Информационное
агентство России
13°C
16 июня, 00:00
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
1:523:4412:3117:0221:1723:09

Муфтий Ризаэтдин Фахретдин: кто такие ваххабиты

Перевод статьи известного богослова Поволжья и Урала

muh
Муфтий Ризаэтдин Фахретдин: кто такие ваххабиты
Ризаэтдин Фахретдин был официальным российским муфтием с 1922 по 1936 гг

Прочитавший заголовок данной статьи, может задать вопрос: “зачем нужно знать, кто такие ваххабиты – разве у нас нет других вещей, заслуживающих внимания?”

Когда один из моих сыновей, учащийся Реального училища, спросил: “отец, кто такие ваххабиты?”, я подумал, что он просит дать пояснения о том, что его не касается. Когда же я узнал, чем вызван был вопрос сына, данная тема привлекла к себе мое внимание.

«Әл-Гасыр әл-җәдид». – 1906., № 2., – стр. 91-93

Как известно, представители других религий много пишут о вероубеждении мусульман, о мнениях, мазхабах и манхаджах. И своим учащимся из числа и взрослых, и детей они по этим вопросам также дают много информации. Поэтому многое из того, о чем не знают воспитывающиеся и обучающиеся долгое время в исламских медресе, очень хорошо понимают даже дети, обучающиеся в их (немусульман, – ред.) школах.

Я спросил у сына, для чего он хочет узнать, кто такие “ваххабиты”. Оказывается, термин «ваххабиты» был упомянут на днях на одном из уроков в связи с какой-то темой, и учитель рассказал о некоторых моментах, связанных с “ваххабитами”. Также мне бросилось в глаза, что в книге, используемой в качестве учебника, о ваххабитском мазхабе было сказано: “секта, не признающая Магомеда”. Услышав об этом, я вынужден был скорректировать некоторые части урока, полученного моем ребенком. На этом основании я представил следующую информацию:

“Ваххабитами” называют людей, следующих за основавшим в начале 12-го столетия в Йемене “Ваххабитский джамаат/общество” шейхом Мухаммадом ибн Абдельваххабом ибн Сулейманом ан-Нежди ат-Тамими аль-Ханбали. Его последователей следовало бы называть “Мухаммадиты” по причине того, что собственное имя этого человека было Мухаммад. Но враги не сочли подходящим назвать их таким благословенным именем и начали называть этих людей по имени отца Мухаммада – то есть Абдульваххаба.

Вышеупомянутый Мухаммад ибн Абдельваххаб родился в 1115 году (по мусульманскому летоисчислению – хиджре, – ред.), прожил долгую жизнь и умер в 1204-м году в возрасте 91 года. После получения образования у себя на Родине (центральной части Аравии – Неджде, – ред.), путешествовал в Басру, Хиджаз (районы Аравийского полуострова), Шам (земли Сирии, Иордании), встречался с великими учеными того времени, получив от многих из них иджазу (свидетельство о праве на обучение знаниям других людей). После этого он вернулся в родные места, в Нежд, где создал течение по очищению Ислама от бидгатов (нововведений) и стал к этому призывать людей. Благодаря его красноречию и необычайной смелости, его учение получило очень широкое распространение. В это время появившийся в Йемене Абдельазиз ибн Сауд счел его учение подходящим для своих политических целей и под (устоявшимся к тому моменту) названием “ваххабиты” завоевал несколько районов.

В месяце Шаваль 1218-го года (ибн Сауд) взял под контроль Мекку. Какое-то время он сражался с турецкими и египетскими войсками, но потерпел поражение. Несмотря на то, что султан ибн Сауд был взят в плен и отправлен в Стамбул, ваххабизм не был побежден, а, возможно, наоборот распространился во все стороны света. В это время мусульмане Нежда, Бахрейна, Асира и в большинстве своем мусульмане Йемена были ваххабитами. Также говорится о том, что многие люди в Египте и Хиндистане (нынешние Индия и Пакистан, – ред.) также последовали за этим течением. Ваххабизм не был новым течением как (шиитская) секта “бабизма”, а характеризовался стремлением вернуть Ислам к простоте и природному состоянию  – к тому, каким Ислам был во времена Пророка и сахабов. Таким образом, в вероубеждении ваххабитов нет ничего, противоречащего вероубеждению салафов, а их мазхаб в фикхе есть мазхаб Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллаh). Поэтому говорить применительно к ним: “отрицающие Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)”, является самой большой ложью и самым большим бухтаном (наветом, – ред). Они, напротив, желают принятия и распространения исламского шариата в чистом виде, проявляют необычайное усердие в совершении деяний в соответствии с переданными от Пророка хадисами. Согласно их словам: ехать к умершим и там просить у Аллаhа удовлетворения своих нужд, давать обеты умершим, резать им жертвенных животных; желать помощи от умерших, выезжать в путешествие специально с целью посещения могил, возводить здания на могилах, делать минареты на мечетях – все это считается запрещенными деяниями. Уровень их (богобоязненности) и основа их пути характеризуется именно этим. Учитывая, что этих актов поклонения не было во времена Пророка, опираясь на некоторые аяты и хадисы в качестве доводов, они совершающих вышеупомянутые запрещенные деяния называли мушриками (поклоняющимися кому то еще, наряду с Аллаhом). Поклоняться кому то, помимо Аллаhа, ошибочно: поскольку лишь один Аллаh удовлетворяет нужды людей, спасает от всех бед и несчастий, господствует над мирами, то просить помощи у кого-либо еще было определено как ширк.

Тем, кто в случае постигшего несчастья говорит: “о, шейх Абделькадыйр!» или «о, мой шейх Мадад!”, а также: “если такое-то мое желание сбудется, то я даю назер (обет) умершему господину Бахаветдину”, ваххабиты дают разъяснение: “Даже когда Абделькадыйр и господин Бахаветдин были еще живы, то не в их власти было даже сдвинуть с места пылинку, а что уж могут сделать их кости! Тот шейх может вообще оказаться одним из отвергнутых Аллаhом. Таким образом, вместо того, чтобы просить у них помощи, искренне душой обратись только к самому Аллаhу, только Его моли о помощи! Врата Милости Аллаhа Субхана уа Та’аля открыты даже для самых грешных людей и Милосердие Его огромно”.

Во-первых, ваххабиты стремятся вернуть прежнюю чистоту, простоту и открытость Ислама, проявляют необычайное усердие на пути распространения знаний Корана и Сунны. Во-вторых, чрезмерно отвергая такие вещи, как обеты, испрошение помощи, поездки для посещения могил, они выводят из Ислама совершающих эти деяния. Принимая во внимание лишь одну из двух вышеупомянутых сторон, одни будут любить их, хвалить их деяния, а вторые – считать их за врагов и ругать их деяния. В действительности, запрещено поспешно называть мусульман заблудшими. Также не из благих деяний называть их кафирами за совершенные по легкомыслию или небрежности деяния. Говорится, что вероубеждение ваххабитов изложено в труде основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба под названием “Китаб ат-Таухид”.

Помимо этого египетская пресса упоминает выход и распространение книг “Тәзкирәту улиләлбәб фи тарикати әшшәех Мөхәммәд ибн Габделваһһаб” и “Тәудиху тәүхиди әлХалләкъ”. В книге “Гаҗәеб әл-әсәр фи әттәраҗуми вә әл-әхбәр” (әл-Җәбәрути, 4 том, стр. 140) передаются слова одного человека из египетской армии, воевавшей против ваххабитов в 1227-1229-м годах по хиджре: “Как мы можем победить ваххабитов? Многие из нас не имеют знаний в религии, и даже имеющие знания не следуют предписаниям Ислама. Мы перевозим с собой сундуки с алкоголем, в наших войсках не слышно азана, читающих намаз людей не видно. А ваххабиты же говорят азан громким голосом; всегда выстраиваются за одним имамом и с полноценным хушугом и худугом (осознавая свою ничтожность перед Величием Аллаhа, с любовью к Аллаhу и с мыслями только о Нем) совершают намаз. О том, что такое “Хауф намаз” (намаз, читаемый во время боевых действий, разделяясь на две группы, пока одна из которых молится, вторая ведет боевые действия, – прим. ред.), нашим войскам неизвестно, а ваххабиты во время боевых действий совершают хауф-намаз. Наши войска смотрят на них с удивлением и не понимая, что они делают”.

Вывод: ваххабиты – часть Уммы нашего Пророка, они являющиеся нашими единоверцами мусульманами. Но несмотря на это, в вопросах вероубеждения и деяний есть только один путь, за которым можно следовать – это путь султана Пророков Мухаммада ибн Абдуллы аль Хашими аль Курайши аль Мекки аль Медини. Следование его путем или, по крайней мере, стремление следовать – для каждого из нас является обязательным. Если люди хотят, пусть будут ваххабитами. Если хотят, пусть гордятся, хвалятся тем, что они следуют мазхабам аль-Ашари или аль-Матуриди. Истина, правда же – только в Пути, которому нас обучил наш Пророк.

Вот такой была информация, данная мной моему сына. И я решил, что необходимо эту статью опубликовать, выпустить в свет с надеждой, что это поможет исправить мнение тех, кто услышав, про ваххабитов, неправильно понял их путь, либо же прочитав о них только в русскоязычных книгах, подумал, что они вышедшие из Ислама люди.

 

Журнал «Әл-Гасыр әл-җәдид». – 1906., № 2., – стр. 91-93

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. ashir0125.04.2018 17:23

    Насколько мне известно муфтий Ризаэтдин Фахретдин – символ традиционного ислама татар и башкир

  2. Алмаз-хазрат25.04.2018 17:29

    Теперь, за такие слова муфтий Камиль Самигуллин должен разбить “в пух и прах” своего коллегу шейха Фахретдина, как Ибн Таймию если он мужчина …

  3. Мензеля25.04.2018 17:44

    “В действительности, запрещено поспешно называть мусульман заблудшими. Также не из благих деяний называть их кафирами за совершенные по легкомыслию или небрежности деяния.”

    Но ваххабиты именно это и делали, даже строительство минаретов уже ширк по их мнению, как следует из статьи.

    • Саляфит из Баку25.04.2018 18:31

      Прочитай книгу великого учёного, хафиза Ибн Хаджара аль Аскаляни “Булуг аль Арам” и там найдешь достоверные хадисы о том “как же должны выглядить мечети?”, “можно ли их украшать мечети?” и так далее. Боюсь, ты будешь в шоковом состоянии.

      • Muslim__25.04.2018 19:38

        Брат, думаю, что в вопросе именно минаретов – это ошибка, ошибочное отнесение МИРСКОГО вопроса к вопросам гыйбадата.

        То есть если Билал (ра) залез на крышу Каабы и сказал азан, то это не значит, что и сегодня на крышу мечети залезать, чтобы сказать азан, а смысл в том, чтобы призвать людей к молитве и раньше для этого удобно было делать возвышения, которые называют минаретами. Например, в части мечетей минареты делают ОТДЕЛЬНЫМИ зданиями.

        Поэтому минареты сегодня – это как тахаратхана, как ковры на полу или как отопление. НИЧЕГО из этого не было в мечетях при Пророке (сас), но сегодня есть и отопление, и т.д., то есть это то, что для удобства, это вопросы МИРСКОГО характера.

        • Muslim__25.04.2018 19:39

          Другое дело, что сегодня минареты мечетей уже никакой практической функции не несут, а больше просто дань традиции, привычке.

      • АбдульМалик05.05.2018 11:17

        Я читал Булуг аль Арам Хаджара аскаляни, но там нигде не говорится что минореты и подобное это ширк как говорили саляфиты (ваххабиты)

    • странник25.04.2018 18:43

      Действительно интересный момент:если одно из течений ислама,считает ваше течение куфром,то можно ли вам в ответ назвать кафирами уже их?

      • Muslim__25.04.2018 19:13

        Еще один шайтан делает вас-вася и пытается стравить мусульман. АгузубилЛяh.

  4. Rustam25.04.2018 17:53

    Видно, что у муфтия Фахретдина широкие взгляды. А от “традиционного ислама”, который проповедует Самигуллин, отдает сектой

    • Мосбаш25.04.2018 18:25

      Самигуллин лишь выполняет заказ определенных сил по линии укрепления т.н. “традиционного ислама”, который должен иметь антиваххабитский, а значит суфийский стержень.
      Учитывая то, что таких ученых мало, он цепляется за каждого, в том числе и за Ризу хазрата. хотя теперь становиться очевидным, что он его даже не изучал.
      Также следует отметить, что среди “татарских” ученых нет ярких суфийских шейхов, Самигуллин на каждом углу (например в первой соборной мечени Уфы и в КГУ) вопит о том, что Шейх Расулев является татарским ученым. Хотя племенник Расулева по мужской линии еще при жизни Шейха написал его биографию, где открыто говорится, что он из башкирского рода Кувакан. Самигуллин это знает, но перед ним стоит задача, которую он не может не выполнить.
      та же самая история и Ризой хазратом.

      • Muslim__25.04.2018 19:15

        Мосбаш, вообще то эта статья написана на Ризаэтдином Фахретдином на ЧИСТЕЙШЕМ ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ с использованием старо-татарской письменности на основе арабской графики.

        То есть вот мы, татары, сейчас говорим НА ТОМ ЖЕ САМОМ языке, на котором писал Ризаэтдин Фахретдин.

        • Мосбаш25.04.2018 19:29

          Этот язык называется стартюркский или язык тюрки, который лег в основу многих современных тюркских языков.
          Для примера прочитай его статью “Манасиб динийа” (есть на сайте дарулькутуб), тогда и поймешь что у него с совремменным татарским языком мало общего, больше он близок к османскому языку.

          • Muslim__25.04.2018 21:46

            Мосбаш, повторяю тебе еще раз, если ты не понимаешь: мой дед по матери жил с Ризаэтдином Фахретдином примерно в одно время (ну, вот так получилось, что мою маму бабушка родила в 47 лет 11-м ребенком, поэтому дедушка и бабушка по материнской линии родились еще при царском режиме). И вот я своего деда застал, и бабушку застал, и разговаривал с ними на нашем родном таиарском языке, на котором писал и Ризаэтдин Фахретдин.

            Вот татарский и казахский или татарский и узбекский – это разные языки с одним корнем, а татарский и “башкирский” – это ОДИН И ТОТ ЖЕ язык. Ну, это вот как брать русского в Ростове-на-Дону и русского в Москве и пытаться утверждать, что кто то из них говорит не на русском, а придумать какое то другое название этому языку.

            Понимаешь, Мосбаш? Это просто ОДИН И ТОТ ЖЕ ЯЗЫК и ОДНА И ТА ЖЕ РЕЛИГИЯ ===>>>> ОДИН И ТОТ ЖЕ НАРОД.

            Я понимаю, что твой нафс распирает, но мне то плевать, я согласен, чтобы мы все тогда дружно назвались “башкирами”, если твоему нафсу от этого лучше станет, я лишь выступаю за единство нашего одного народа и призываю не вестись на попытки искусственно разделить нас.

            То есть мне безразлично как 5азываться, хоть наш народ перестанет делиться и пусть хоть “горшком” мы дружно назовемся, потому что это просто слова, названия, а важна СУТЬ – а СУТЬ В ТОМ, что мы ОДИН ЕДИНЫЙ НАРОД.

        • Мосбаш26.04.2018 1:26

          Прежде чем говорить о моем нафсе, подумай о своем, попридержи его. это бывает полезно.
          Наш народ един? как тюрки да, едины все и казахи и киргизы и турмены и башкиры и татары и ногайцы.
          Мы, современные люди, смотрим на историю сквозь современное восприятие народов и это большая ошибка.
          Ты почитал статью Ризы хазрата “Манасиб динийа”, о которой я тебе говорил?
          Ты говоришь о бабушке и тд, все это прекрасно. я же говорю о том, что говорил/писал/указывал сам Риза хазрат и о том, что говорят исследователи.
          И я говорю не о самосознании, а об этногенезе. это разные вещи и соответственно взгляды будут разными. Главное не ссориться, а заниматься поиском истины, опираясь на доводы.
          Тюркские народы (не татарские народы) в своем происхождении едины (хотя это очень обобщенно сказано), но на деле всю свою историю стремились к уничтожению друг друга. это печально.
          Мы же из этого никакого урока не извлекли и продолжаем друг друга грызть, как будто заняться нечем. Турки, татары и казахи неустанно твердят, что они есть аутентичные тюрки, а остальные их младшие братья. хотя на самом деле никто из нас не является старшим братом для других, ведь мы потомки одних и тех же прототюрков, а следовательно внуки своих предков.
          Когда это дойдет на нас, то и бесполезных споров станем меньше. Для это надо слушать друг друга без эмоций, ссылаясь на объективные данные и не допускать до широких масс лживые воззрения Хакимовых, Ихаковых итд.
          До СССР язык был у нас один ТЮРКИ, с местными диалектами.
          Если современные “татары”, под влиянием воззрений Марджани, отказались от своей этнической принадлежности волжских булгар и не послушались Ризу хазрата, то мы башкиры, о существовании которых как тюркских племен говорят много источников, от своей этнической принадлежности отказываться НЕ СОБИРАЕМСЯ, и никому этого не позволим, как бы некоторым этого ни хотелось, особенно твоему нафсу.

          • Muslim__26.04.2018 15:51

            “И я говорю не о самосознании, а об этногенезе. это разные вещи и соответственно взгляды будут разными. “.
            ______

            Так в том то и дело, что в настоящее время в определении того или иного народа этногенез практически НЕ ИМЕЕТ значения, а имеет значение только самосознание человека и принятие его группой, к которой он себя причисляет, как своего.

            То есть ГЕНЕТИЧЕСКИ, если посмотреть на жителей Смоленской области и на жителей Волгоградской области – это генетически СОВЕРШЕННО ДВА РАЗНЫХ НАРОДА, но они когда то объеденились как русские, на основе общего языка и религии.

            Возьми жителей даже соседних регионов, Ростовской области и Краснодарского края, кубанские казаки и донские казаки – это генетически два совершенно разных народа, но они объединились на основе общего языка и религии.

            Понимаешь?

            То есть вот можно взять любого татарина и сказать ему: “Так, теперь мы запишем тебя башкиром”. Все, он может сам себя называть башкиром, НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ, то есть он будет продолжать говорить НА ТОМ ЖЕ ЯЗЫКЕ, исповедовать ТУ ЖЕ РЕЛИГИЮ и т.д.

            То есть я, например, как то включил башкирский канал, сижу, смотрю. Я не знал, что это башкирский канал. И только минут через 30-40 я говорю жене: “Здесь, похоже , много людей из Муслюмовского, Сармановского, Тукаевского районов, говорят некоторые слова как родственники со стороны отца”. А супруга мне отвечает: “Нее, наверное, многие из них с Актанышского района (ее родители оттуда) или из Башкирии”.

            Понимаешь? Мы один народ, то есть разделить башкир от татар или татар от башкир можно только ИСКУССТВЕННО, просто кого-нибудь “назначив” татарином, а его соседа можно “назначить” башкиром. И вот ИМЕННО ТАК и делали в Российской империи и в СССР.

          • Muslim__26.04.2018 16:11

            “Турки, татары и казахи неустанно твердят, что они есть аутентичные тюрки, а остальные их младшие братья. хотя на самом деле никто из нас не является старшим братом для других, ведь мы потомки одних и тех же прототюрков, а следовательно внуки своих предков.”.
            _____

            Так я ж тебе сказал уже, что согласен стать башкиром, если при этом наш народ оьретет единство. :) Ну, вот если твой нафс того требует, то мне не критично, татарином или башкиром называться, если мы будем одним народом.

            Со стороны матери я мишарин, а вот со стороны отца у меня бабушка и ее родственники все голубоглазые и русоволосые, а отцовские родственники многие как Ризаэтдин Фахретдин на фото. Признаешь меня за башкира? :) Или недостаточно чистая кровь? :) Или какие там анализы надо сдать, чтобы в башкиры записаться?

            P.S.: Пойми, брат, мы один народ с единым языком и с единой религией. И существуют процессы объединения, а существуют процессы разделения. У русского народа процесс объединения оказался сильнее, чем разъединения, поэтому их 120 миллионов, а вот татар со всеми составными частями намного меньше. И поэтому и мы, и вы там, где мы есть. Но ты продолжай дальше упираться, молодец. Можно еще и на несколько “родов” или племен поделиться, чем мельче, тем лучше. Молодец! Медаль получишь.

        • Мосбаш26.04.2018 18:07

          Прочитав твои комментарии я даже сначала обрадовался, что ты говоря об одном народе, не что мы единый татарский народ. однако в конце ты сказал “а вот татар со всеми составными…” Эх, я то не упираюсь и не стремлюсь ни татар ни кого бы то ни было еще записать в башкиры, а башкир в татары. Это бесполезная политическая махинация, которую мы наблюдаем уже давно в обеих республиках на радость злопыхаателям.
          Однако ты меня никогда не убедишь в том, что башкиры это часть татарской нации. башкиры и булгары это тюркские племена, а не татарская нация. Татарами вас обозвали русские, вам это нравиться? Толстой писал, что на Кавказе они чертополох называли татарами, а Риза Хазрат говорил, что булгар обозвать татарами все равно, что обозвать чертом. Вам это нравиться что ли?
          Ну да ладно.
          Мы искусственно на племена не делим, родоплеменной строй у кочевником башкиры был и является важжной составляющей. это свойственно не только башкирам, выходит и они искусственно делятся по-твоему?
          Мне это бесполезная дискуссия немного поднадоела.
          Поистине наиболее почитаемые перед Аллахом богобоязненные люди, а не татары и не башкиры.
          Вассалям.

          • Muslim__27.04.2018 23:41

            “Однако ты меня никогда не убедишь в том, что башкиры это часть татарской нации. башкиры и булгары это тюркские племена, а не татарская нация. Татарами вас обозвали русские, вам это нравиться? “.
            ——–

            Брат, ты запутался.

            То есть по-твоему получается, что я НЕ татарин, а я булгарин и мишарин/кыпчак? :)

            Так в том то и дело, что ВСЕ крупные народы получались в результате ОБЪЕДИНЕНИЯ разных племен и народов на основе общего языка и одной религии. Понимаешь?

            То есть татары – это НЕ булгары, а это уже объединение СЛЕДУЮЩЕГО порядка, вобравшее в себя и булгар, и мишар, и башкир, и много кого еще.

            Турки – этот народ тоже вобрал в себя и сельджуков, и армян, и много кого еще.

            Поэтому и я, и ты татары. Если же выискивать в нас составные части, то да, в любом из нас могут быть разные “компоненты”, но факт остается фактом: мы один народ с одним языком и одной религией.

            Пойми, брат, те, кто сумели найти, как объединиться – они большие сильные народы, а те, кто не делали и не делают это – они не просто слабые, а они обречены исчезнуть.

            И татары – это народ СЛЕДУЮЩЕГО порядка, куда соединились и булгары, и кыпчаки, и много кто еще. А сейчас СПЕЦИАЛЬНО некие силы пытаются максимально РАЗДРОБИТЬ нас на составные части, чтобы быстрее потом исчезли, и ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО вытащили и булгар, и именно для этого много чего еще придумывают и делят нас.
            Прожевать большой кусок мяса сложнее, а нарезать его на части и прожевать – намного легче.

        • АбдульМалик16.05.2018 14:32

          Современный татарский язык это один из старых диалектов башкирского языка . Это понятно станет любому кто изучит основу появления татарского языка а он Тюрко кыпчакский (википидия вам в помощь) даже исходя из этого можно понять что татарский язык это диалект башкирского языка который существовал раньше. Как мы знаем Кыпчаки это башкирский род. и язык у них башкирский. А современный башкирский язык это диалект лишь одного башкирского рода который к сожалению кафиры коммунисты внедрили народу как общий и литературный

  5. Dag25.04.2018 19:17

    Да, когнитивный диссонанс – вроде бы и муфтий традиционного ислама, а вроде и ваххабит. Сложная головоломка для сектанта Самигуллина. Единственный выход в данной ситауции – заявить что Ризаиддин отказался от своих взглядов в конце жизни и тайно вступил в джамаат “Исмаил ага”

  6. АбдульМалик04.05.2018 17:13

    Ас саламу аляйкум! На самом деле Муфтий к сожалению немного не прав.
    Ваххабиты не следует и не придерживаются мазхаба за исключением некоторых которые в последние годы развились…

  7. Тимур04.05.2018 17:14

    Не стоит преувеличивать значение подобных мнений. Это 1906 г. 1 мировая еще не началась, Османский халифат еще существует и арабы Неджда его еще не предали. Соответственно нет и ваххабитского государства. Много ли было тогда известно о них? Едва ли. “они за первозданную простоту” – типичное мнение тех, кто знаком с темой поверхностно, что сейчас, что тогда

  8. ashir0108.05.2018 12:52

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: