Муфтий Кузбасса проникся состраданием к заключенным

В 41-й колонии в Юрге

В 41-й колонии в Юрге

Теги:


0
10 Июня 2018г. (26 Рамадан)
Одним из важнейших направлений деятельности Духовного управления мусульман Кемеровской области является работа с заключёнными, людьми по той или иной причине преступившими закон и отбывающими за это наказание. Однако оказаться «по ту сторону» – вовсе не означает того, что человек должен быть лишён духовного общения с людьми своей веры и возможности свободно молиться.

И очередным примером этого стало открытие в исправительной колонии №41, расположенной в Юрге, новой отремонтированной мечети для осуждённых. В церемонии открытия приняли участие и гости из Кемерова – муфтий ДУМКО Тагир Бикчантаев и его первый заместитель Рубин Муниров. Об этом событии, и о том, почему оно действительно так важно – этот рассказ.

Диалог о самом важном

41-я колония в Юрге – со строгим режимом. Отбывают наказание здесь «первоходы», те, кто ранее осуждён ещё не был, вот только преступления они совершили, как правило, тяжёлые. Сбыт наркотиков в особо крупных размерах, грабежи, убийства, экстремизм – такие статьи УК здесь не редкость, а скорее правило. Колония большая, находятся здесь постоянно более тысячи человек.






Ничего удивительного, что среди такого количества людей есть и мусульмане. Их несколько десятков, в основном, выходцы из Средней Азии и Кавказа, но это и не так важно, ведь ислам – религия наднациональная. Куда важнее, что этим людям необходимо место, где можно помолиться, пообщаться с единоверцами, узнать что-то новое об исламе. Место, где в конце концов можно спокойно провести какой-то диалог с самим собой. Диалог о самом важном – о том, почему так получилось, что ты оказался здесь, и о том, как это исправить.

Такое место в ИК-41 было уже несколько лет – мечеть «Абу Бакр ас-Сиддик». Конечно, в данном случае мечеть – это не большое строение с куполом и минаретами. Речь идёт о нескольких комнатах в одном из помещений колонии. Но здесь есть место для молитвы и омовения, есть отдельная комната для изучения грамоты Корана. А сейчас мечеть ещё и как следует отремонтировали – сами прихожане-заключённые при посильной помощи руководства колонии. Капитальный ремонт длился около месяца – и вот теперь в её новых стенах не стыдно принимать и муфтия Кемеровской области.

«Все вы попали сюда по разным причинам. И сейчас мы об этом не будем говорить. То, что для вас в настоящий момент действительно имеет значение – это осознание своих ошибок и поиск своего дальнейшего пути. Мы, мусульмане, знаем, что несём ответственность за свои поступки и перед собой, и перед Всевышним. И что никогда не поздно изменить себя и собственное отношение к окружающему миру. В этом смысле, как ни странно, Аллах, возможно, явил вам свою особенную милость – поместил сюда, где есть возможность вдали от привычной жизненной суеты осмыслить свою жизнь и сделать правильные выводы о том, куда двигаться дальше», – обратился Тагир хазрат Бикчантаев к собравшимся в мечети осуждённым.

«Помогай другому и сочувствуй ему!»

Муфтий подчеркнул – даже будучи правоверным мусульманином, не следует «замыкаться» только на этом и считать, что лишь приверженец ислама достоин твоих добрых чувств и дел. Все мы живём в сложном многоконфессиональном обществе – и это ещё, когда речь идёт об «обычной» жизни. Что уж говорить о колонии, где множество не самых лёгких по характеру и привычкам людей собраны вместе и никуда им от этого не уйти. Остаётся одно – учиться жить в согласии, чему путь к вере должен только лишний раз способствовать.

«Вы должны понять, что не следует делать другому человеку того, чего ты бы сам не хотел от него получить. И наоборот – хочешь помощи и сочувствия? Помогай другому, сочувствуй ему – и тогда в тебе самом будет больше добра. Причём, этот другой может быть кем угодно – твоим единоверцем-мусульманином, христианином, вообще неверующим. Важно не кто он, а как поступаешь ты. И, конечно, в вашей нынешней ситуации это ещё более важно, чем на воле», – продолжил Тагир хазрат.

Кстати, само название мечети «Абу Бакр-ас Сиддик» представляется в данном случае едва ли не символичным. Абу Бакр – так звали одного из ближайших сподвижников Пророка, мир Ему, первого праведного халифа, прозванного «ас-Сиддик», «правдивейший». Этого прозвища удостоил Абу Бакра сам Пророк, мир Ему, после того, как сподвижник безоговорочно поверил Его истории о чудесном ночном путешествии из Мекки в Иерусалим. Стремление первых мусульман к вере и правде, безусловно, является примером для подражания и для мусульман 21-го века – тем более, тех, кто один раз уже оступился, но хочет найти в себе силы для духовного подъёма.

«Само собой, невозможно заглянуть в душу каждому из этих людей. Поэтому и мотивация для посещения мечети может быть у них самая разная. Кто-то действительно уже что-то осознал и стремится вернуться к нормальной жизни через веру. Кто-то ощущает себя мусульманином по привычке – предположим, с детства весь кишлак в мечеть ходил, ну и он тоже, не особо задумываясь о причинах и смыслах. Для кого-то здесь это своего рода «клуб по интересам». Возможно всякое.

Другое дело, что мы должны исходить из того, что у этих людей благие намерения. Вы заметили – в мечети многие улыбались, не было никакого внутреннего напряжения? А ведь это всё-таки колония строгого режима, жизнь здесь не особенно радует. Поэтому хорошо уже то, что у людей есть своего рода спасение от душевного одиночества – посещение мечети, молитвы. А если это перерастёт во что-то большее, в то самое духовное перерождение – это будет огромной победой!», – сказал Тагир хазрат Бикчантаев уже после окончания совместной молитвы с осуждёнными.

Коран в подарок прихожанам

Между прочим, есть в мечети «Абу Бакр ас-Сиддик» и свой «временно исполняющий обязанности имама», заключённый по имени Абдуррахман. Специального богословского образования у него, конечно, нет, но есть умение читать молитвы, а главное – желание это делать. Так же, как есть желание слушать и повторять и у нескольких десятков прихожан мечети. Особенно много народа бывает на главной пятничной молитве, объясняет нам ещё один осужденный, Зафар.

Сам Зафар, житель Новокузнецка, мечеть посещал и на воле, ему есть с чем сравнивать. Понятно, говорит он, что здесь условия особенные – например, быть в мечети можно не во всякое время, а только в определённые часы, после обеда. Но тут уж ничего не поделаешь, таковы особенности строгого режима, нарушать распорядок дня нельзя. Что же касается не слишком большой религиозной грамотности, то это «дело наживное» – для того и существует здесь класс по изучению Корана. Нет недостатка и в предмете изучения – тем более, что в честь открытия обновлённой мечети мусульманский деятель как раз и подарил местным прихожанам священную книгу мусульман.

Мечеть при исправительной колонии №41 – это не что-то совершенно необычное, исключительное для нашего региона. Скорее, наоборот – мечети либо открываются, либо уже действуют во многих исправительных учреждениях Кузбасса. Понятно, что такое едва ли бы стало возможным без проявления доброй воли со стороны и руководства ГУФСИН, и рядовых сотрудников колоний. «А должен ли человек, например, как-то доказать, что он мусульманин, отпустят ли его иначе на богослужение?», – задаю вопрос одному из сотрудников ИК-41. «Нет, никаких доказательств не нужно. Главное, чтобы он сам захотел. А так, почему нет, может идти».

По словам же врио начальника ГУФСИН по Кемеровской области Андрея Попето, открытие мечети в юргинской колонии – лишь один из эпизодов планомерного процесса по предоставлению осужденным права свободно выражать свои религиозные убеждения. Если, конечно, эти убеждения никак не идут вразрез с общими идеями, заложенными во всех традиционных религиях. С добром. С созиданием. И с верой в то, что никогда не поздно изменить свою жизнь к лучшему.

Автор: Василий Королев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика