Может ли суфий превзойти пророка?

Представители тариката чишти счатают свою традицию глубже исламской

Представители тариката чишти счатают свою традицию глубже исламской

Теги:

17
05 Августа 2015г. (19 Шавваль)
Думается, что услышав слово «суфий» и у мусульманина, и у немусульманина, безусловно, возникнет увязка именно с исламом, но..со знаком вопроса. И эта двойственность в глазах людей существовала на протяжении всей истории исламской веры и существует ныне. Достаточно вспомнить расхожую ныне дилемму «суфии» – «салафиты».

В книге британского мусульманина Омара Бьерка «Среди дервишей», описывающей путешествие молодого европейца в мир дервишей и факиров, некий шейх бросает такую фразу: «Мы – ислам, и мы – не ислам». И насколько такая фраза отражает реальное положение вещей?

Традиционно считается, что первым суфием был сам Пророк. В то же время в сире (жизнеописании Пророка) упоминаются «суфии», как группа хранителей Священной Каабы, существовавшая также и в доисламские времена. Нет единого мнения и о происхождении термина «суфий». Утверждается, что суфий – это тот, кто носит шерстяную одежду (джана-и-суф). Другое мнение гласит, что суфий потому суфий, что он находится в первом ряду (сафф-и авваль). И, наконец, это понятие связывается с принадлежностью к асхаб ас-суффа («людям скамьи», первыми сподвижниками Пророка, слушавшими его проповеди в мекканской мечети, сидя на скамье).

Мистические течения в любой из религий Авраама-Ибрагима не всегда жестко совпадают с основополагающими, догматическими ее принципами. Тем более, в исламе, где нет «священных институтов» типа церкви и который является религией личного выбора, личной духовной практики и личной ответственности. Собственно в суфизме уже с IX-Xвеков сложилось два направления. Первое из них «персидское» или «хоросанское», последователи которого считали: для того, чтобы быть суфием, не обязательно соблюдать шариат и вообще, понятие суфизма шире понятия ислама.

Другое направление, условно именуемое «багдадским» жестко увязывала тарикат (суфийский путь) с принадлежностью к исламу и соблюдением шариата. Это разделение, в принципе, сохраняется и доныне. Среди исламских ученых мнения о суфизме тоже полярные. Одни видели (и видят) в нем нежелательное нововведение (бида’а), другие считают, что именно суфии представляют собой образец благочестия и набожности…

Ислам – религия серединного, выверенного пути и известную мысль о том, что «истина-посередине» подтверждает и рассматриваемый нами здесь вопрос о суфиях.

Имеется изречение имама Малика: Тот, кто практикует тасавуф без изучения шариата, разрушает свою веру, тот, ктоизучает шариат без практики тасавуфа разрушает себя. Только тот, кто соединяет в себе эти два начала, поступает правильно».

В русле той же логики находится и мнение выдающегося алима ибн Таймийя (1263-1328), которого часто однобоко считают «антисуфием», духовным предтечей салафизма («ваххабизма») нового времени, хотя есть мнения, что он был суфием тариката кадирийя. Он говорил: « Поистине суфизм – это качество праведных… Большинство мухадисов, факихов, суфиев следуют тому, с чем пришел Пророк». Ибн Таймийя указывал, что люди разделились в оценке суфиев на две группы: одни назвали их вводящими нововведения и отошедшими от Сунны. Другие возвысили, считая лучшими людьми после пророков. Мнение обеих групп достойно порицания. Истина же состоит в том, что это ученые, проявившие усердие в познании и покорности Аллаху.

Итак, к настоящему времени имеется общее мнение, что суфием с точки зрения суннитского ислама может считаться тот, кто следует подлинной акыде, стремится к очищению собственной души (тазикийя) и следует принципам шариата. Суфизм в такой форме не только приемлем, но и приветствуется многими исламскими учеными.

А что же «внекоранический суфизм». Да, он существует и поныне, преимущественно в странах вне исламского мира, в России в том числе. Это направление сформировалось и развивается преимущественно в индо-иранском ареале, в значительной мере в инорелигиозной среде, поэтому такого рода «суфизм» активно перенимает многие черты свойственные иным, немонотеистическим религиям.

Особенно это характерно для «многоликой Индии». В этой стране многие современные ответвления традиционного тариката чишти, оставив чисто внешне некую мусульманскую атрибутику (например, зикр) полностью отошли от шариата. Они практикуют различные практики близкие к йоге, проповедуют некое экстатическое слияние со Всевышним. Такие «суфии» проповедуют надрелигиозный характер своего учения, для того, чтобы вступить в подобное сообщество вовсе необязательно быть мусульманином, можно продолжать практиковать свою традиционную религию.

Автору этих строк приходилось наблюдать подобные «тарикаты». Выводы не очень утешительные. Очевидно, что за внешне исламской атрибутикой (при том, что исполнения общепринятых для всех мусульман религиозных обязанностей нет) такие «суфии» на самом деле проповедуют индийское языческое учение адвайта веданты («недвойственность мира»), утверждающее, что мир и Бог неразделимы, что этот самый мир и есть Бог. Нет Бога личности, за которым следует человек, нет движения, нет жизни, нет смысла. Достаточно закрыть глаза и представить, что у тебя отвалились ноги, потом руки, потом туловище, потом и голова куда-то делась и не остается ничего (это не черный юмор, такая практика действительно существует в одном из суфийских направлений индийского происхождения, выросшего из тариката чишти).

Конечно, можно рассматривать подобные явления, как группы психотерапевтической поддержки или что-либо подобное. Только вот к исламу (а суфизм как понятие по природе своейсвязан исключительно с исламом) это все имеет менее, чем нулевое отношение.

Так нужна ли простому мусульманину мистика суфизма? Может достаточно выполнять молитвенные обязанности, полагаясь в настоящем и будущем на волю Аллаха?

Любая религия не есть только исполнение определенного набора обрядов или общение с единоверцами. В этом случае она перестает быть религией. Религия – это, прежде всего постоянный личностный духовный рост, стремление стать как можно ближе к Богу. Он непознаваем, поэтому на определенном этапе верующий осознает ограниченность своего разума и необходимости обращения к чему-то более глубинному и таинственному. А слово «мистика», в исламе существующая как суфийский путь, как раз и означает тайну, таинственность и поэтому это понятие не может быть чуждым для практикующего мусульманина. Тем более, ислам – религия индивидуального поклонения, поэтому от последователя веры требуется максимальное использование внутренних духовных возможностей.

Только ли на суфийском пути можно достичь полноты веры – вопрос остается открытым. Как известно, в исламе такая полнота означает единство трех составляющих – ислама, имана, ихсана. Ислам – это полная преданность человека воле Бога и исполнение предписаний, иман – вера, характеризующее внутреннее (не важно, активное или пассивное) отношение к религии. При этом не всякий мусульманин «муммин» (имеющий веру), но всякий муммин – мусульманин. Но для того, чтобы вера стала жизнью, нужно сделать так, чтобы человек жил так, словно видит Всевышнего. Это и есть ихсан – понятие, в отличие от ислама и имана, внекораническое, существующее в хадисе Пророка. Пророк говорил: «Ихсан – это, когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто видишь его, но даже, если Ты не можешь видеть Его – Он видит Тебя». Достичь такого видения, иначе как на внутреннем пути духовного роста невозможно.

Ну а шариат? Зачем нужны писаные догмы, если главное – работа души и сердца. Представим ситуацию. Каким-то парадоксальным образом мы построили дом, начав… с крыши. На честном слове подвели под нее стены (внешнего поклонения и религиозности), оставив все сооружение без фундамента.

И при первой же попытке залезть на нее, крыша… заваливается.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Umar2014 11 Августа 2015г.
Ответить

Видимо для автора статьи её заголовок, действительно, является вопросом.

самир ахриев 08 Августа 2015г.
Ответить

Про ибн Таймию (РЛ) всё выдуманно от и до. Суфии сами запутались в своем вранье, то проклинают и такфирят ибн Таймию, то приписывают его к суфизму. Вот одна суфийская сказка про ибн Таймию (РЛ): Со слов лжеца Ибн Батуты.«В четверг, девятого дня великого месяца Рамадан, лета двадцать шестого, я прибыл в город Дамаск, в Шаме… Там жил один из крупных ученых фикха ханбалитского толка Такъийюддин Ибн Теймия, важный человек Шама, способный толковать о науках, имевший, однако нелады с рассудком. Жители Дамаска возвеличивали его чрезвычайно, и он проповедовал им с минбара». Далее Ибн Батута пишет: «...
Читать дальше

abdelhafiz 07 Августа 2015г.
Ответить

Клянусь Аллахом эту статью написал человек далекий от Ислама. Возможно даже не мусульманин. Потому что, поставив это фото душевнобольного,автор глумится над Исламом, т.к. суфии подразумевают Ислам. Я молю Аллаха что бы он вывел вас на путь Истины, а если нет, то пусть оставит вас без Своего благословения.

abdelhafiz 07 Августа 2015г.
Ответить

Что за идиотский заголовок. СубханАллах.

Umar2014 07 Августа 2015г.
Ответить

Да ладно. Этот ,который глаз выковыривает ножом , мне на него страшно смотреть, автор статьи поместил это фото, как будто хочет сказать, что все суфии себе глаза выковыривают или еще что то невообразимое делают. Но это не так. Суфии, конечно, многие сектанты, но я встречал очень даже нормальных и адекватных суфиев , ничего противоречащего Шариату я не видел у них. В общем, тут надо еще уметь различать. Но ,что все суфии поголовно бидаатчики и мушрики - это считаю чрезмерностью.

Анатолий Борщ 06 Августа 2015г.
Ответить

Нет места в Исламе Смурфикам

Ysdrh Esrerherherhy 06 Августа 2015г.
Ответить

Шейх аль-Уссабий, хафизаху Ллах, в книги "мухаляфат суфия ли имам аш-Шафии" приводит следующее: "Кадый аль-'Ийад в книге "тартиб аль-мадарик уа такриб аль-масалик", 2/53 пишет: Сказал ат-Тунисий: "Мы были с Маликом и его сахабы были с ним, и сказал один из насыйбов (близких): Есть у нас народ, их называют "ас-суфия", они много едят, затем ударяются в касыды, затем принимаются за танцы. Имам Малик спросил: "Они дети !?", на что тот ответил: Нет. Он спросил:"Они умалишенные !?", он сказал: Нет, они шейхи в разуме. Имам Малик сказал:"Я не слышал, чтобы кто-то из мусульман делал такое !"" (см. "...
Читать дальше

Muslim__ 05 Августа 2015г.
Ответить

" суфием с точки зрения суннитского ислама может считаться тот, кто следует подлинной акыде, стремится к очищению собственной души (тазикийя) и следует принципам шариата". Ложное определение, которое преследует попытку подменить Указанные Аллахом понятия "муслим" и "му'мин". НЕ НАДО быть никаким "суфием, чтобы: а) Иметь исламское вероубеждение, исламскую 'акыйду. б) Работать над собой для воспитания себя в соответствии с теми высокими нравственными ориентирами, которые нам Указал Аллах и которые нам показал Посланник и раб Аллаха Мухаммад (салаллаху алейхи уа саллям). в) С...
Читать дальше

Rustam 05 Августа 2015г.
Ответить
-2

В выковыривании глаза ножом может

Яндекс.Метрика