Наиля Фатехова: Наше творчество – это вызов

Medina_Fatehova

На сегодняшний день вокальный коллектив "Медина" – единственный в России женский ансамбль мусульманских духовных песнопений (мунаджатов). Он появился благодаря Заслуженной артистке России и Татарстана Наиле Фатеховой. В его составе шесть исполнительниц: Гульнур Хасянова, студентка Московской налоговой академии; Роза Ананиева, студентка Педагогического колледжа; Ляйсян Абеева, студентка Московского Российского Государственного Гуманитарного Университета; Марьям Бурганова, инженер, выпускница МАИ; Йолдуз Самитова и Нурия Мухамеджанова. Все участницы – современные девушки, ученицы медресе «Ихлас», которых объединяет то, что они являются соблюдающими мусульманками. Совсем недавно у творческого коллектива появился собственный сайт в интернете по адресу www.Fatehova-and-Medina.narod.ru

1-го апреля «Медина» выступит в к/з «Королевский» на концерте, посвященном маулиду (дню рождения Пророка), а 13 апреля коллектив примет участие в сольном концерте Наили Фатеховой. Наиля-ханум Фатехова любезно согласилась рассказать о своем детище нашему корреспонденту Рамилю Валееву.



- Расскажите о том, как появился ансамбль «Медина»?

- Традиционно в честь окончания рамадана в Москве проходят концерты, и меня очень волновало то, что в них не было ни то что ни одного коллектива, ни одного произведения, которое бы соответствовало самому празднику. Люди порой даже не понимали, куда они пришли. Мне захотелось это исправить.

Два года назад я объявила набор в вокальную группу девушек, учащихся в медресе . В результате у нас сложился коллектив из четырех исполнительниц. Нынешний состав ансамбля уже второй. Многие не выдержали, так как я требую серьезного подхода и профессионализма. Мы поем мунаджаты на русском, татарском и арабском языках. В апреле прошлого года мы снялись в передаче «Мусульмане», где исполнили четыре песни. После этого нас стали замечать.

Я стараюсь, чтобы мунаджат не только нес в себе глубокий смысл, но и был веселым, поднимал настроение. В моем репертуаре универсальные песни – они могут исполняться и для молодежи и на духовном собрании. Слова наших песен заставляют людей задуматься. В то же время они очень светлые. Некоторые считают, что мунаджат – что-то грустное, но я уверена, что мунаджат не должен быть грустным. Даже те, кто не знает татарского языка, придя на концерт, выделяет эти песни. Они воздействуют на уровне души.

- Как давно у Вас родился интерес к духовной музыке?

- Духовная музыка меня привлекала с детства. Я воспитывалась в мусульманских традициях, дома читали намаз. На праздники (Рамадан, Курбан байрам) у нас всегда собирались гости и часто пели мунаджаты. Мама у меня также очень любит петь. Но особенно интересно мне было слушать бабушкины песнопения про рай и про ад. Сейчас я исполняю их со сцены, и называются они мунаджатами.

С детства я осознавала себя татаркой и еще в пионерлагере научила весь отряд читать перед сном «Бисмилляхи рахмани рахим», чтобы все было хорошо. Если человек тверд в своих убеждениях, у него появляется особая сила.

- Вы стали известны благодаря песне «Аллах». Расскажите о ее создании.

В начале 90-х годов, когда я закончила музыкальное училище, я познакомилась с Хусаином Хужалиевым. Мы решили сделать совместный проект, и он показал мне свои музыкальные произведения. Одним из них была песня Масхуды Шамсутдиновой на слова Габдульджаффара Габдаллы «Аллах». Она имела неповторимую аранжировку. В Советском Союзе такого еще никто не делал. Габдульджаффар Габдалла – тюркский поэт XVII-XVII веков.

Песню «Аллах» мы записали в студии в 1990 году. Тогда на первом канале была передача «Ныне», которую вел Фарид Ассадулин. И для одного из выпусков была нужна какая-то религиозная песня, но в то же время которая отвечала бы современным вкусам. И такой песней стало произведение «Аллах». Ее исполнение вызвало большой резонанс, и меня стали приглашать с ней на другие передачи, большие концерты, где наряду с попсовыми песнями, звучала и она. Я испытывала гордость не только потому, что она была на татарском языке, но и потому, что это был первый мунаджат. В хит-параде «Юности» она заняла первое место. Для ее исполнения я одевала платок, потому что понимала, что это особая песня и требует особого отношения.

Вторым сильным произведением в моем репертуаре, по мнению публики, стала песня «Манара». Она написана на народные слова. Нам удалось сделать очень хорошую аранжировку, и до сих пор она звучит на всех концертах.

- Какие произведения вы бы не стали исполнять?

- Российская эстрада мне за редким исключением почти не нравится. Я не стану петь низкопробные песни, даже те, где встречается слово «черт» или «вино». Я не приемлю тексты без смысла. В течение двух лет я вообще не пела, сомневалась, не знала, что мне делать, так как не хотелось идти в разрез со своей совестью. Но потом поняла, что в наше время нужно призывать молодежь к порядочности и добру. Мне очень нравятся патриотические песни, потому что я действительно люблю свою Родину, людей.

- Насколько возможно совмещать современные оранжировки с религиозным пением?

- Изначально мы поем а капелла, используем многоголосие. Сопровождение нужно для того, чтобы идти в ногу со временем и быть понятным и молодежи. Думаю, что современное произведение, несущее высокий духовный смысл, имеет право быть. Наше творчество можно назвать «этно-фолком».

- Как вы пишите музыку к мунаджатам?

- Стоит только взглянуть на текст, как мелодия сама рождается в голове. Только для этого, разумеется, должен быть хороший текст.

- Есть ли сейчас интерес к духовной музыке в России и насколько он велик?

- Думаю, что есть. Людям внушают ложные ценности, пропагандируют аморальное поведение, но наши люди гораздо лучше, чем это нам пытаются показать. И я считаю, что со временем интерес к духовной музыке будет расти.

В последнее время стали появляться авторы, пишущие тексты к мунаджатам. Много песен мной написано на тексты Назифы Каримовой, московской поэтессы, корреспондента радио «Свобода». Мне очень нравится мунаджат казанской поэтессы Лены Шагиджан. Вместе с московским поэтом Ахметом Саттаром мы создали мунаджаты о рамадане и Курбан-байраме.

- Отражаются ли на Вашем творчестве вызовы современного мира?

- Наше творчество уже можно назвать вызовом, потому что мы делаем то, что не принято в среде шоу-бизнеса. Если через свои произведения ты несешь положительное, тебе нечего бояться. Главное – воспитывать в людях гордость за свою религию, за свою нацию, за свой народ.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика