Информационное
агентство России
14°C
20 апреля, 15:32

Почему криптовалюта – «харам»

Rinat
Почему криптовалюта – «харам»
Люди продолжают скупать биткоины, несмотря на скепсис экономистов

В последнее время понятия «криптовалюта» «биткоин» и т.п. прочно лидируют в информационном поле, обгоняя по части интереса аудитории даже события реальной политической жизни. Это немудрено, ведь рынок криптовалют – единственное место, где каждый реально может превратить виртуальную информацию во вполне себе полновесную монету. В исламском мире, как части мировой цивилизации, также появился активный интерес к криптовалютам. В частности, это выразилось в локальных операциях с ними, проводимых одним из банков ОАЭ. Лекции по криптовалютам, которые проводят мусульманские общины, стали чуть ли не обычной практикой в Татарстане и других регионах России. Скажем больше, многими «экспертами», в том числе и из мусульманских стран, биткоин превозносился чуть ли как не новый, современный путь для исламской экономики.

И на этом фоне примечательной стала фетва, обнародованная в первый день нового года по европейскому гражданскому летоисчислению верховным муфтием Египта Шауки Алламом о запретности биткоина для мусульман. Символично, что фетва была опубликована накануне «дня рождения» биткоина – 3 января. В этот день девять лет назад группа изобретателей, работавшая под псевдонимом «Сатоси Накомото» запустила первую операцию с биткоином.

В фетве муфтия Аллама указывается, что биткоин «не является приемлемым средством для денежного обмена, и поэтому не может использоваться в торговле». Муфтий также отметил, что криптовалюта является эффективным средством для отмывания денег, и поскольку за этими операциями фактически невозможен государственный контроль, они вполне реально могут подорвать экономику многих стран, в том числе и Египта. Кстати, ранее и Центробанк Египта объявил о невозможности операций с криптовалютой на том основании, что у большинства жителей страны, просто нет банковских счетов.

«Биткоин запрещен с точки зрения принципов шариата, поскольку наносит ущерб отдельным личностям, группам людей и учреждениям», – говорится в тексте фетвы . А днем раньше, 31 декабря, советник муфтия Махди Ашур, заявил, что биткоин в силу его почти полной непрозрачности и неподконтрольности может оказаться идеальным инструментом для финансирования терроризма.

Известно изречение «Наш Всевышний – не Всевышний философов, но Всевышний Ибрагима, Исхака и Йакуба». А это означает, что любой религиозный эдикт, пусть он и вынесен мудрецом-алимом, может и должен быть понят и объяснен дальше любым верующим. Попытаемся здесь это сделать и мы.

Итак, что кроется за столь современно и привлекательно звучащими словами «криптовалюта», «биткоин» и т.п.? Допустим, Абдулла купил у Исмаила ишака за… биткоины. Абдулла получил упрямое и визгливое ушастое существо, тем не менее, практически необходимое в хозяйстве. А вот Исмаил получил… файл на своем компьютере, который стоит реальных денег, но его нельзя ни пощупать, ни подержать в руках, и очень-очень ограниченное количество торговцев принимает их к безналичной оплате. А обменять виртуальный биткоин можно опять лишь в очень ограниченных, многоступенчатых  и не очень «киберобменниках». Наконец, небольшая хакерская атака, и бедолага Исмаил может распрощаться с ишаком (которого он все-таки по жизни видел) и с «биткоинами», которые он так никогда и не узрел.

Единственная, более-менее реальная перспектива операций с криптовалютой – это ее купля-продажа на специализированной бирже. Однако здесь ее курс за короткие промежутки меняется на порядки в обе стороны, причем совершенно непонятно, на каких основаниях. Все современные биржи также являются во многом спекулятивными площадками, хотя их операции основываются на реальных процессах в реальной экономике. Этого не скажешь о биткоин-бирже, в нынешнем виде больше похожа на казино, чем торговую площадку. Ну а по поводу азартных игр есть совершенно определенные аяты Священного Корана: «О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются мерзостью из деяний сатаны. Сторонитесь же этой мерзости – лишь так вы спасётесь. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть, отвратить вас от поминания Аллаха и обязательной молитвы. Так прекратите же!» (сура «аль-Маида», аяты 90–91).

Сторонники криптовалюты, в том числе из числа «исламских экономистов», обосновывают «халяльность» биткоина тем, что с его помощью можно обойти расчеты через систему традиционных «конвенциональных» банков, основанной на фиксированном ссудном проценте. Это значимое, но не главное условие того, чтобы экономика и финансирование стали «халяльными», по-настоящему соответствующими законам ислама.

Принципиальное отличие исламского банка от неисламского состоит даже не в проценте, а в том, что «традиционный» банк является исключительно кредитором, а исламский банк – прямым инвестором. Иначе говоря, если наш вышеупомянутый Исмаил придет в обычный банк и попросит кредит на создание фермы по разведению ишаков, для дальнейшей их продажи за биткоины, то ему скажут: «Выращивай хоть ишаков, хоть динозавров, хоть лепешки выпекай, но через пять лет ты должен принести выданную тебе сумму плюс N%. Не принесешь – останутся от тебя и твоих ишаков одни лишь длинные уши». У исламского финансирования абсолютно иная философия. Исламский банк – соинвестор бизнес-проекта, партнер предпринимателя, а значит он кровно заинтересован в успехе проекта в целом, а не только в том, чтобы любым способом вытащить назад выделенные ранее деньги с процентами.

Так вот, биткоин с его почти полной неурегуливанностью отношений с традиционными банковскими системами, а главное – с национальными валютами и регуляторами выступать в качестве полноценного инвестиционного инструмента никак не может. И вообще, чтобы «криптовалюта» стала полноценной (каковой ее сейчас раскручивают в информпространстве), нужно совсем «немного» – чтобы в одночасье исчезла вся существующая банковская система (в том числе и шариатская) и большинство национальных валют, кроме т.н. «резервных» – доллара и евро. А это на сегодня и в обозримом будущем, согласитесь, утопия.

А что можно тогда с помощью биткоина? Потенциально возможно лишь кредитование, как это делает любой «харамный» банк, работающий на основе процентной ставки. Только вместо безналичных, но реальных долларов, евро (и возможно юаней), заемщику будет предложен безналичный и абсолютно виртуальный биткоин.

Так что, фетва муфтия Шавки Аллама – это вполне себе к месту и времени поданный мусульманам не только Египта, но и всего мира, сигнал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Mehdi05.01.2018 17:40

    Такое ощущение что тот кто писал статью лишен всякой логики

    1.Нельзя пощупать и.т.д А что на пластиковых картах деньги шупать можно?Максимум что получишь то бумагу “через ” процессе в обмениках

    2.Хакерская отака и все пропало,А что с обычными деньгами не так чтоле?Хакер тот же Вор который может ограбить ваш дом?Или опять таки взломать вашу банковскую карту?

    3.Непопулярность Биткоина делает его харам?Вы серьёзно?Когжа будет популярным и его будет легко обналичивать,станет Халал?сильный довод.

    4.Исчещла шариатский банк?да нет никакого шариатского банка,Любой Банк пользуется сертивикацией МВФ ,а это значит каждая ваша покупка пластиковыми картами будет взыматся проценты и идти в МВФ,банк обвертанный в красивые ичламские слова это не делает его халал.

    5.Исламский банк партнер? А как помне просто берет 50 процент твоей прибыли в то время как другие банки берут 1 или 2 процента пока не выплатишь.А этим “Имламским” всю жизнь придется отдовать 50 процент прибыли

    6.Какие национальные валюты?Нет никаких национальных валют.Чтобы Выпустить рубль платят 500 милионов долларов США ,МВФ.Получают от них сертификацию SWIFT и только с условиями мВФ можно пооводить международные трансакции рубль юань евро дирхам все конвертируется в Долларах.Биткоин единственная система каторая не подчиняется мВФ и мы не платим налог за его использоаание США.

  2. Фуксия06.01.2018 15:15

    Ничего не понимаю в биткоинах, но думаю, что это очередной лохотрон, чтобы изымать деньги у населения.

  3. Актив06.01.2018 16:20

    Тот кто контролирует биткоин, тот и в выигрыше. Глупо думать, что есть что то бесконтрольное в нашем мире

  4. alex-saud06.01.2018 21:04

    Извините, но статья некомпетентная, все доводы рушатся в одну минуту. Если человек тему не изучил, зачем на эту тему писать? тем более когда говоришь, о таких вещах как харам или халяль?

  5. Валерий (Исмаил) Емельянов08.01.2018 14:11

    Ассаламу алейкум. Тут автора статьи упрекают в некомпетентности и прочих недостатках, не особенно утруждая себя при этом аргументами. Поэтому отвечаю на некоторые наиболее важные аргументы. 1. Станет ли биткоин при самых широких возможностях его обналичивания “халяль” вместо “харам”. Самим этим фактом-не станет. Но тогда возникнут возможности работы с ним у реальных банков, в том числе и исламских. Подчеркну, деньги, как таковые “харам” не являются, под эту категорию подпадают лишь некоторые операции с ней. А один из фундаментальных принципов исламской экономики – это денежное обращение, обеспеченное реальными активами или инвестициями. Все остальное, типа рыночных спекулятивных операций- от шайтана. То есть биткоин станет полностью “халяль”. То есть еще раз повторяю, если Хасан Абдуррахман ибн Хаттаб скажет “трохтибидох” и исчезнут все национальные валюты и банки. то тогда биткоин-100% халяль. Пка же, например, ведущая экономика мира-Китай делать этого не собирается. 2 В данной статье автор ничего нового не изобрел, а просто на медийном уровне изложил материал первого курса по специальности “международные экономические отношения”. Разберем два основных принципа исламской экономики, которые, честное слово не автор выдумал. Принцип первый “мудараба”. По мудараба инвестор финансист ( рабб уль-маль) предоставляет свои средства партнеру-мударибу для конкретного проекта и прибыль имеет не с процента от тех денег, которые он вложил, а от доли в прибыли в предприятии, ТО ЕСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ, А НЕ ПАРАЗИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕНТНОГО кредитования. Кстати, в случае провала проекта ответственность ложится на инвестора рабб уль-маля, а вовсе не на мудариба-партнера. Мушарака действует по тому же принципу, только здесь уже “скидываются” своими средствами двое или несколько НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ УЧАСТНИКОВ,затем в заранее оговоренных пропорциях делят прибыли и убытки, еситолько предварительно не решат, что заубытки ответственен тот из партнеров, по чьей вине они случились. БИТКОИН ЖЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ИНСТРУМЕНТОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ, ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ПОКА ВИРТУАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СПЕКУЛЯЦИИ НА ВВИРТУАЛЬНОЙ БИРЖЕ. И до тех пор, пока сохранится такое положение вещей, он остается для мусульман ХАРАМ ( ну, может быть, МАКРУХ)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: