Информационное
агентство России
-12°C
18 декабря, 19:07
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:498:5512:2713:4415:5717:56

Памятник Марджани и исламская традиция

muh
Памятник Марджани и исламская традиция
Памятник Ш. Марджани в Казани

Сегодня в Казани открыли памятник татарскому ученому и мусульманскому богослову шейху Шигабутдину Марджани.

В открытии приняли участие первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и нынешний глава республики Рустам Минниханов.

Памятник разместили в центральной части города, на пересечении улиц Шигабутдина Марджани и Зайни Султана, недалеко от мечети, названной также в его честь.

Вначале открытия выступил глава республики и поздравил собравшихся с маулидом, а также отметил о значимости установленного памятника Марджани. Продолжил  выступление Минтимер Шаймиев.

«Это человек, который широко известен по всему миру. Несмотря на все трудности, он сумел отстоять свои философские убеждения. Когда мы открывали Болгарскую исламскую академию, гости из зарубежья благодарили наших татарских ученых. Когда мы решили установить памятник, пошли большие споры среди муфтиев о запрете или разрешении, точно так же, как и в то время, когда на Тысячелетие Казани мы ставили памятник великому болгарскому поэту Кул Гали. Хорошо, что памятники все-таки поставили. Гости нашего города будут видеть его и узнавать, кто это, знакомиться с нашей историей», – отметил Шаймиев.

Действительно, по законам шариата запрещено делать портреты, а также скульптуры человека. Имам-хатыйб Соборной мечети «Аль-Марджани» Мансур Джалялетдин как бы оправдываясь заметил, что инициатива создать памятник была выдвинута со стороны городских властей, а духовенство республики лишь поддержало это решение.

Исламская традиция о статуях

Ислам запретил мусульманам статуи, под которыми подразумеваются образы, имеющие телесную форму и являющиеся предметом почитания. Ангелы, символизирующие милость и довольство Всевышнего Аллаха, избегают дома со статуями. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: «Поистине, ангелы не войдут в дом, где находятся статуи (или изображения)» (передано аль-Бухари и Муслимом).

Ученые разъясняют: в дома с образами не входят ангелы, так как они подобны жилищам неверных, которые держат эти образы для почитания их, что не приемлют ангелы и избегают таких мест.

Мусульманину также запрещено заниматься изготовлением статуй, даже если он делает их для немусульман.

Пророк (Мир ему) сказал: «Среди людей, которые получают самое суровое наказание в День Воскресения, — ваяющие (или изображающие) подобные образы». Или по другой версии: «…которые, создавая (образы), подражают Творцу» (передано аль-Бухари и Муслимом).

Он также сообщает: «В День Воскресения у создавшего чей-то образ потребуют вдохнуть в него дух, но он никогда не сможет этого сделать». Имеется в виду, что его попросят оживить то, что он изваял или изобразил, чтобы тем самым упрекнуть и осудить его.

Если же говорить про смысл этого запрета, то неправильно думают те, кто считает, что запрет связан исключительно с сохранением единобожия и с желанием не походить на идолопоклонников, которые пишут картины и ваяют статуи, а затем освящают их и предстают перед ними смиренно (преклоняются).

Безусловно главным является то, что Ислам стремится сохранить веру в единобожие. И действительно, эта предусмотрительность и обеспокоенность вполне оправданны. Исследования подтверждают, что поклонение идолам возникло не сразу, а началось с изваяния образов умерших праведников для их поминания. Постепенно, через поколения люди начинали почитать и освящать их, пока они не превратились в божества, у которых люди просили помощи, боясь их гнева и моля их о благословении. Наглядным примером этого является народ, поклоняющийся таким языческим богам: Вадда, Сува, Йагуса, Йаука и Насра(Имена древних языческих богов, которые упомянуты в Коране (71:23)).

Неудивительно, что религия, стремящаяся остановить распад в обществе, обязана перекрыть все пути, через которые языческие элементы (ширк), явные или скрытые, могут проникнуть в умы и сердца людей. Среди таких путей — подражание идолопоклонникам или последователям других религий, которые чрезмерно почитают своих святых. Более того, Исламское законодательство предназначено не только для одного или двух поколений, но для всего человечества во всех уголках мира и до Судного Дня. То, что может показаться невероятным в одной среде, может стать приемлемым в другой, а то, что кажется невозможным в одно время, может стать реальностью в другое.

Другая причина этого запрета относится к создателю скульптур и портретов, которого переполняет гордыня от созданной им работы. Как будто он создал нечто из ничего или произвел жизнь из земли. Однажды один скульптор, изваяв статую, на создание которой он потратил много времени, стоя с восхищением перед своей работой, любуясь ее изящными линиями и чертами, переполненный чувством гордости и величия, обращаясь к статуе, воскликнул: «Говори! Говори!» По этому поводу благородный Посланник (Мир ему) сказал: «Тех, кто создает образы, постигнет наказание в День Воскресения. Им скажут: «Вдохните жизнь в то, что вы сотворили»(передано аль-Бухари и Муслимом).

А в хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит:«Кто может быть более дерзким, чем тот, кто пытается творить подобное Моему творению! Пусть создадут крупинку! Пусть сотворят ячменное зерно!».

Те, кто занимается таким искусством, не останавливаются ни перед чем, изображая обнаженных женщин или эротические сцены, а также божества или ритуалы различных верований. Мусульманину недопустимо перенимать такую порочную практику.

Наконец, статуи были и остаются символами великосветской и роскошной жизни. Люди, занимающие высокое положение, украшают свои дворцы, залы и комнаты статуями.

 

По материалам книги шейха Юсуфа Кардави «Дозволенное и запретное в исламе».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. ashir0120.11.2018 23:40

    Лучшим памятником выдающемуся богослову были бы его книги, понятные современной молодёжи. А значит переведённые на русский язык, язык понятный всем народам России.

  2. Роман20.11.2018 23:54

    Действительно все чалмоносцы и власть предержащие кричат “наш Марджани”, а труды его на русский язык так и не перевели

  3. Щакущ21.11.2018 0:10

    Это “памятник” или “бюст”? Напоминает вылезшего из бутылки джинна из сказки про Аладдина…

    • Щакущ21.11.2018 11:24

      …наполовину вылезшего…

  4. Щакущ21.11.2018 0:25

    шаймиев опять в своем обычном амплуа: “…хорошо, что мы не послушали муфтиев, и поставили памятники…”

    Он видимо еще надеется, что ему разрешат установить своего идола “хранительница” в месте позначимей, чем собственная могила…

  5. Сибиряк21.11.2018 7:42

    При участии духовенства открыли памятник? Ни одна религия не разрешает устанавливать скульптуры, памятники и всякие изваяния…

    • Щакущ21.11.2018 9:51

      Какие скрёпы – такие и ж.пы! © Гейдар Джемаль

    • Щакущ21.11.2018 10:01

      “…Действительно, по законам шариата запрещено делать портреты, а также скульптуры человека. Имам-хатыйб Соборной мечети «Аль-Марджани» Мансур Джалялетдин как бы оправдываясь заметил, что инициатива создать памятник была выдвинута со стороны городских властей, а духовенство республики ЛИШЬ ПОДДЕРЖАЛО это решение…”

      Некому “наше” “духовенство” передуховенствовать! Духовка, дУхи, духовое – это всё моё, родное! Всех люблю на свете я! Это родина моя! ©

      БУРНЫЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ, ПЕРЕХОДЯЩИЕ В ОВАЦИЮ … И ЧУВСТВО ГЛУБОЧАЙШЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ!!!

  6. Руслан21.11.2018 10:17

    На создание скульптуры и благоустройство прилегающий территории из бюджета Казани выделили 28,6 млн рублей. На эти деньги можно было все работы Марджани на доступный населению язык перевести и растолковать и это был бы памятник, а то что истукана в его образе воздвигли, то это стандартное идолопоклонство. Идолы – это бывшие праведники люди забыли их наставления и остались поклоняться его изваянию

    • ashir0121.11.2018 10:55

      Мукаддас Бибарсов
      г. Саратов в Фейсбуке:

      Это самый худший «подарок» Шихабуддин хазрату…
      И почему то думаю, что он проклинает тех, кто установил его изваяние…
      Печально.

  7. Ханан Ар-рифаиий21.11.2018 10:59

    а на фига?

  8. Фидаиль хазрат Яруллин21.11.2018 12:28

    Помню в 1998-1999 годах этот вопрос уже поднимался. Только тогда памятник должны были установить к 180 летию Ш.Марджани. Объявлялся конкурс лучшего проекта памятника. К обсуждению этого вопроса подключалась общественность и духовенство. Но тогда прийти к общему знаменателю не удалось. Общественность и, особенно, духовенство, однозначно, дали понять, что памятник в виде скульптуры неприемлен, непозволителен и идет вразрез с основами Ислама и противоречит традициям. Многие учавствовавшие в конкурсе художники и скульпторы, учтя пожелания мусульман, предлагали свои варианты памятника. Мой друг – известный художник и научный деятель Рустем Шамсутов – тоже участвовал в том конкурсе. Его проект представлял собой арабскую вязь (цитату самого Марджани) по спирали поднимающуюся ввысь. Были и другие неплохие проекты. Но тогда, видимо, решили повременить с претворением в жизнь этого проекта. И вот теперь, когда общественность разбрелась, а руководство татарстанским духовенством перешло в руки безпринципных клириков, статуя уважаемого всеми татарского ученого-богослова Ш.Марджани все-таки воздвигнута. Мне очень совестно и стыдно.
    Прости нас Марджани хазрат,
    Что честь твою не сберегли.
    Ты проклял бы нас всех стократ,
    Что в идола тебя мы облекли.

    • Актив21.11.2018 20:40

      kamilhazrat
      Я, как муфтий светской республики, уважаю позицию светской части населения Татарстана сам и всегда призываю это делать умму. Чтобы сохранить добрососедские отношения, бывает необходимо разделять или даже порой закрывать глаза на определенные традиции других народов и культур. Вспомните, что даже пророк Юсуф алейхи салям жил в языческом государстве и всецело себя посвятил его процветанию – вот он пример толерантности! В этом была его величайшая мудрость – ведь он показал пример истинного мусульманина. Бессмертное учение Абу-Ханифы также призывает нас сохранять свою религию в первозданном виде и строить при этом дружественные отношения с последователями иных мировоззрений.
      Воздвижение памятника, безусловно, запрещено в исламе. И я определенно против монументов с изображением человека. Однако надеемся, что в качестве достопримечательности памятник Марджани сыграет свою роль в популяризации его имени среди жителей и гостей нашей столицы!

  9. Салафит из Баку22.11.2018 7:02

    Джахилийа чистой воды. А потом современная Умма пророка Мухаммада (Салаллаху ва Саллям) ещё и диву дается: Почему неверные-кяфиры стали такими сильными? Почему мусульмане стали такими слабыми? Почему Аллах не “принимает” дуа некоторых мусульман? Почему неверные “решают” какой дресс код подойдет для мусульман? Шаг за шагом мусульмане покидая сунну-вернее сказать сунна покидает мусульман- становятся слабыми, беззащитными. Аллах лишает их своего покровительства. Где наша религия и где статуя? Безумие!

  10. ashir0124.11.2018 12:18

    Экс- первый зам муфтия Татарстана: 40 млн рублей было потрачено на памятник, но не на издание трудов выдающегося татарского мыслителя

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: