Летний лагерь для школьниц-мусульманок в Подмосковье

Групповая фотография участниц лагеря
Проблема воспитания и досуга детей и подростков в мусульманских семьях особенно сложна в условиях современной России. Молодые семьи соблюдающих мусульман являются своего рода первопроходцами, испытывающие свои методики воздействия на собственных детей, ибо большинство из нынешних родителей воспитывались отнюдь не в исламизированных, а порой и вовсе не в мусульманских семьях. Привить детям исламское мировоззрение и образ жизни без грубого давления, без насилия над психикой ребенка – вот какова задача родителей, придерживающихся предписаний Шариата. Любая брутальность и нарочитый формализм в сфере воспитания представляют опасность, ибо способны привести к обратному эффекту – отторжению навязываемых норм и представлений со стороны подростков.Жизнь школьниц-мусульманок для нас – во многом неизведанное поле. Если о взрослых мусульманках, их проблемах и занятиях известно достаточно, то о совсем юных последовательницах Ислама говорят не так часто? Чем они живут, насколько строго соблюдают нормы Шариата, много ли их? Насколько им легко в обществе сверстников, чья жизнь обусловлена далекими от Ислама стандартами и стереотипами?



Круг общения взрослых членов российской уммы пересекается с подростковой мусульманской средой постольку, поскольку родители контактируют со своими детьми. В целом же это некие параллельные пласты мусульманского сообщества России, и взрослые, увлекшись своими заботами, часто забывают о специфическом мире подрастающих мусульман. В свете этого встреча зрелых женщин-мусульманок и совсем юных последовательниц религии Аллаха – необычный опыт для тех и для других.



По словам председателя фонда «Хадиджа» Гюзель Якуповой, возможность пообщаться со школьницами-мусульманками активистки этой организации получили при проведении женского летнего лагеря в Подмосковье. Первая смена была выделена для мальчиков, в последующие же две недели в лагере отдыхали 30 девочек и девушек в возрасте от 6 до 17 лет. Воспитатели разделили юных мусульманок на три возрастные группы по десять человек в каждой.



Программа лагеря была насыщена интересными мероприятиями и оригинальными задумками. По словам учителей и воспитательниц, организаторы ставили перед собой несколько задач – это и обучение исламским наукам и ритуальной практике, и развитие творческих способностей девочек, и воспитание полезных свойств и навыков. В лагере читались лекции по акыде, фикху, девочек обучали правильному исполнению намаза, чтению Корана, а по окончании курса устроили им экзамены с последующей торжественной выдачей дипломов.



Помимо изучения основ Ислама, девочки также активно занимались спортом и творчеством. Им преподавались основы единоборств и самообороны, мусульманки ходили плавать в бассейн и на речку. Особое место в программе лагеря занимало театральное творчество девочек и развитие у них навыков риторики.



Воспитатели предложили юным мусульманкам поучаствовать в развивающей игре, в процессе которой одна половина аудитории выступала в роли дааватчиков, а другая – в роли немусульман, задающих каверзные вопросы. После окончания тренинга группы менялись ролями, и теперь уже дааватчики превращались в «сомневающихся», а скептики – в призывающих к Исламу. Игра увлекла девочек, в ходе полемики они оттачивали ораторское мастерство и остроту теоретических позиций, умение подбирать логическую аргументацию.



Дети примеряли на себя разные социальные роли не только в процессе тренингов и дискуссий – они также писали театральные сценарии на исламскую тематику и ставили злободневные сценки. В этих мини-пьесах воплотились все те проблемы, которые волнуют мусульманок школьного возраста. Острые бытовые темы вроде недовольства неверующих родителей религиозным выбором дочери и стилем ее одежды сочетались с попыткой осмыслить глубокие теологические проблемы. В силу этого особое место в этих сценках заняла тема смерти – которая, впрочем, часто интересует подростков, особенно если они – люди творческого склада. По словам Гюзели Якуповой, некоторые пьесы трогали аудиторию и заставляли задуматься о многом.



Среди запомнившихся – история новообратившейся мусульманки, мама которой, поначалу выступая против «этой ерунды» и «причуд подросткового возраста», постепенно приходит к Исламу после трагической смерти дочери, сбитой машиной и завещавшей, чтобы мама произнесла шахаду. Другая сценка повествовала о девушке, имевшей привычку откладывать поклонение на «потом». Заканчивается это тем, что она летит в самолете и отказывается читать намаз в положенный срок, думая, что сумеет сделать это после посадки, но самолет разбивается и девушка погибает...В сценариях юных мусульманок воплотились и острые социальные зарисовки, и живое творческое осмысление религиозных норм. Многие аспекты Ислама подростки прочувствовали тоньше и отнеслись к ним серьезнее, нежели иные взрослые мусульмане.



Гюзель Якупова отметила, что, помимо собственно обучения исламским наукам, девочкам старались привить качества, необходимые достойной мусульманке. Например, школьницы частенько не следят за чистотой в комнате и разбрасывают в ней свои вещи, воспринимая уборку как необычайно нудное и бесцельное времяпрепровождение. Воспитательницы лагеря взялись объяснить девочкам, что мусульманка должна не только следить за собой, но и поддерживать уют и порядок в своем доме. Каждый день по комнатам девочек ходила специальная комиссия, которая проставляла им оценки за состояние их жилища. Самые аккуратные девушки награждались «красным цветком», «желтый» полагался тем, кто старался приводить комнату в порядок, однако допускал некоторые оплошности, те же девочки, в спальнях которых царил полный беспорядок, получали позорный «черный цветок».



По мнению организаторов лагеря, эти мероприятия оказались весьма действенными. Если поначалу в спальни девочек порой невозможно было зайти, то к концу своего пребывания в лагере они проявляли изрядное рвение в наведении чистоты в комнате.



Опыт пребывания в лагере оказался полезным не только для школьниц, но и для воспитательниц. Взрослые мусульманки нечасто имеют возможность услышать о повседневных проблемах их «младших сестер». В лагере девочки получили возможность полноценного общения с единоверками и единомышленницами – ведь в своих классах они «белые вороны». Несмотря на то, что практически все школьницы в лагере были из семей соблюдающих мусульман, и у них не возникало проблем с родителями из-за Ислама, в среде сверстников они всегда сталкивались с непониманием. Девушки-мусульманки не встречаются с мальчиками, не ходят на дискотеки – а потому обречены на подколы и издевки со стороны одноклассников. Лишь одна девочка из третьего класса, носящая в школе хиджаб, рассказала, что у нее нормальные отношения и с учениками, и с учителями – благо в первый класс она пришла в косынке, и все окружающие привыкли к ее имиджу как к чему-то само собой разумеющемуся.



Поэтому школьницам было жаль так быстро покидать лагерь, завершившийся прощальным костром с салютом. В итоге лагерем остались довольны и девочки, и учителя – и теперь планируют организацию новых лагерей и курсов для юных мусульман.



Для создания лагеря и всех необходимых удобств в нем, в Интернете можно приобрести высококачественную и надежную мебель для спальни в интернет-магазине по доступным ценам и на выгодных условиях доставки. Также можно приобрести мебель для комнат отдыха, кухни, столовой и всех других помещений.

Автор: Фатима Анастасия Ежова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика