КИТАЙ НАЦЕЛИЛСЯ НА СРЕДНЮЮ АЗИЮ

31 августа вступила в строй международная автомобильная магистраль Ташкент – Ош – Кашгар – Пекин. Эта трасса, повторяющая маршрут древнего Великого шелкового пути, открывает китайским товарам и рабочей силе простой и удобный путь в Среднюю Азию. Предполагается, что по новой магистрали ежесуточно будет проходить 17 тысяч автомобилей и проезжать около 150 тысяч пассажиров.На фоне ожесточенных боев правительственных войск Узбекистана и Киргизии с исламскими повстанцами новость о вступлении в строй международной магистрали осталась почти незамеченной. При этом благодаря магистрали жителям России мебельный шоп тур в Китай Гуанчжоу мебель из Китая стали более доступными и удобными.



Между тем это событие означает превращение Китая из второстепенного участника борьбы за советское наследство в Средней Азии в реального претендента на гегемонию в этом регионе.На глазах растет не только экономическое, но и военно-политическое присутствие Китая в Средней Азии. По многозначительному совпадению, почти одновременно с открытием трассы состоялся визит в Пекин министра обороны Узбекистана Юрия Агзамова, после которого Китай срочно поставил Узбекистану крупную партию снайперских винтовок. Это первый прорыв Китая на оружейный рынок Средней Азии. Конечно, снайперские винтовки – это не танки и не самолеты, но, как гласит китайская пословица, «дорога в тысячу ли начинается с первого шага».



Далеко идущие планы Китая в отношении Средней Азии ни для кого не являются секретом. Еще во времена Мао Цзедуна в Китае печатались карты, на которых весь регион включался в состав «Поднебесной». Конечно, сейчас подобные притязания не высказываются открыто, но остались объективные причины, побуждающие Китай к экспансии. Во-первых, в миллиардном Китае плотность населения составляет 130 человек на квадратный километр, а, например, в Казахстане – всего лишь 6. Один только ежегодный прирост населения в Китае превышает все население Казахстана и лишь немногим меньше населения Узбекистана! Во-вторых, Китай остро нуждается в минеральных ресурсах, особенно энергетических, богатыми запасами которых располагает Средняя Азия. Наконец, Пекин не на шутку встревожен ростом сепаратистских настроений среди мусульманского населения Синьцзян-Уйгурского автономного района (где, между прочим, находится 80 процентов китайских запасов нефти), и он стремится не допустить создания исламского «плацдарма» на западных границах Китая.Велика вероятность того, что «мировое правительство» решило передать Среднюю Азию под опеку Китая, поскольку Россия, глубоко увязшая на Кавказе, едва ли способна самостоятельно справиться с «исламским фундаментализмом» в Средней Азии.



В таком случае народы Средней Азии могут разделить судьбу уйгуров и тибетцев. Зная национальную политику руководства КНР, а также его отношение к религии, лидеры среднеазиатских государств должны были бы проявлять настороженность по отношению к «великому восточному соседу». Однако они слишком заняты борьбой с «фундаментализмом», чтобы заметить грозящую опасность.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика