Ольга Павлова - о вере без проблем. Российскими мусульманами всерьез займутся психологи

Алия Ольга Павлова

Алия Ольга Павлова

Теги:

1
03 Октября 2017г. (12 Мухаррам)
29 сентября в Москве состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция с интригующим названием «Ислам: психологическая устойчивость – основа личного и общественного благополучия». О том, что это было за мероприятие и какие проблемы оно призвано решать, ИА IslamNews рассказала глава оргкомитета форума, кандидат педагогических наук, доцент ФБГОУ ВО МГППУ Алия Ольга Павлова.

- Ольга Сергеевна, какие вопросы рассматривались и какие цели ставили перед собой организаторы?

- Основной целью конференции мы, ее организаторы, видели своеобразный «смотр» того, какие проблемы и каким образом решают психологи-мусульмане с помощью профессиональных психологических технологий.  Был рассмотрен очень широкий круг вопросов, среди которых: проблемы психологической устойчивости личности; вопросы психологического консультирования мусульман по проблемам супружеских и детско-родительских отношений; психологические проблемы неофитов в исламе; психологическая профилактика религиозно мотивированного экстремизма; клинические и неврологические аспекты психологических проблем мусульман; психологическая помощь осужденным мусульманам; психологическая профилактика зависимостей у мусульман. В конференции приняли участие около 80 человек: психологи, педагоги, имамы, богословы, философы, исламоведы, врачи, журналисты, этнографы, общественные деятели, сотрудники ФСИН из более чем 20 регионов страны: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Крым, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Республика Мордовия, Республика Карелия, городов Саратов, Рязань, Ярославль, Оренбург, Мурманск, Санкт-Петербург, Москва. К открытию конференции издан сборник материалов конференции, в котором на 350 страницах отражены доклады 36 ученых.

- Отличается ли психологическое восприятие окружающего мира верующего и неверующего человека? Можно ли сказать, что верующий человек более устойчив к психологическим проблемам?

- Безусловно, психологическое восприятие окружающего мира верующими, и в частности, мусульманами значительно отличается от восприятия неверующих. Религиозность и религиозная вера являются мощным ресурсом психологического благополучия, основой психологической устойчивости личности мусульманина. Однако  целый ряд социальных факторов, а также недостаточная образованность, отсутствие религиозного воспитания и неглубокое понимание своей религии приводят к широкому распространению в мусульманской среде большого числа психологических проблем, в частности, таких как проблемы в супружеских и детско-родительских отношениях, в межэтнических, в том числе и внутрисемейных отношениях; к усилению таких негативных психологических состояний, как склонность к агрессии, отчужденность; к распространению различного вида зависимостей, депрессиям. Поэтому можно сказать, что религиозная вера сама по себе является устойчивым психологическим ресурсом, но этот может остаться и нереализованным, если не работать над собой, над своей душой. Психология – пусть и не в современном виде – существует в исламе с 8 века н.э. В сочинениях Имама аль-Газали, шейха Абдуль-Кадыра Джиляни и других мы находим образец психоанализа на основе религиозной веры, ставящего своей целью достижение психологической устойчивости и более того – гармонии души и разума.

- Можно ли говорить о том, что в психологии верующего есть свои «бреши», например, верующий, особенно неофит, легче попадает под психологическое влияние экстремистов?

- Да, такая проблема есть. Новая религиозная идентичность требует от неофита резкой смены образа жизни и вступления в совершенно новые, ранее не знакомые ему отношения, соблюдения нередко не только исламских, но и консервативных этнических традиций. При резкой смене вех неофиты часто попадают не к подлинным духовным учителям, а к манипуляторам-сектантам, к вербовщикам в экстремистские организации. Поэтому отдельная секция конференции была посвящена психологическим проблемам неофитов в исламе. Были обозначены основные проблемы, а модератор секции Айша Галина Бабич предложила организовать работу с неофитами на системной основе, что было с одобрением встречено другими участниками конференции.

- Каковы психологические причины религиозного экстремизма и как мусульманские психологи должны работать с адептами радикализма?

- Психологических причин этих негативных явлений много: это и религиозно мотивированное самовозвеличивание, жажда господства над людьми; это и утрата смыслов в окружающей жизни, кризисные ситуации, одиночество; психологические травмы; низкая самооценка, элементы расщепления личности (диссоциативные расстройства), недостаточная личная идентичность, сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности; обостренное переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение потери жизненной перспективы, постоянная агрессивно-оборонительная готовность. Фактические перед психологами стоит задача решения всех этих психологических проблем личности, в том числе и с целью профилактики экстремальных проявлений.

- Если взглянуть с другой стороны, то мусульмане сами становятся жертвой психологических проблем. Например, есть мнение, что непокрытым женщинам подсознательно кажется, что покрытые превосходят их по каким-то моральным качествам, отсюда возникает и неприятие… Чем обусловлена психология исламофобии и, в частности, неприятия хиджаба?

- Исламофобия вызвана страхом перед «чужим» и непонятным образом жизни, который нередко усилиями СМИ сопровождается пугающими примерами террористических действий. В свою очередь чувство превосходства, которое транслируют в общество некоторые покрытые мусульманки, также с негативом воспринимается людьми, не понимающими истинный смысл религиозных предписаний.

- В анонсе вашего мероприятия фигурировала такая тема, как межконфессиональные и межэтнические браки. Как психология смотрит на эту сторону жизни?

- Межэтнические и межрелигиозные браки – очень непростая тема психологического консультирования, так как за разными религиозными и этническими культурами лежат абсолютно различные ценностные ориентации, которые препятствуют полноценному взаимопониманию супругов. Именно поэтому такие браки распадаются чаще других. И с этим тоже должны работать психологи.

- Из нашей беседы можно сделать вывод, что тема исламской психологии очень обширна и важна для общества. Что планируется в будущем для ее развития и использования ее наработок на практике?

- Планов очень много. Это и начало деятельности учрежденной на конференции Ассоциации исламских психологов – общественной организации, которая призвана координировать деятельность всех заинтересованных специалистов развивать психологию ислама как прикладную область психологии религии и с ее помощью решать актуальные психологические проблемы российских мусульман. Создание своего сайта islampsiholog.ru и печатного органа. И самое главное – основание в  Российской Федерации Центра психологической помощи мусульманам, который будет вести психологическую работу с верующими. Психологическое консультирование мусульман в Центре должно опираться на научные подходы, в связи с чем необходимо предусмотреть в создаваемом Центре научно-исследовательскую и редакционную лабораторию, деятельность которой будет направлена на исследования в области психологии ислама и психологической помощи мусульманам, а также осуществление  переводов иностранной литературы, посвященной обозначенным выше проблемам. Как одну из важнейших сфер деятельности центра необходимо предусмотреть организацию и проведение курсов повышения квалификации для психологов, работающих с мусульманами.



Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

3aplus63Rig 09 Апреля 2020г.
Ответить

Яндекс.Метрика