Информационное
агентство России
15°C
15 августа, 02:38
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
2:495:0012:3516:3720:0722:12

Нездоровые фэнтези. Как дурная голова Орде покоя не дает

tatar-malay
Нездоровые фэнтези. Как дурная голова Орде покоя не дает
Гойко Митич. Главный индеец СССР. Фото: ucrazy.ru

На Первом канале, иначе именуемом «Общественным российским телевидением», вышла очередная кинофантазия, в названии которой присутствует слово «Орда». Фильм «Золотая Орда» не представляет собой ничего особенного, но его авторы, видимо, решили долго не напрягаться и снять картину по старым добрым лекалам советского «истерна».

Поганые татары. Кадр из сериала «Орда»

Конечно, они приняли во внимание, что тема противостояния «красных» и «белых» уже потеряла актуальность по причине полного исчезновения первых, и в ход пошли довольно абстрактные азиаты, против которых борются прогрессивные европеоиды.

Товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни» сражался против Абдуллы за освобождение угнетённых женщин Востока, а таможеннику Верещагину, застрявшему в каракумских песках, было «за державу обидно». Но что интересно, европейцы разной классовой ориентации объединились против азиатов, представлявших по мысли режиссера абсолютное зло, воплощением которого было владение гаремом.

Стоит сразу отметить, что советские истерны были построены по классическим законам жанра американского вестерна, фильма о том, как благородные белые люди защищают свои жизни и имущество от жестоких и коварных индейцев, неся в дикие прерии свет западной цивилизации и Евангелие. Как говорил один из персонажей подобных фильмов: «Добрым словом и «Кольтом» можно достичь большего, чем просто добрым словом».

Достаточно посмотреть классические американские вестерны типа «Дилижанс» (Stagecoach), «Искатели» (The Searchers), «Золото Маккены» (Mackenna’s Gold), чтобы понять, почему белые переселенцы на Дикий Запад говорили: «Хороший индеец, мертвый индеец».

В классическом вестерне всегда присутствуют: невозмутимый шериф (в фильме «Золотая Орда» это князь Ярослав), роковая женщина (азиатка Наргиз), лихой ковбой (воевода Ерем), кровожадный индеец, «вождь краснокожих», антагонист главного персонажа (ордынский посол Тенгри –Темир и хан Берке «в одном флаконе»), чистая и невинная главная героиня (княгиня Радмила). Ну и «каждой твари по паре» в зависимости от полета фантазии режиссера.

Переход во «времена далекие, теперь почти былинные» противостояния с абстрактной азиатской стихией так же был сделан в формате вестернов. На роль зла уже не в первый раз выбираются «краснокожие», олицетворяющие первобытный хаос в противовес «цивилизации», благо доказано, что и индейцы, и тюрки имеют общих предков.

Дальнейшие события развиваются по американскому лекалу: «бледнолицые» на своей земле мирно фермерствуют, но в это время на ферму (княжество) нападает вселенское зло в виде дикарей в перьях и разрушает идиллию: мужчин убивает, женщин угоняет в рабство.

Благородные «бледнолицые» во имя торжества закона и порядка с шерифом (князем) во главе преследуют «краснокожих» и задают им хорошую трепку, чтобы впредь неповадно было.  Вождя краснокожих (хана) убивают, чтобы не мучил добрых фермеров. Добро побеждает зло, «хороший индеец – это мертвый…» И так далее.

Можно с большей или меньшей степенью достоверности предвосхитить основную сюжетную линию и поздравить режиссера. В такие доисторические дебри, пожалуй, никто из создателей вестернов, спагетти-вестернов, кимчи-вестернов и советских истернов не заглядывал. Историческая точность таким фильмам ни к чему и ей и не пахнет, равно, как не пахнет и освоенный бюджет.

Однако, справедливости ради стоит заметить, что во времена существования «мировой системы социализма» был в кинематографе жанр «красного вестерна», где краснокожие показывались как угнетенные люди, борющиеся за свои права— по контрасту с американскими вестернами того же периода, где индейцы показывались злодеями. Символом таких красных вестернов был югослав Гойко Митич, сыгравший десятки различных индейских вождей.

Может быть, кому-то захочется возродить «красный вестерн» и снять фильм про то, как Native Eurasians (по аналогии с Native Americans) не захотели разделить участь «последних из могикан»?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: