«Радикалы» и «средневековые мракобесы». Как Татарстан стал жертвой ханафитского мазхаба

Муфтий Самигуллин и президент Минниханов

Муфтий Самигуллин и президент Минниханов

Теги:


12
11 Марта 2017г. (12 Джумада ас-сани)
С сенсационным заявлением на страницах «Бизнес-Онлайн» выступил представитель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам Батров. По его словам, мазхаб Абу Ханифы, строгая приверженность которому закреплена в уставе ДУМ РТ, и ханафитский мазхаб – далеко не одно и то же: последний вобрал в себя сомнительные трактовки других богословов ханафитской школы. Отсюда автор делает неожиданный вывод – муфтият во главе с Камилем Самигуллиным занимается проповедью "религиозного мракобесия", так как, вопреки собственному уставу, следует ханафитскому мазхабу. Незадолго до этого в СМИ появилась информация об отставке Батрова с должности первого зампреда муфтия республики, которая была им самим опровергнута.

Как бы там ни было, Батров опубликовал ряд интригующих материалов, в которых подверг критике республиканское духовное управление, пользующееся поддержкой казанского Кремля. По утверждению автора, неправильные трактовки муфтиятом наследия известного мусульманского богослова Абу Ханифы приводят к пагубным последствиям в сфере безопасности не только Татарстана, но в целом по России. Своих оппонентов он назвал "радикалами" и "мракобесами", а единомышленников – «сторонниками просвещенного ислама». Последняя статья Батрова стала отповедью казыю Казани Абдулле Адыгамову, вставшему на защиту ДУМ РТ.

«Итак, заведующий кафедрой исламского университета (Адыгамов, – ИН) сознается, что ханафитский мазхаб призывает вести войну с иноверцами и убивать инакомыслящих (в полном противоречии с учением самого Корана, добавлю от себя). Что же, маски сброшены. Спасибо, хазрат, за честность. Коли вы уж так открылись, мне, несмотря на глубокую к вам симпатию, остается нанести прямой нокаутирующий удар: скажите, пожалуйста, кто и когда в ханафитском мазхабе провел ревизию и отменил этот жуткий средневековый радикализм? Никто и никогда! Все это черное мракобесие и сегодня преподносится как актуальное знание. Поэтому в наши дни и переиздается ханафитский средневековый труд «Мухтасар аль-Кудури» без каких-либо оговорок о том, что данные нормы утратили свое действие, ибо они до сих пор воспринимаются как часть живой религиозной традиции. В лучшем случае нашим верующим говорят: «Мы пока не можем на практике претворять в жизнь все эти истинные нормы, ибо не набралась критическая масса наших сторонников. Но наше время еще придет». В общем, исповедуют «ислам с камнем за пазухой», – пишет Рустам Батров.

Напомним, что на протяжении нескольких лет руководство Татарстана, неискушенное в тонкостях мусульманского богословия, вынуждено придерживаться курса на строгую приверженность "традиционному" исламу, под которым заявлен ханафитский мазхаб и догматы матуридитской акыды, рассчитывая на то, что они станут защитой от проявлений экстремизма. Проводником этой линии призвано выступать духовное управление мусульман во главе с муфтием Камилем Самигуллиным, ярым противником ислама «нетрадиционного».

[caption id="attachment_521446" align="alignleft" width="300"] Рустам Батров резко раскритиковал коллег из ДУМ РТ[/caption]

Чтобы татарстанскому духовенству было легче и комфортнее решать государственные задачи, муфтият в свое время вывели из-под юрисдикции (пусть и формальной) Совета муфтиев России, глава которого – Равиль Гайнутдин – демонстрирует более широкие взгляды на ислам, за что периодически попадает под шквал критики со стороны державно-консервативных и околоцерковных сил.

С политической точки зрения действия руководства Татарстана были вполне оправданными. В республике начал поднимать голову религиозный экстремизм, апофеозом которого стал расстрел мусульманского деятеля Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Илдуса Файзова. Ответственность за эти атаки взял на себя привлекавшийся к уголовной ответственности Раис Мингалеев, объявивший себя «амиром муджахедов Татарстана» и вскоре после этого скоропостижно скончавшийся в результате неустановленной болезни.

После череды трагических событий в Татарстане с 2012 года установилось относительная стабильность. Республика укрепила свои позиции, получив право на проведение универсиады и игр чемпионата мира по футболу. В федеративных отношениях главным достижением стало сохранение поста президента Татарстана и неизменность позиции по вопросу дальнейшей судьбы договоренностей 1994 года о разделении предметов ведения и полномочий между республикой и федеральным центром.

Отведенную роль в поддержании этой стабильности с горем пополам сыграл и проводимый ДУМ РТ курс на идейное доминирование "традиционного" для татар ханафитского мазхаба, который призван выбивать почву из-под ног радикалов. Впрочем, это делалось столь примитивно и неумело, с откровенным использованием административно-кадрового ресурса, занесением инакомыслящих в экстремисты и сектанты, что в конечном итоге поставило республику на грань научно-богословской маргинализации и духовной самоизоляции, результатом чего наряду с прочим становятся глубокомысленные философские споры на сюжеты глубокого средневековья.

Такая атмосфера способна сыграть с Татарстаном злую шутку, оттолкнув от него массы «инакомыслящих» мусульман как внутри республики, так и далеко за ее пределами. Единственным способом вырваться из замкнутого круга усиливающей самоизоляции и погружения в средневековье является использование потенциала общемировой мусульманской науки, с привлечением в Татарстан авторитетных богословов – пусть даже из-за пределов «традиционной» татарской ойкумены.

Тут есть над чем подумать руководству республики, особенно в год открытия Болгарской исламской академии.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Amin26 13 Марта 2017г.
Ответить

Не пора ли признать фанатичную приверженность мазхабу экстремизмом?!

Татарин 13 Марта 2017г.
Ответить

Всем доброго времени суток.я думаю вопросы возникающие о войне с неверными очень тонкий.им бы изучить сначала это все.сесть за стол переговоров.неформально.проверить все ДАЛИЛИ...Получается,что нет у нас авторитетного мнения общего по этому вопросу,и нет бесспорного духовного лидера...если они делают такие громкие заявления,спорят,они должны нести ответственность.ВЕДь ислам это не только Абу-ханиф и один махзаб...

Рамиль 13 Марта 2017г.
Ответить

Это что получается ? В духовном управлении так стремительно убирали неугодных неханафитов?! А в конце концов они сами не долюбливают (мягко говоря ) ханафитский мазхаб. А может те изгнанные и являются истинными ханафитами ????!!!

Динар Заман 13 Марта 2017г.
Ответить
-4

"Ислам с «камнем за пазухой», или Полемические заметки о свободе совести и вероисповедания" Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/339508 Батров, конечно лукавит, и играет на неосведомлённого "болельщика". Отвергать хадисы- ересь ещё та. Хадисы- это сунна Пророка (с.а.в.), а мы, мусульмане России- ахли сунна- мусульмане- сунниты. Просто, как и во времена Абу Ханифы, так и сейчас есть очерёдность принятия решения по вопросам фикха(правовых норм). Если нужен был ответ на какой-либо вопрос, то сначала искали ответ в Священном Куръане- приоритет Куръана никто и ни

Rustam 12 Марта 2017г.
Ответить

Господин Батров, чтобы в голове не бегали тараканы, нужно изучать науку о хадисах, а не называть хадисы "средневековыми приписками".

ashir01 11 Марта 2017г.
Ответить

По поводу последних выяснений какие отношения были между Абу Ханифой и его учеником Абу Юсуфом, вспомнил историю произошедшую с современным ученым Юсуфом аль-Кардави.. К нему подошел один из молодых студентов и стал спрашивать о разногласии двух известных шейхов в каком-то вопросе, на что Юсуф аль Кардави процитировал стих: "Два сокола парят в небе. Так какое же дело насекомому встревать между ними?"

Яндекс.Метрика