"Российская газета": Почему Пророк бегал с женой наперегонки

Тауфик Ибрагим, профессор Института востоковедения РАН

Тауфик Ибрагим, профессор Института востоковедения РАН

Теги:



10
14 Января 2011г. (08 Сафар)
Звание "Книга года" было присуждено на Московской международной книжной выставке-ярмарке книге "Жизнь пророка Мухаммада", автором которой является Тауфик Ибрагим – председатель Российского общества исламоведов, профессор Института востоковедения РАН.



В отчетном докладе президиума РАН книгу назвали "выдающимся свершением отечественной науки последнего времени".




Журналист "Российской газеты" взяла эксклюзивное интервью у автора издания.



Российская газета: Как и почему возникла идея написать эту книгу?



Тауфик Ибрагим: Еще в начале 90-х мы с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником института философии РАН Натальей Валерьевной Ефремовой задумали трилогию о мусульманском взгляде на историю. Первый том мы подготовили за 1,5 года. И посчитали, раз жизнь пророка Мухаммада так известна, за 9-10 месяцев сделаем и второй. Но на это ушло 15 лет. Быстрой работе помешало наше желание все детально исследовать и смотреть на описываемое со всех сторон. Но оно же помогало увидеть новое.



Мы очень долго мучились, ища ответ на вопрос: как, сохранив академический научный стиль, сделать текст, который можно читать перед сном? Ведь студентам мусульманских учебных заведений нужны первоисточники, а широкую аудиторию интересует облик Пророка, его домашний быт и окружающие нравы.



_QUOTE
Он [пророк] был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора.


РГ: Что для вас было самым сложным?



Ибрагим: Те, кто создавали арабские тексты, положенные в основу нашей книги, не думали, что когда-то в России соберутся их читать. А мы, несмотря на это, должны были добиться перевода научно адекватного, точного по отношению к первоисточникам, и представляющего интерес для представителей другой культуры.



Мы стремились максимально избегать избирательного подхода. Мы не старались, чтобы пророк Мухаммад выглядел более симпатичным, а ислам более приятным. Мы старались давать сведения о пророке Мухаммаде объективно и во всей полноте, чтобы не оставалось впечатления, что мы выбрали только то, что считаем нужным, или то, что служит нашей идее.



Мы не даем свою точку зрения и интерпретации, только классическое мусульманское видение жизни Пророка. Но при этом из нашей книги так ясно видно, например, что Пророк никогда не организовал ни одного военного мероприятия в агрессивных целях и в целях распространения религии. При том, что многие наши современники думают, что задача ислама – силой распространить верование. А к заключению, что Пророк никогда не распространял ислам мечом, между прочим, пришел даже Ибн-Таймийа – богослов XIV века, который считается чуть ли не отцом современных ваххабитов, самым ортодоксальным из богословов ислама.



Иногда мне кажется, что Пророк понимал, что грядет поколение людей, которые будут говорить от имени Бога, а выдвигать свое. И опасался этого.



Как исследователь и как мусульманин, я считаю, что Коран это послание, адресованное будущему. Послание Пророка в его интеллектуальном, и социально-гуманном аспекте интересно современному интеллигентному человеку. Кто смотрит на Коран свежим взглядом, как когда-то Владимир Соловьев, тот, я думаю, найдет в нем более глубокие и интересные идеи, чем средневековые богословы. Но это уже предмет другой книги.



РГ: Но самый увлеченный читатель и почитатель Корана далеко не всегда интеллектуал.



Ибрагим: Когда Коран читается в малообразованной среде, читатели все время во что-нибудь упираются. И вот в результате возрождение ислама в России часто происходит через догматизацию того, что говорилось в Средневековье. А это вообще-то не лучшая альтернатива.



РГ: 15 лет работая над книгой, вы для себя делали открытия?



Ибрагим: Да, и они связаны с чертами пророка как человека. Он, например, соревнуясь, бегал с супругой наперегонки. Кто из наших духовных мусульманских лидеров теперь осмелится на такое? Он был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора. Мы добавили в книгу кусок текста о том, как он шутил. Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность. Поэтому и не назначил преемника. Оставил на выбор. Мучительный, между прочим, был выбор. Но в этом и весь смысл. Бог дал нам свободу и разум.



Если бы я описал, как я представляю Пророка, наверное, это было бы на порядок интереснее современному интеллектуалу, но это уже было бы другое исследование.



РГ: Ислам – толерантная религия?



Ибрагим: А вы помните биографию святого Иоанна Дамаскина? Он в халифате жил, получил образование, и он, как прежде его отец и прадед, был фактически министром финансов, чуть ли не правой рукой халифа. Византийский император-иконоборец требовал в письмах к халифу, чтобы тот уничтожил Дамаскина как еретика-иконопочитателя, а ислам, как известно, не одобряет подобных изображений. Но тот сидел в халифате, писал сочинения в защиту икон и распространял по всей Византии. Разве это не говорит о невероятной толерантности в халифате?! Подумайте только, у Омейядов (это первые 100 лет ислама) "поэтом дворца" (а поэт тогда был самой важной культурной фигурой) служил христианин аль-Ахтал, демонстративно носивший огромный крест. Пришедшие вослед Абассиды сожалели, что у них уже не было такого дворцового поэта, одного из величайших арабских поэтов, какая разница, что он христианин. А у арабов до сих пор чуть ли не в школе учат его "антиисламские" стихи.



Кто-нибудь вспоминает, как к Пророку пришла одна из его жен – иудейка, и плача, рассказала, как ее обзывают другие жены, и что ответил ей Пророк?! Пророк не заставил переходить в ислам и свою жену-христианку. Кто-нибудь об этом вспоминает?



РГ: Российское исламоведение когда-то было одним из лучших в мире.



Ибрагим: Арабистика, исламоведение в России до революции были одними из сильнейших в мире. Что-то сохранилось и при Советской власти. Она хоть и боролась с религией, но имея хорошие отношения с арабскими и другими мусульманскими странами, уделяла внимание арабистике и исламоведению. К сожалению, сейчас с исламоведением дела обстоят неважно. Наше поколение уходит. Смены нет. Традиция гибнет. Знаменитые "школа Бартольда", "школа Крачковского" уже погибли. Никого фактически не осталось.



А богословские школы! Дореволюционная татарская школа богословия была одной из самых передовых в мусульманском мире. Сегодняшний министр религиозных дел Турции – ученик знаменитого представителя этой школы Мусы Бигиева. Сейчас Россия выглядит в этом смысле как страна упущенных возможностей.



Боюсь, что через 20 лет начнутся чисто прагматические проблемы: приезжает в страну мусульманский деятель, а об этикете отношений с ним спросить некого. Мне кажется, нужно думать о возрождении исламоведения.



Аннотация книги "Жизнь пророка Мухаммада"



Не имеющая мировых аналогов монументальная, живо написанная биография основоположника ислама, первое на русском языке полномасштабное жизнеописание пророка Мухаммада, итог 15-летних изысканий авторов настоящего издания, ведущих отечественных исследователей, сумевших на основе изучения свода всех авторитетных в мусульманской традиции источников воссоздать исполненную драматизма картину жизни и общественного служения последнего божественного, с точки зрения правоверных, посланника в истории человечества, одной из наиболее выдающихся личностей в земной летописи.



Богатый иллюстративный ряд (более трех сотен фотографий Мекки и Медины XIX-XXI вв., репродукций наиболее интересных художественных решений Корана, видов наиболее значимых мусульманских святынь) призван воссоздать живительную атмосферу сакральных мест ислама.



Издание, выходящее под грифом Института востоковедения Российской академии наук, одобрено к распространению и изучению ведущими исламскими религиозными центрами и духовными управлениями мусульман страны.



Энциклопедический охват историко-событийных и вероучительных аспектов, удачное сочетание научной основательности с общедоступностью изложения позволяют рекомендовать это пионерское для России издание широким кругам читателей, всем интересующимся первоистоками одной из крупнейших и самой динамично развивающейся религии мира.



Презентация двухтомника состоялась в феврале 2010 года в Москве.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Nahlah 23 Января 2011г.
Ответить

Тауфик Ибрагим - очень опасный человек! Или коранист (похоже), или еще кто-то типа... Почитайте все его публикации в нете, весь ислам у него какой-то "своеобразный". Весьма.

Nahlah 23 Января 2011г.
Ответить

Тауфик Ибрагим - очень опасный человек! Или коранист (похоже), или еще кто-то типа... Почитайте все его публикации в нете, весь ислам у него какой-то "своеобразный". Весьма.

Темирлан 17 Января 2011г.
Ответить

AbuDhabi2010, брат, правильно делают, что пропускают, пускай все видят его невежество и глупость

AbuDhabi2010 16 Января 2011г.
Ответить

Модератор, почему пропускаются сообщения пользователя "Дарий"???

дарий 16 Января 2011г.
Ответить

Одни вы безмозглые все понимаете,фанатики ненормальные,от вас только войны,терракты и кровь!

шамо 16 Января 2011г.
Ответить

Согласен с Hanif. Пророк(с.а.с.)двух человек не посылал с поручением, чтобы не назначить среди них старшего,как это "не оставил преемника".И вообще, может он(Ибрагим) враг,если утверждает ,что религия,т.е. как я понимаю-шариат, не должны регулировать повседневность.Это нонсенс.Представить ,что профессор этого не понимает,очень трудно.

tartar 14 Января 2011г.
Ответить

Надо бы издать и выложить в интернете подобную, но популярную, недорогую и однотомную книгу о пророке Мухаммаде (мир ему)для ознакомления всех русскоговорящих с глашатаем ислама. Лежащие на полках издания, например,книга 19-го века В.Ирвинга - это больше пасквиль, чем истинное изложение жизни Спасителя из людей, равнозначного в его земной жизни Христу.

Hanif 14 Января 2011г.
Ответить

"Кто смотрит на Коран свежим взглядом...найдет в нем более глубокие и интересные идеи, чем средневековые богословы" ; "Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность" - ошибается Ибрагим. 4:65 "Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутанно между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью."

Nahlah 23 Января 2011г.
Ответить

Тауфик Ибрагим - очень опасный человек! Или коранист (похоже), или еще кто-то типа... Почитайте все его публикации в нете, весь ислам у него какой-то "своеобразный". Весьма.

Nahlah 23 Января 2011г.
Ответить

Тауфик Ибрагим - очень опасный человек! Или коранист (похоже), или еще кто-то типа... Почитайте все его публикации в нете, весь ислам у него какой-то "своеобразный". Весьма.

Яндекс.Метрика