Какая душа попадет в Рай?

Что такое душа - один из главных вопросов бытия

Что такое душа - один из главных вопросов бытия

Теги:


0
25 Октября 2017г. (04 Сафар)
Небезызвестный и ныне покойный исламский философ Гейдар Джемаль назвал душу «травмой» и говорил: «Дух человека брошен сюда на испытания», говорил о борьбе «духа против материи».

По словам его ученика, Руслана Айсина, в философской концепции Джемаля, которую он сам назвал «Революцией Пророков»: «…Дух не смиряется с тождественностью, с наличием, он не боится идти дальше в не сущее…».
Но вот в чем проблема. В Коране есть понятие «нафса», которое нередко переводят собственно словом «душа» и «руха» – который переводят словом «дух».

Что касается руха, то об этом говорится: «Они станут спрашивать тебя о рухе. Скажи: «Рух – от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало». (Коран, 17:85)

В то же время в Коране четко указывается на три разных состояния, которые испытывает  душа человека на своем пути.

«…Душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» (Коран, 12:53). В этом аяте это состояние души характеризуется как «нафс-и-аммара», душа, требующая совершения греховных, плохих деяний.

В другом месте упоминается «нафсу-лляввама»: «Клянусь душой попрекающей!» (Коран, 75:2). «Душа попрекающая» подразумевает такое душевное состояние, когда человек отказывается от совершения грехов из-за боязни Аллаха и Его наказания в Судный день.

В другой суре говорится о «нафсуль-мутмаинна»: «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Коран, 89: 27-30).

«Обретшая покой» душа – это состояние умиротворения и спокойствия в результате повиновения Аллаху и его постоянного поминания. Это душа очистившаяся от грехов этого мира путем постоянной духовной практики. Повеление Всевышнего: «Вернись!...» говорит о том, что первоначальным местом обитания души было у самого Аллаха.

Согласно хадисам, души праведников будут пребывать в Иллиюн – особом месте на Седьмом небе в тени Арша Аллаха.

В этом месте также пребывали и пребывают души всех людей до того как ангелы поместят их в тело плода, находящегося в утробе матери на 120-ый день после его зачатия.

«Удовлетворенная и снискавшая довольство» означает, что  душа истинно верующего человека удовлетворена приказами Аллаха  и Его повелениями. Аллах же, в свою очередь доволен таким рабом.

Истинно верующий человек доволен даже своей смертью, так  как она дает ему встретиться со своим Создателем.

Согласно хадису, переданному от Убады ибн Самита пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, что же касается не желающего встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». (Услышав эти слова,) ‘Аиша (или: одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует) сказала: «Но мы ведь не желаем смерти!» – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Речь идёт) не об этом, (а о том, что,) когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о благоволении Аллаха по отношению к нему и том, что Он почтил Его, и нет для него (в этот момент) ничего дороже того, что (его ожидает), и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Что же касается неверного, то, поистине, когда смерть приходит к нему, ему сообщают дурные вести о том, что Аллах подвергнет его мукам и наказанию, и нет для него (в этот момент) ничего ненавистнее того, что (его ожидает), и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним» (Сахих аль-Бухари, 6507).

Следующая фраза: «Войди в круг Моих рабов!» означает, что обретшая покой душа войдет в круг богобоязненных и искренних рабов Аллаха, а затем – в Рай вместе с ними.

Таким образом, чтобы заслужить рай, нужна особая подготовка и умиротворение души.

Гейдар Джемаль не объясняет нам, какая душа получит райское воздаяние. Более того он не разъясняет, что душа не очистившаяся будет следовать лишь за своими страстями и соответственно путь в Рай для такой души закрыт.

Это важно понять каждому, кто считает его высказывания «истиной в конечной инстанции».

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика