Как богатеют на исламе?

Финансовые продукты по аналогии с мясом-халяль могут быть признаны дозволенными для мусульман при обязательном соблюдении ряда условий. Однако в последнее время в России наблюдаются случаи, когда банки и финансовые организации вводят верующих в заблуждение. Под видом исламских продуктов недобросовестные коммерсанты продвигают услуги, не соответствующие нормам ислама. Представляем вниманию читателей статью исполнительного директора ЦРИЭФ Искандера Исхакова, призванную помочь мусульманам не стать жертвами ростовщиков.

В последнее время можно наблюдать рост новостной активности на тему исламских финансов в России. При этом помимо её количественного роста, так же изменилась и содержательная составляющая: если раньше её источником были всевозможные конференции, форумы или саммиты, то теперь нередко мелькают новости о том, что появляются те или иные организации, которые выводят на рынок исламские финансовые продукты. Однако приходится констатировать, что у большинства людей отсутствует понимание того, что стоит за подобными новостями и в действительности ли все финансовые продукты являются исламскими просто потому, что их назвали таковыми.

Существующая реальность такова, что названия вещей не всегда соответствуют их содержанию. К примеру, многие этнические мусульмане могут назвать мясо халялем только на основании того, что оно не является свининой. Однако известно, что для того, чтобы мясо действительно признавалось дозволенным, помимо того, что оно должно быть произведено из соответствующего животного, необходимо соблюдать ряд других условий, к числу которых относится, к примеру, правильный забой. Соблюдаются ли эти условия при производстве всей той продукции, которая сейчас представлена на рынке под маркировкой «халяль» – большой вопрос, и периодические скандалы в этой отрасли с выявлением всевозможных нарушений у производителей, скорее свидетельствуют об обратном. Поэтому сознательные мусульмане, прежде чем купить ту или иную продукцию, всерьёз подходят к изучению её производителя и/или наличия соответствующих сертификатов от достойных доверия контролирующих организаций (комитетов по стандарту халяль).

В этом смысле, исламские финансовые услуги требуют как минимум не менее серьёзного отношения, нежели покупка халяль-мяса. Для того чтобы финансовая услуга в действительности соответствовала исламу, также необходимо соблюдение ряда условий, берущих своё начало в фикхе имущественных отношений (фикх муамалят аль-малийя). Исламское право имеет достаточно сложный и разнообразный комплекс регулирования экономических отношений, нарушение норм которого означает совершение запретного. Известно, что вопросам экономических отношений посвящено огромное количество аятов Корана и хадисов Пророка, мир ему и благословение. Их изучение, понимание и интерпретация в контексте современного мира со всем многообразием существующих финансово-экономических механизмов – одна из серьёзных задач, стоящих перед всей исламской Уммой. И над данной задачей работают многие исламские учёные и организации по фикху, в результате чего на сегодняшний день существует достаточно обширная база фетв, постановлений и стандартов, посвящённых вопросам современных имущественных отношений. Опираясь на эту основу и должно происходить регулирование экономических отношений, если мы претендуем на то, чтобы они соответствовали исламу. Однако на практике, дело может обстоять иначе.

Необходимо понимать, что банки и финансовые компании, продвигающие «исламские финансовые услуги», – это, прежде всего, коммерческие организации, главной целью которых является получение прибыли. Те из них, у руководства которых стоят богобоязненные и порядочные люди, – будут серьёзно относиться к вопросу дозволенного и запретного в своей деятельности, тем более, когда они продвигают свои услуги под именем ислама. Однако, как правило, так происходит далеко не всегда, тем более, когда речь идёт о сугубо ростовщических организациях, для которых исламские финансы – это лишь элемент маркетинга, который позволяет охватить дополнительные сегменты рынка. Очевидно, что если в подобных случаях соблюдение норм ислама будет вступать в противоречие с коммерческими интересами организации, предпочтение будет отдаваться последним. Поэтому, чтобы под знамёнами исламских финансов не предлагались услуги, нарушающие нормы ислама, в мировой практике существует понятие шариатского контроля, целью которого является обеспечение соответствия содержания исламских финансовых услуг своему названию.

Не углубляясь в вопрос о моделях шариатского контроля, существующих на сегодняшний день в мировой практике, отмечу лишь, что условно его можно разделить на две составные части: формулирование правил, по которым должен работать исламский финансовый институт, и непосредственно надзор за их исполнением. Первую функцию, как правило, исполняет шариатский совет, вторую – комитет по внутреннему шариатскому аудиту (названия могут отличаться). Если две этих составляющих работают правильно, то клиенты могут быть уверены, что им в действительности оказывают услуги, соответствующие исламу, и вложенные ими деньги не участвуют в запретном. Исходя из этого, ключевым является вопрос о том, что представляет собой шариатский совет той или иной финансовой компании и каким образом в ней работает система шариатского аудита.

Для более полного понимания, необходимо разъяснить каждую из этих составляющих по отдельности. Как уже было сказано, функция шариатского совета – это формулирование правил, по которым должна работать та или иная исламская финансовая компания, и контроль за их исполнением. Сюда входит утверждение договоров (по которым компания работает со всеми контрагентами), инструкций и регламентов (по которым работают сотрудники организации) и тому подобное. Очевидно, что исполнение данной функции требует хорошей базы шариатских знаний. Поэтому люди, входящие в шариатский совет, должны иметь хорошее шариатское образование и знание фикха имущественных отношений – как общие, основанные на классических трудах ранних учёных, так и в контексте современных финансово-экономических отношений – шариатские стандарты для исламских финансовых институтов, а также существующие фетвы и постановления, касающиеся современных экономических отношений. Кроме этого, необходимо, чтобы решения совета учитывали существующие реалии, в которых приходится действовать конкретной исламской финансовой компании – прежде всего, с точки зрения законодательных и налоговых аспектов. К примеру, если шариатский совет утверждает тот или иной договор, необходимо принимать во внимание, что, если в договоре отсутствуют те или иные оговорки, с точки зрения местного законодательства по умолчанию в определенных случаях могут вступать в силу условия, которые прямо противоречат шариату. Впоследствии, при обращении в местные суды, та или иная сторона может добиться решения, прямо противоречащего шариату, чего можно было бы избежать, просто упомянув действие определённых условий в договоре.

Что касается системы внутреннего шариатского аудита, то в отношении лиц, его осуществляющих, также существует требование относительно знаний шариата и фикха имущественных отношений. Комитет внутреннего шариатского контроля осуществляет каждодневный надзор за деятельностью исламской финансовой компании, и чем лучше выстроена его система, тем в меньшей степени играет роль человеческого фактора. Однако шариатские знания необходимы его сотрудникам при возникновении нестандартных и не прописанных в инструкциях и регламентах ситуаций, для того, чтобы своевременно выявлять сомнительные операции.

Возвращаясь к российским реалиям, стоить отметить, что ситуация с шариатским контролем в организациях, позиционирующих свои услуги в качестве исламских, зачастую бывает далека от идеала. Нередко компании, выходящие на рынок исламских финансов, создают шариатские советы лишь с декларативными целями и формируют его людьми, не имеющими ни должного уровня шариатских знаний, ни понимания экономических отношений. На практике мне доводилось встречать структурные подразделения в организациях, претендующие на роль шариатского совета, ни один из членов которого вообще не имел высшего шариатского образования, не говоря уже о специализации по фикху современных имущественных отношений. Лично для меня очевидно, что подобный выбор, как правило, делается вполне осознанно – так как уже на этапе создания шариатского совета подобные компании не идут на сотрудничество с теми, кто ставит «неудобные» требования к их работе.

Ещё более сложной проблемой является внутренний шариатский аудит в компаниях, предлагающих исламские финансовые услуги. Даже если у руководства исламской финансовой компании и есть искреннее намерение в отношении этого вопроса, его реализация не всегда осуществляется наилучшим образом. На это существует ряд причин, среди которых можно выделить отсутствие профильных специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, и небольшой размер исламских финансовых компаний, ограничивающий возможности покрытия расходов на осуществление внутреннего шариатского аудита.

При этом, необходимо отметить, что лично для меня эта проблема во многих случаях не выглядит критичной, при условии, что кадровый состав исламской финансовой компании подобран должным образом – иными словами, самим сотрудникам небезразлично, соответствует исламу, то чем они занимаются, или нет. В некоторых исламских финансовых компаниях ситуация обстоит именно таким образом – их персонал состоит в основном из соблюдающих мусульман, которые не станут совершать запретного, так как это будет противоречить их убеждениям, вне зависимости от того, будет за ними осуществляться контроль, или нет. И, на мой взгляд, подобное отношение к делам со стороны самих работников – наилучшая гарантия соответствия исламу, даже в сравнении с самыми сложными системами шариатского контроля.

Однако не всегда дело обстоит подобным образом. Компания может получить положительное шариатское заключение у авторитетных экспертов и ограничиться лишь этим. При этом будет оставаться неясным, кто на практике отвечает за соблюдение требований, сформулированных в шариатском заключении, а также кем являются люди, осуществляющие операционную деятельность и принимающие решения.

Однако для непосвящённой публики наличие шариатского заключения будет выглядеть вполне достаточным для того, чтобы довериться заявлениям о дозволенности финансовых продуктов компании и соответствия её деятельности нормам ислама.

Искандер Исхаков,
Исполнительный директор Центра развития исламской экономики и финансов (ЦРИЭФ).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кылчык 29 Октября 2015г.
Ответить

Ассаляму алейкум, Искандер! Для неспециалистов, хотелось бы иметь обновляемый список и рейтинг халяльных, псевдо-халяльных, и "сомнительных" компаний. Существует ли он, а если нет, что нужно, чтобы он возник?

Яндекс.Метрика