Кому война, а кому мать родная

xl_17161
Всех нас с детства воспитывали, внушая мысль, что война – это плохо. Война – это не просто плохо, а очень плохо. Война – это зло, она несет горе, смерть и разрушение многим сотням, тысячам, миллионам людей. В этом убеждали нас на примерах разных войн, прокатившихся по нашей стране, но более всего на примере Второй мировой – Великой Отечественной войны. В отдельных семьях делался упор на гражданскую войну, особенно это было развито там, где по разные стороны оказались близкие родственники. Когда мы выросли, то многие из нашего поколения увидели пример войны совсем близко – даже те, кого не коснулся огонь братоубийственных «горячих точек» бывшего СССР, смогли увидеть ее ужасы в лице сотен тысяч беженцев, бежавших от них. Но не будет преувеличением сказать, что есть в современном мире и те силы, которые делают все не только для продолжения существующих конфликтов, но и для возникновения новых. Причем по замыслам отцов-основателей страны – родины этой политики, ее граждане вообще не должны были вмешиваться в дела государств, находящихся на другом континенте.

Однако с течением времени та часть доктрины Монро, которая говорит о невмешательстве в дела Старого Света, была забыта, и в сферу американских интересов постепенно вошел весь мир. Эти интересы достигаются самыми различными способами, среди которых едва ли не первое место занимает организация всевозможных войн и конфликтов. Одним из красноречивых примеров подобной политики является развитие ситуации в Ираке.

Ирак относится к одному из самых древних очагов человеческой культуры. Именно здесь зародились и развивались древнейшие цивилизации Двуречья – Шумер, Вавилон, Ассирия. Без Ирака нельзя представить себе историю Ирана и Восточного Средиземноморья. Из иракского города Ура происходил отец арабов и евреев Ибрахим (Авраам), пророк, уважаемый и почитаемый в исламе, иудаизме и христианстве. На земле Ирака находятся самый древний в мире христианский монастырь и Город Мира – Багдад, бывший средоточием ученых всех религий и течений. Испокон веков здесь мирно жили, общались, торговали мусульмане и зороастрийцы, христиане и иудеи. Многие из них делились еще на десятки конфессий, иные из которых остались лишь здесь, под покровительством аббасидских и османских халифов. Но, как написал отец социологии и историографии Ибн Халдун, «приходят варвары из пустыни» и захватывают культурные страны. На сей раз варвары – не дикие бедуины или монгольские араты, а кичащиеся своей образованностью и культурой американцы (правда, весь остальной мир, почему-то, не разделяет подобного мнения). Не в силах сами справиться со своими врагами, они применяют древний способ – «разделяй и властвуй». В Ираке разделяют главным образом между несколькими общинами: суннитами и шиитами на юге страны, и арабами, курдами и турками на севере. Для того чтобы постоянно поддерживать конфликт между этими этническими и конфессиональными общинами, всем им периодически «подкидывают» ту или иную «кость». Надо откровенно признать, кость эту проглатывают и усердно рвут друг другу глотки в ожидании следующей.

Одной из последних таких костей была казнь Саддама Хусейна. Несмотря на то, что о религиозных чувствах этого человека можно лишь отдаленно догадываться (о самом факте их присутствия), он всегда позиционировал себя как араба суннита. Хотя справедливости ради следует отметить и то, что крови суннитов на его руках было не меньше, чем шиитов. Но при всем этом казнили его именно за смерть жителей шиитской деревни ад-Дуджейль, то есть в качестве акта возмездия именно за массовое убийство шиитов. Мы не будем сейчас говорить о том, что оккупационные войска только сами напрямую своими непосредственными боевыми действиями истребили гораздо больше жителей Ирака (арабов-шиитов, арабов-суннитов, курдов, турок, христиан, евреев), чем Саддам Хусейн за все свое правление. Не будем говорить и про то, что, как бы там ни было, но Саддама Хусейна выбирали на президентских выборах, и те же США и Великобритания многие годы признавали законность его правления, вели с ним переговоры, торговали, продавали ему оружие, в конце концов. Несомненно, что рано или поздно оккупанты будут позорно изгнаны с земли Ирака, как ранее были изгнаны из десятков других стран. Но что останется в Ираке после них? Некогда спокойная страна с чрезвычайно пестрым населением будет долго еще пребывать в огне самой страшной из всех войн – гражданской. Войны, где победителя нет и быть не может. Брат на брата, сосед на соседа. Вчера в футбол вместе во дворе гоняли, а сегодня видишь его в прицеле – что может быть ужаснее? Спасибо заокеанскому дяденьке, хорошо постарался. Такому Ираку долго еще не подняться, а ведь это была самая экономически и технологически развитая арабская страна. Вот именно, чтобы не дать ему вернуться на этот уровень и были затеяны все эти авантюры – война с Ираном, абсолютно неспровоцированная агрессия против Кувейта, последовавшие за ней блокада с фактическим отторжением части страны (Курдистан), и, наконец, нынешняя оккупация с полной утратой суверенитета.

Можно быть полностью уверенным, что как только снизится накал борьбы, казнят кого-нибудь еще, на сей раз уже за убийства суннитов, скажем, ас-Садра или Талабани, ведь у главных организаторов цель оправдывает средства. А целью их является отнюдь не спокойное мирное сосуществование разных этнических групп населения Ирака, а их война «против всех». Для ее продолжения будут приноситься все новые и новые политические «жертвоприношения», совершаться новые и новые провокации. И война эта будет продолжаться еще очень и очень долго.


Ахмад МАКАРОВ

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика