" говорят, когда беспомощны осознать глубину противоречий и то, что в гражданском обществе равные права есть у всех. Давайте подумаем, почему из разных уголков страны поступают схожие друг с другом сигналы тревоги от мусульман? Вот Заявление Саратовской епархии РПЦ МП по поводу деятельности ДУМ Поволжья и лично его лидера Мукаддаса Бибарсова. Православные Саратова возмущены тем, что Бибарсов поставил подпись под Заявлением 15 августа об угрозе клерикализации и выступает против установки крестов на федеральных трассах и в иных общественных местах. Но ведь аналогичные протесты против крестов уже не первый месяц звучат, к примеру, в Нижегородской области. А позиция Равиля Гайнутдина по вопросу о клерикализации давно уже превратилась в своего рода афоризм: "Введение ОПК – это мина замедленного действия". В самых разных областях и городах и по многим поводам мусульманам приходится выступать против этого "минирования". Самую острую форму оно приобрело в Ачинске Красноярского края, где местный батюшка умудрился вбить крест на площадке, отданной городскими властями под строительство мечети, освятить его и заявить, что отныне на освященном им месте не может быть никакой мечети. И только Открытое письмо шейха Нафигуллы Аширова лично Патриарху сорвало это незаконное действие экстремиста. Так кто же "насаждает нотки напряженности"? Вывод очевиден: субъективно желая победы для РПЦ МП, часть ее сторонников объективно выполняет "оранжевую работу" по стравливанию конфессий, по разжиганию межконфессиональной розни в нашей стране. А "Интерфакс", выносящий в заголовок новостей фразу "В России у православных нет проблем с мусульманами – Алексий II" покрывает реальную сложность нашей жизни флёром дезинформации. Я перечислил лишь малую часть того, что дошло до прессы и что свидетельствует об обратном: в России у православных много нерешённых проблем с мусульманами! Эти проблемы никогда не решить, если вводить и самого Патриарха, и читающую публику в заблуждение. Проблемы есть – такова жизнь – их надо решать. Их можно решить!



"Портал-Credo.Ru"

Автор: ДЖАННАТ СЕРГЕЙ МАРКУС

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика