С сенсационным заявлением на страницах «Бизнес-Онлайн» выступил представитель Духовного управления мусульман Республики Татарстан
Рустам Батров. По его словам,
мазхаб Абу Ханифы, строгая приверженность которому закреплена в уставе ДУМ РТ, и
ханафитский мазхаб – далеко не одно и то же: последний вобрал в себя сомнительные трактовки других богословов ханафитской школы. Отсюда автор делает неожиданный вывод –
муфтият во главе с Камилем Самигуллиным занимается проповедью "религиозного мракобесия", так как, вопреки собственному уставу, следует ханафитскому мазхабу. Незадолго до этого в СМИ появилась информация об отставке
Батрова с должности первого зампреда муфтия республики, которая была им самим опровергнута.
Как бы там ни было,
Батров опубликовал ряд интригующих материалов, в которых подверг критике республиканское духовное управление, пользующееся поддержкой казанского Кремля. По утверждению автора, неправильные трактовки муфтиятом наследия известного мусульманского богослова
Абу Ханифы приводят к пагубным последствиям в сфере безопасности не только Татарстана, но в целом по России. Своих оппонентов он назвал "радикалами" и "мракобесами", а единомышленников – «сторонниками просвещенного ислама». Последняя статья
Батрова стала отповедью казыю Казани
Абдулле Адыгамову, вставшему на защиту ДУМ РТ.
«Итак, заведующий кафедрой исламского университета (Адыгамов, – ИН) сознается, что ханафитский мазхаб призывает вести войну с иноверцами и убивать инакомыслящих (в полном противоречии с учением самого Корана, добавлю от себя). Что же, маски сброшены. Спасибо, хазрат, за честность. Коли вы уж так открылись, мне, несмотря на глубокую к вам симпатию, остается нанести прямой нокаутирующий удар: скажите, пожалуйста, кто и когда в ханафитском мазхабе провел ревизию и отменил этот жуткий средневековый радикализм? Никто и никогда! Все это черное мракобесие и сегодня преподносится как актуальное знание. Поэтому в наши дни и переиздается ханафитский средневековый труд
«Мухтасар аль-Кудури» без каких-либо оговорок о том, что данные нормы утратили свое действие, ибо они до сих пор воспринимаются как часть живой религиозной традиции. В лучшем случае нашим верующим говорят: «Мы пока не можем на практике претворять в жизнь все эти истинные нормы, ибо не набралась критическая масса наших сторонников. Но наше время еще придет». В общем, исповедуют «ислам с камнем за пазухой», – пишет Рустам Батров.
Напомним, что на протяжении нескольких лет руководство Татарстана, неискушенное в тонкостях мусульманского богословия, вынуждено придерживаться курса на строгую приверженность "традиционному" исламу, под которым заявлен
ханафитский мазхаб и догматы
матуридитской акыды, рассчитывая на то, что они станут защитой от проявлений экстремизма. Проводником этой линии призвано выступать духовное управление мусульман во главе с муфтием
Камилем Самигуллиным, ярым противником ислама «нетрадиционного».
[caption id="attachment_521446" align="alignleft" width="300"]
Рустам Батров резко раскритиковал коллег из ДУМ РТ[/caption]
Чтобы татарстанскому духовенству было легче и комфортнее решать государственные задачи, муфтият в свое время вывели из-под юрисдикции (пусть и формальной)
Совета муфтиев России, глава которого –
Равиль Гайнутдин – демонстрирует более широкие взгляды на ислам, за что периодически попадает под шквал критики со стороны державно-консервативных и околоцерковных сил.
С политической точки зрения действия руководства Татарстана были вполне оправданными. В республике начал поднимать голову религиозный экстремизм, апофеозом которого стал расстрел мусульманского деятеля
Валиуллы Якупова и покушение на муфтия
Илдуса Файзова. Ответственность за эти атаки взял на себя привлекавшийся к уголовной ответственности
Раис Мингалеев, объявивший себя «амиром муджахедов Татарстана» и вскоре после этого скоропостижно скончавшийся в результате неустановленной болезни.
После череды трагических событий в Татарстане с 2012 года установилось относительная стабильность. Республика укрепила свои позиции, получив право на проведение универсиады и игр чемпионата мира по футболу. В федеративных отношениях главным достижением стало сохранение поста президента Татарстана и неизменность позиции по вопросу дальнейшей судьбы договоренностей 1994 года о разделении предметов ведения и полномочий между республикой и федеральным центром.
Отведенную роль в поддержании этой стабильности с горем пополам сыграл и проводимый ДУМ РТ курс на идейное доминирование "традиционного" для татар ханафитского мазхаба, который призван выбивать почву из-под ног радикалов. Впрочем, это делалось столь примитивно и неумело, с откровенным использованием административно-кадрового ресурса, занесением инакомыслящих в экстремисты и сектанты, что в конечном итоге поставило республику на грань научно-богословской маргинализации и духовной самоизоляции, результатом чего наряду с прочим становятся глубокомысленные философские споры на сюжеты глубокого средневековья.
Такая атмосфера способна сыграть с Татарстаном злую шутку, оттолкнув от него массы «инакомыслящих» мусульман как внутри республики, так и далеко за ее пределами. Единственным способом вырваться из замкнутого круга усиливающей самоизоляции и погружения в средневековье является использование потенциала общемировой мусульманской науки, с привлечением в Татарстан авторитетных богословов – пусть даже из-за пределов «традиционной» татарской ойкумены.
Тут есть над чем подумать руководству республики, особенно в год открытия Болгарской исламской академии.
Ответить
Не пора ли признать фанатичную приверженность мазхабу экстремизмом?!
Ответить
Всем доброго времени суток.я думаю вопросы возникающие о войне с неверными очень тонкий.им бы изучить сначала это все.сесть за стол переговоров.неформально.проверить все ДАЛИЛИ...Получается,что нет у нас авторитетного мнения общего по этому вопросу,и нет бесспорного духовного лидера...если они делают такие громкие заявления,спорят,они должны нести ответственность.ВЕДь ислам это не только Абу-ханиф и один махзаб...
Ответить
Это что получается ? В духовном управлении так стремительно убирали неугодных неханафитов?! А в конце концов они сами не долюбливают (мягко говоря ) ханафитский мазхаб. А может те изгнанные и являются истинными ханафитами ????!!!
Ответить
"Ислам с «камнем за пазухой», или Полемические заметки о свободе совести и вероисповедания" Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/339508 Батров, конечно лукавит, и играет на неосведомлённого "болельщика". Отвергать хадисы- ересь ещё та. Хадисы- это сунна Пророка (с.а.в.), а мы, мусульмане России- ахли сунна- мусульмане- сунниты. Просто, как и во времена Абу Ханифы, так и сейчас есть очерёдность принятия решения по вопросам фикха(правовых норм). Если нужен был ответ на какой-либо вопрос, то сначала искали ответ в Священном Куръане- приоритет Куръана никто и ни
Ответить
Господин Батров, чтобы в голове не бегали тараканы, нужно изучать науку о хадисах, а не называть хадисы "средневековыми приписками".
Ответить
По поводу последних выяснений какие отношения были между Абу Ханифой и его учеником Абу Юсуфом, вспомнил историю произошедшую с современным ученым Юсуфом аль-Кардави.. К нему подошел один из молодых студентов и стал спрашивать о разногласии двух известных шейхов в каком-то вопросе, на что Юсуф аль Кардави процитировал стих: "Два сокола парят в небе. Так какое же дело насекомому встревать между ними?"