Муфтий Аширов: о чем надлежит задуматься каждому мусульманину

Нафигулла Аширов

Нафигулла Аширов

Теги:


3
23 Октября 2018г. (12 Сафар)
Одним из серьезных препятствий продвижению в обществе исламских принципов, способных излечить его от многих современных недугов, является половинчатое восприятие Ислама, а также проблема реализации его норм в повседневной жизни.

Многие руководители исламских организаций, имамы, которым мусульмане в той или иной мере доверяют представлять интересы Ислама, в основе своей деятельности видят лишь исполнение узких «служебных обязанностей», подобных тем, которые бывают у сотрудников фирм, отбывающих свою «повинность» на рабочем месте. Более того, нередко ставя во главу узкий ведомственный интерес своего ДУМ, создавая нездоровую никому не нужную конфронтацию, зачастую таким образом действуют в ущерб общих масштабных задач, стоящих перед мусульманами.

ДУМ или отдельная мечеть, цель которых, казалось бы, просвещение и приобщение людей к религии, независимо от их «ведомственной» или территориальной принадлежности, зачастую превращаются в «закрытый клуб» для определенного круга людей, рассматривающих организацию как свою собственность, исключая тем самым, хоть какое-то влияние мусульманского общества на их деятельность. Вместо того чтобы использовать свой официальный статус муфтия или имама, как и авторитет своей организации, призванной представлять интересы мусульман, содействовать в реализации религиозных потребностей и защиты их интересов, напрочь забывают об обязанностях, возложенных на них вместе со «статусом».

Распоряжаясь исламским общественным достоянием в соответствии со своим, не всегда понятным для мусульман видением и интересом, а иногда и идущими вразрез с целями нашей религии, становятся, в лучшем случае, распорядителями организации или хранителями ключей от мечети. Такой чисто чиновничий подход к религиозной деятельности (или скорее бездеятельности), не только тормозит развитие мусульманских организаций и распространение исламского просвещения, но и дискредитирует саму идею исламской организации, ее предназначение, цели и задачи в глазах мусульманской общественности, да и не только.
Из активного центра по призыву и просвещению такие организации превращаются «в междусобойчик» ограниченного количества лиц, оберегающих свое «детище» от любых попыток влияния более активных мусульман на ее деятельность. Более того, соперничая для удержания своей воображаемой власти и статуса, нередко прибегают к недобросовестной конкуренции в виде разного рода кляуз, ложных доносов и клеветы, против "оппонентов", привлекая для этого пресловутый административный и даже силовой ресурс.

Приведенная выше практика, диктуемая воображаемыми амбициями лидеров, сводит на нет деятельность многих мусульманских организаций, лишает Ислам благотворного влияния на общество, сохранение в умме духовного стержня, являвшегося в течение многих веков хранителем моральных и нравственных основ исламского общества. И это происходит в то время, когда религия приобретает особую актуальность на фоне продолжающегося размывания таких понятий, как доброта, честь, достоинство, целомудрие, уважение к старшим и милосердие к младшим, нуждающимся и притесненным.

Если говорить только о мечетях, то и там немало проблем. Во многих деревнях они вообще пустуют или трепетно и торжественно открываются их «хозяевами» лишь по пятницам, что можно наблюдать и в городах. Многие из них, по указке руководителей, функционируют строго по расписанию, подобно государственным учреждениям, лишая мусульман возможности собираться в мечети на утреннюю или ночную молитву . В Коране говорится о таком подходе к мечетям, являющимся домами Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (2:114). Здесь важно обратить внимание на то, что в отличие от других видов греха, Аллах за узурпацию и ограничение деятельности исламских организаций сугубо своими интересами и амбициями обещает ввергнуть человека в позор не только в Судный день, но уже в мирской жизни, а в Последней жизни обещает им великие мучения!

Исходя из приведенных фактов нашей реальности, хочется призвать мусульман – и в первую очередь мусульманских религиозных деятелей, которых верующие облекли ответственностью перед ними – не игнорировать предписания Аллаха, как в своем религиозном служении, так и в своей повседневной частной жизни. Проявлять заботу о призыве к исламу своих близких и окружающих. Не пренебрегать исламским воспитанием своих детей, отдавая приоритет лишь их светскому образованию и земному благополучию, лишая основы их благополучия пред Создателем. Осознание важности этого и стремление к вечной жизни, несомненно, для верующего человека является главным конечным смыслом его пребывания на земле и основной целью усердия на пути религии Аллаха.

Вот, что говорит Аллах Всевышний по этому поводу: «И тот, кто уклонился (от Пути Аллаха) и предпочел жизнь ближнюю, то, поистине Геенна, это-прибежище! А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, Рай, это- прибежище» (79:37-41). Разъясняя эти аяты, известный исламский ученный – имам Аш-Шатыби, говорил: «Ожидание пользы и сохранение себя от вреда в будущей жизни является несомненным приоритетом перед выгодами земной жизни. Будет ошибочным предпочтение земной жизни в ущерб вечной. И то, что лишает предпочтения благ вечной жизни, не соответствует цели Создателя, а значит, является ложным».

К сожалению, многие из нас считают приоритетом обретение некого высокого статуса или материального благосостояния в этом мире, в том числе используя не совсем одобряемые приемы, входя тем самым в противоречие с основными положениями вероубеждения и рискуя лишиться благого прибежища у Создателя миров. Да упасет Аллах каждого мусульманина от самообмана и искушения временными благами в ущерб вечному!

Автор: Нафигулла Аширов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абдулла 23 Октября 2018г.
Ответить

Вы всё красиво, складно говорите и пишите... А преемственности в ДУМ, я имею ввиду вообще, как не было так и нет... Каждый муфтий пытается всеми правдами и неправдами удержаться на своём месте, к великому сожалению...

Абдул 23 Октября 2018г.
Ответить

Зовут меня Ишмурат. Люди добавляют «хазрат». Я не возражаю. Вообще-то этот прикол взят мной из фильма. В нем один христианский монах говорит примерно такое: «Зовут меня Николай. Люди добавляют «святой». Я не возражаю»

Яндекс.Метрика