Личность в контексте истории: Алия Изетбегович

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и Бакир Изетбегович (сын покойного президента) читают дуа над могилой Алии Изетбеговича на кладбище Ковачи (Сараево)

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган и Бакир Изетбегович (сын покойного президента) читают дуа над могилой Алии Изетбеговича на кладбище Ковачи (Сараево)

Теги:




2
07 Ноября 2013г. (03 Мухаррам)
В нынешнем году, 19 октября, исполнилось десять лет со дня ухода из жизни первого президента независимой Боснии и Герцеговины д-ра Алии Изетбеговича (1925-2003) г. Историческая значимость его личности состоит в том, что это был первый среди мусульманских философов и мыслителей (но не богословов) новейшего времени, принадлежащий к славянскому народу, исповедующему ислам.

Ислам пришел на земли Боснии-Герцеговины в XV-XVI вв, когда эти земли находились в составе Османской империи. Босния и Албания были двумя вилайетами Порты на Западных Балканах, где большинство населения приняло ислам. Но, если в Албании, было велико влияние неортодоксального шиизма в лице тариката «бекташийя», то боснийцы исповедуют исключительно суннитский ислам.

Алия Али Изетбегович родился в 1923 году в местечке Босански Самач на севере Боснии. Его семья принадлежала к знатному, но обедневшему славяно-мусульманскому роду, известному еще со времен Османской империи. Бабушка Алии Изетбеговича была этнической турчанкой. После достижения независимости Сербии, на волне поднявшегося сербского национализма, мусульманская семья Изетбеговичей была вынуждена покинуть Белград, где она проживала, и переселиться в Боснию.

С самых ранних лет Алия был вовлечен в общественную жизнь мусульман этого края. Еще перед Второй мировой войной он стал активистом организации "Млади муслимане" («Молодые мусульмане»). Во время войны эта организация оказывала значительную помощь пострадавшим от гитлеровской оккупации. Однако, членство в религиозно-общественной организации в послевоенной коммунистической Югославии послужило основанием для ареста Изетбеговича в 1946 году и осуждения на три года тюремного заключения. После выхода из тюрьмы он завершил начатое еще до войны юридическое образование, получил диплом в Сараевском университете и занялся юридической практикой, совмещенной с общественной деятельностью.

В 1970 году из-под пера Алии Изетбеговича вышло первое философско-публицистическое произведение – «Исламская декларация». Она выражает его личное видение соотношения ислама, общества и государства. Власти тогдашней СФРЮ запретили публикацию этой работы за то, что она, якобы, является декларацией исламского фундаментализма и призывает к введению шариата в Боснии. Эти же аргументы использовали и сербские националисты, обосновывая свое вторжение в Боснию и Герцеговину в 1990-х гг. Изетбегович всегда отвергал подобные обвинения. Вот как оценивает этот документ независимый британский автор Ноэль Малькольм: «Эта декларация – всего лишь самые общие рассуждения об отношении ислама и политики, и относятся они ко всему мусульманскому миру в целом: в ней ни разу даже не упоминается Босния, и нет ничего, что можно расценивать как фундаментализм».

В апреле 1983 г. Изетбегович и еще 12 боснийских мусульманских активистов предстали перед судом по целому «букету» противоречивых обвинений, от «мусульманского национализма» (?!) до организации поездки на конференцию в Иран. Приговор ему был вынесен – 14 лет тюрьмы, затем снижен до 12 лет, а в 1988 г., с крушением коммунистического режима, Изетбегович вышел из заключения по амнистии.

Будучи президентом Боснии-Герцеговины, в том числе и в нелегкие годы Балканской войны, (1990-1996 гг.) Изетбегович был принципиальным сторонником независимости Боснии-Герцеговины и,одновременно, такого принципа ее устройства, при котором равное участие в политической жизни имеют три народа страны – бошняки-мусульмане, хорваты-католики и сербы-православные. Этот принцип, несмотря на все объективные трудности, выдерживается и доныне.

Основной труд Алии Изетбеговича, как мыслителя – книга «Ислам между Востоком и Западом». Он не является, как может показаться на первый взгляд, сборником различных эссе, философской, культурологической, религиоведческой и политологической направленности, объединенных одной, достаточно общей, указанной в названии книги, темой. Нет, это цельный труд, объединенный общим единством замыслом и концепцией.

В первой части своей книги, под названием "Предпосылки: размышления о религии", состоящей из 6 глав, автор делает сравнительный анализ материалистического и религиозного понимания таких базовых категорий философской мысли, как творение и эволюция, культура и цивилизация, феномен искусства, мораль, культура и история. Анализ делается исключительно на современном ему (60-е-80-е гг) западном философском и культурном материале. И в те времена это было актуально, поскольку материалистический и духовно-идеалистический подходы противостояли друг другу не только как образы мыслей, но и политические идеи, раскалывавшие тогдашний двуполярный мир. Здесь особенно любопытно то, что автор, вразрез с традиционным и преобладающим до сего дня подходом, четко разводит понятия цивилизации и культуры. Цивилизация, по его мнению, – категория сугубо материальная, связанная с земным бытием человека и человечества, а культура суть воплощение, реализация духовного и религиозного начала в человеческой личности и ее деятельности. И это отражение общего дуализма всего мироздания.

Вторую часть книги под названием "Ислам как биполярное единство" можно назвать философско-религиоведческой. Концептуальная задача автора заключается в том, чтобы показать, что именно в исламе преодолевается противоречивый дуализм человеческой личности и общества, и два начала, материальное и духовное, сводятся в неразрывное и гармоничное единство. Как писал сам Изетбегович в предисловии к данной книге, «ислам – единственно возможная форма синтеза, способная объединить определяющую сущность человеческого бытия дуальность» .

В главе «Моисей – Иисус – Мухаммад» автор показывает это на примере исторической эволюции авраамической религиозности через цепочку иудаизм-христианство-ислам: «Среди религий иудаизм представляет идею, направленную в посюсторонний мир. Все идеи и концепции, определяющие иудейское мышление, направлены на создание рая на земле». Автор также отмечает, что иудаизм никогда полностью не воспринимал идеи бессмертия. Царство Божие должно реализоваться здесь, на земле, а иудейский Мессия – это не пророк, но торжествующий царь, победивший владыка. Как указывает Алия Изетбегович, иудаизм всегда был связан с мировой цивилизацией, но не с культурой. Вслед за Бертраном Расселом, который цитируется в данной главе, Изетбегович соглашается с мнением, что евреи с древности и до наших дней связаны были, прежде всего, с городской культурой, а иудаизм был «коммерческой» религией.

Христианство же, в отличие от иудаизма, свой идейный вектор направляет во внутрь человеческой личности, а не вовне, на общество. Оно также признавало дуализм бытия, четко разграничив при этом Богово и кесарево. Перед своим адептом религия Христа ставит необходимость четкого и однозначного выбора, что зафиксировано в евангельском изречении: «Не можете служить Богу и маммоне».

А каково видение Алией Изетбеговичем ислама? Ислам, по его мнению, – это кульминация, уникальный в истории синтез «материализма», обращения к жизни внешней, общественной, которую воплощал иудаизм, и глубокой, внутренней посвященной жизни, обращение к горнему, что связывается с христианством. Мухаммад своей миссией и своей личностью объединил эти два, казалось бы, несовместимых начала.

Интересно следующее наблюдение автора. Иисус в Своем служении всячески старался избегать Иерусалима – града фарисеев, неверующих и верующих, что называется, «так себе». Пророк Мухаммад также удалялся в пещеру на горе Хира, однако всякий раз возвращался в языческую Мекку для продолжения своей миссии.

Однако, указывает Изетбегович, то, что было провозглашено в Мекке, еще нельзя в полной мере назвать исламом. Ислам достиг своей кульминации, стал тем, чем он есть, именно в Медине. В пещере Хира Мухаммад был постящимся аскетом, мистиком, «ханифом». В Медине же он стал глашатаем исламской идеи. То есть его взгляды оформились и кристаллизовались в Медине, когда религиозное откровение стало частью и внешней общественной жизни.

В последние годы большой интерес проявляется к «евроисламу». Часто под этим понятием имеются в виду разные вещи – культурно-психологическая адаптация мусульман в европейской (западной) среде, соотношение исламского вероучения и религиозной практики с нынешними реалиями Запада. Но столь же важным является глубокий сравнительный анализ связи ислама со всем обширным философским, культурным и историческим наследием Запада, европейской цивилизации и культуры. Это нужно, для понимания, что ислам является органической составляющей духовного развития для всего человечества. И труд первого президента Боснии в этом смысле не утратил и вряд ли утратит свою актуальность.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Бар*** 07 Ноября 2013г.
Ответить

Будучи президентом Боснии-Герцеговины, в том числе и в нелегкие годы Балканской войны, (1990-1996 гг.) Изетбегович был принципиальным сторонником независимости Боснии-Герцеговины ---------------- Это не совсем так. Первоначально, балканский кризис развивался как проивостояние между политически доминировавшей Сербией с одной стороны и экономически развитыми Хорватией и Словенией. Сербия выступала за сохранение СФРЮ, Хорватия и Словения за независимость. Изетбегович и президент Македонии Глигоров, предлагали компромиссный вариант, сохранение Югославии, но с увеличением полномочий ...
Читать дальше

Бар*** 07 Ноября 2013г.
Ответить

Будучи президентом Боснии-Герцеговины, в том числе и в нелегкие годы Балканской войны, (1990-1996 гг.) Изетбегович был принципиальным сторонником независимости Боснии-Герцеговины ---------------- Это не совсем так. Первоначально, балканский кризис развивался как проивостояние между политически доминировавшей Сербией с одной стороны и экономически развитыми Хорватией и Словенией. Сербия выступала за сохранение СФРЮ, Хорватия и Словения за независимость. Изетбегович и президент Македонии Глигоров, предлагали компромиссный вариант, сохранение Югославии, но с увеличением полномочий ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика