Какой цивилизационный посыл сделал ЧМ-2018

Акинфеев, отбивающий мяч ногой, стал символом российского мондиаля

Акинфеев, отбивающий мяч ногой, стал символом российского мондиаля

Теги:

1
07 Июля 2018г. (23 Шавваль)
Об уборке мусора болельщиками на ЧМ по футболу, идее С. Капицы об активном внедрении культуры в обществах и... прекрасных рассказах для малышей К. Сорокоумовой

Такие разные грани

Интересно, подумает читатель, что же может соединять перечисленные выше пункты? Действительно, на первый взгляд, связка между футбольным чемпионатом мира, взглядами советского и российского учёного-физика, бессменного ведущего популярнейшей в свое время  телепрограммы «Очевидное – невероятное» Сергея Капицы и современной писательницы может вызвать вопросы. А если взглянуть на происходящее вокруг (хотя, нередко, и внутри) нас, быть может, вышеотмеченная пунктирная линия окажется не такой нонсенсной?

Попробуем разобраться.

В целом, ЧМ по футболу всегда вызывает непомерный интерес практически всего мирового сообщества. Как обычно, болельщики со всего мира, да и интересующиеся действом "за компанию", перемалывают любые новости, связанные со спортивными страстями, в том числе и за пределами футбольного поля. В контексте же нынешнего ЧМ одной из обсуждаемых стала тема уборки болельщиками нескольких стран за собой мусора по окончании матчей. В частности, комментарии к новостям о том, как болельщики Саудовской Аравии, Сенегала и Японии в течении нескольких минут собирали мусор в специальные пакеты, в буквальном смысле взорвали интернет.

[caption id="attachment_5607154777" align="alignleft" width="300"] Еще один символ ЧМ: саудовские болельщики, убирающие мусор на трибунах[/caption]

Как отметила одна из читательниц, "вообще это норма для цивилизованных людей", но сегодня и сейчас получается "в диковинку"(1, а, б).

При этом, ряд комментаторов провели параллель в корне с иными проявлениями в зоне стадиона. Так, массовые просмотры собрала видео-картинка, отражавшая ситуацию в том же Ростове-на-Дону, где саудовские болельщики вызвали столь лестные эпитеты в свой адрес. Очевидцы зафиксировали на камеры "акцию" швейцарских фанатов, окрещенную ими «флешмоб», когда  направлявшиеся на стадион болельщики этой страны, стройно справляли малую нужду на новой ростовской набережной (вдоль ограждения). Как подчеркивалось, "исполнители", которые "продемонстрировали свою культуру", совершенно не смущались даже тем фактом, "что их снимают"(2).

Свобода или своеволие?

И вот здесь возникает вопрос. Что понимается под культурой в сегодняшнем круговороте жизни? Да и есть ли она? Безусловно, есть. По-другому и быть не может, что доказали болельщики Саудовской Аравии, Японии и Сенегала. Но ведь рядом зафиксирован иной ракурс. Так что является мерилом культуры нынешнего периода мировой истории? Некая свобода допустимости всего и вся, как отражение пресловутых идей с "правами человека" или, все-таки, следование многовековым традициям и передаваемым из поколения в поколения нормам воспитания?

Как-то советская писательница ХХ в. Надежда Мандельштам записала, что "в каждом человеке и в каждом обществе всегда есть элементы и свободы, и своеволия. Вопрос только в пропорциях". Если "исторический опыт нашей эпохи не поможет людям положить конец воинствующему своеволию, останется только совершить последний и логический шаг – самоуничтожение"(3).

Так куда мы идем, и где та самая "грань допустимости" всего и вся? Здесь вспоминается эпизод, имеющий довольно зримое отношение к описанному нами выше.

Российский филолог, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН Ольга Муравьева ссылается на историю, рассказанную ей одним из очевидцев происшедшего. В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций был исключительно грязный общественный туалет. Так вот, там ожидался приезд потомка древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, – шутили геологи, – но что будет делать Его светлость?!» «Его светлость», пишет О. Муравьева, приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную...

"Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь – не стыдно, стыдно жить в грязи", – подчеркивает она.

Вместе с тем, русского аристократа XIX века О. Муравьева определяет совершенно особым типом личности, ибо "весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несли на себе отпечаток определенной культурной традиции". Поэтому современному человеку так трудно его «изобразить»: подражание "лишь внешним особенностям поведения выглядит нестерпимо фальшиво"(4).

Согласимся со взглядом российского специалиста, однако при этом вновь зададимся вопросом: а каковы культурные традиции сегодняшнего дня? Вопрос звучит парадоксально? Но давайте взглянем на происходящее в зоне нашей видимости, да и, нередко, с нами. Как часто приходится слышать сегодня о т. н. "корпоративной культуре" или "этике деловых отношений". Вот спрашивается, можно ли делить аспект культуры по ранжиру? Ведь получается, что ежели в социуме функционирует некая корпоративная культура, значит, рядом соседствует и некорпоративная? А какова она? И если говорится об этике деловых отношений, то существует этика и взаимоотношений "не деловых"? 

Добиваться культуры силой? Мягкостью? Или "мягкой силой" убеждения?

Как-то советский и российский физик, являвшийся вице-президент РАЕН и бессменным ведущим  популярнейшей телепрограммы «Очевидное – невероятное» Сергей Капица произнес, что в плане развития общества ничего "лучше правильного воспитания не придумаешь!".

Прежде развития этого взгляда, ученый попытался высказать собственное восприятие следующего факта. На прозвучавший в его адрес вопрос о причинах того, что вроде-де новейшие открытия (связка людей "в единую сеть", прогресс нано-технологий, "активное изучение стволовых клеток" и т. д.) должны облегчать человеческую жизнь, делая ее "лёгкой и безбедной", но "в реальности люди по-прежнему болеют много, живут мало и тяжело", С. Капица высказался следующим образом: "Думаю, дело в том, что общество не может правильно распорядиться своими знаниями".

Например, продолжил он, в компьютерах есть как "железо", так и программное обеспечение, стоящее в 10-20 раз дороже "железа", благо "продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее". Вот и в человеке энергии и оружия (т. е. "железа") скапливается "сколько угодно", а "программное обеспечение – назовите это культурным потенциалом – отстаёт".

На этой ноте С. Капица и акцентировал внимание на правильном воспитании, что "требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся". Но "если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании". В связи с чем "пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять". Ведь та же заповедь "Не убий!" требует не пояснений, а исполнения(5).

Сильнейшие слова, однако. Бьющие в набат своей пронзительностью. Ну так что делать? Какими путями "внедрять" в человека "доброе и важное"? Силой? Назиданием? Уговариванием?

Наверное, у каждого может быть свой взгляд на это. Автору же, со своей стороны, хотелось бы привести в качестве примера дорогу, выбранную в этом направлении прекрасной современной русской писательницей, переводчицей Екатериной Сорокоумовой (Каримой Умм Иклиль), публикующейся на портале "Электронный минбар" (основатель – Эльмир Кулиев). Ее рассказы для детей – это огромный вклад в дело воспитания малышей, выработки у них культуры поведения, доброты, желания помогать друг другу. Через небольшие сюжеты она ненавязчиво пытается приобщать маленьких к соблюдению ценностей, выработанных человечеством на протяжении веков. Хотя, в общем-то, данные рассказы звучат и для взрослых, потому что в буквальном смысле призывают нас остановиться, пусть на миг, от суеты нынешней жизни и задуматься. О себе, детях, будущем. Нашем и следующих поколений.

Талант, работоспособность и активность Екатерины (Каримы) ханум позволяют ей параллельно надиктовывать лекции в цикле "Верить правильно", а также предлагать вниманию тафсиры к Священному Корану.

И этот вектор Каримы однозначно способствует многостороннему воспитанию юных – через их приобщение к духовным ценностям жизни и важнейшим элементам культуры. Той самой, что вполне реально подведет и к уборке за собой мусора, и ко многим другим положительным аспектам.

«Чистота – половина веры», – гласит один из хадисов. Однако, как подчеркивается, только чистого намерения недостаточно для обретения личностью благочестия и очищения души. Приверженцы ислама считают, что чистота душевная тесно связана с праведными поступками и добрыми словами.

В преломлении же к освещенным нюансам в начале материала, отметим содержание в Сунне пророка многочисленных указаний на необходимость поддержания чистоты на улицах и в общественных местах. Шариат запрещает отправлять большую и малую нужду в водоемы со стоячей водой, под плодовыми деревьями, а также в местах, где проходят или собираются люди. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь двух проклятых грехов: не испражняйтесь на дороге, по которой ходят люди, и там, где они отдыхают в тени». Ибо, разъяснял посланник, даже у дороги есть свои права, которые правоверный должен уважать. Когда же сподвижники спросили, что это за права, он продолжил: «Потупляйте взоры, воздерживайтесь от всего неприятного, отвечайте на приветствия, призывайте к совершению одобряемого и предостерегайте от всего предосудительного»(6).

Будем надеяться, что понимание этого всегда будет в нас. И передаваться следующим поколениям.

1.Болельщики сборной Саудовской Аравии убрали за собой мусор на «Ростов-Арене»

2.Швейцарские болельщики справили нужду на новой набережной в Ростове

http://donday.ru/shveycarskie-bolelschiki-spravili-nuzhdu-na-novoy-naberezhnoy-v-rostove.html

3.Надежда Мандельштам. Вторая книга

http://mreadz.com/new/index.php?id=118392&pages=115

4.Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина

https://www.booksite.ru/fulltext/mura/vye/va/3.htm

5.Сергей Капица. Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждёт крах

http://www.aif.ru/archive/1665533

6.См. подр.: Чистота – половина веры

https://e-minbar.com/islamovedenie/book-08/chapter-06/chistota-polovina-very

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Лея Динес 08 Июля 2018г.
Ответить
-4

Правильно. Культуру надо насаждать. Разными путями, в том числе и силой. Но самый важный и необходимый путь - насаждать личным примером. Который понравится окружающим и в особенности детям. Без этого не будет работать НИЧЕГО. Прекрасных рассказов и правильных дискуссий было и будет множество, а вот культурные люди убрали за собой мусор - и все сразу обратили внимание на прекрасный личный пример!

Яндекс.Метрика