Ризаетдин Фахретдин об Ибн Араби

«Футухат аль-Маккия» сборник работ Ибн Араби

«Футухат аль-Маккия» сборник работ Ибн Араби

Теги:


3
18 Ноября 2018г. (09 Раби аль-авваль)
Приводим читателю заключение из монографии известного российского  ученого и мусульманского богослова Ризаетдина Фахретдина "Ибн Араби", где он кратко излагает о том, что его побудило написать труд об известном средневековом богослове и суфийском мистике Ибн Араби.

[caption id="attachment_5607168265" align="alignleft" width="217"] Обложка книги "Ибн Араби"[/caption]

Я надеюсь, что те, кто прочитал эту книгу, составили для себя определенное представление об Ибн Араби. Мы хотели бы знать, что это так, однако у нас нет возможности это проверить, но несмотря на это, мы подведем небольшой итог того, что было сказано. Исследователи изучают Ибн Араби как литератора и как суфия, однако это не значит, что когда он был литератором, не был суфием, а когда был суфием, не был литератором, поэтому оба этих обстоятельства следует учитывать и знать, что он был и суфием и литератором одновременно. Обычно суфийские труды полны сожалений о временах молодости, но у Ибн Араби мы этого не видим даже в трудах, которые написаны в старческом возрасте. Даже «ал-Футухат» и другие книги, написанные в пожилом и старческом возрасте, содержат строки, говорящие о любви и шалости, в целом, его книги успокаивают человеческую душу.

Ибн Араби был большим знатоком шариата и литературы, но, несмотря на это, его произведения полны стихотворений о любви, читая эти стихотворения, мы видим серьезного ученого, обладающего высокими моральными качествами, он выполняет свои обещания и не ранит читателей своими стихотворениями. Он желал добра – и не только мусульманам, а всем людям в целом; его помыслы чисты, они наполнены любовью к знаниям. Ибн Араби в своем суфийском периоде очень терпеливый, аскетичный, чистый человек, с широкой душой, которая может вместить в себя весь мир. Для него нет разницы между золотом и глиной, он даже не нуждается в своем теле, он спокоен и задумчив. Он был наставником, которому симпатизировали многие из его современников.

Этот человек написал очень много различных талантливых трудов, но сколько бы он не писал, в своих произведениях он никого не опорочил, никого не обидел. Именно о нем говорят строки: «Моя жизнь прошла в богобоязненности и аскетизме, я никому не принес вреда». Как прекрасно то перо, которым он писал свои труды, этому перу не было подобных. Нет сомнения в том, что этого пера коснулась милость Аллаха, оно писало о своем Создателе. Ибн Араби смотрит на мир и на религию не как все ученые, он смотрит в новом разрезе. Когда люди порицают этот мир на словах, когда они жалуются на время, Ибн Араби отрешается от этого мира на деле. Он, за редким исключением, ни в одном из своих трудов не жалуется на мир, он считает, что мир – это причина вечного блага. Он представляет собой божественный закон, который объясняет нам правила жизни общества. Именно поэтому вместо того, чтобы отрешиться от мира, отчаяться в нем, автор призывает жить согласно законам Аллаха. Насколько отчаявшийся и недовольный Абу Аля ал-Маари, настолько же доволен и настолько же полон надежд Ибн Араби. Он надеется, что настанет такой день, когда люди обретут счастье, именно поэтому он говорит: «Само существование – это милость» («ал-Футухат» Т. 3 с. 346).

Ибн Араби очень уважительно пишет о семье и о женщинах, брак для него это не только физическая близость, а большее. Брак – это средство, которое способствует очищению сердца, расширению кругозора, возвышению чувств, достижению духовного наслаждения.

Современники, в особенности богословы Дамаска, придирались к Ибн Таймийи, но в то же время не замечали экзотичных заявлений Ибн Араби – в этом они следовали правилу «кто у власти, тот и прав». Зная, что Ибн Араби пользовался поддержкой правителей, они закрывали глаза на его высказывания. Что же до Ибн Таймийи, который был в немилости у чиновников, то ученые не стеснялись в выражениях, говоря о нем: «замалчивающий истину, безмолвный шайтан». Они объявили Ибн Таймийи джихад на пути религии, тем самым вписав в свою биографию черные страницы, показав разумным людям свою некомпетентность.

Ибн Араби, несмотря на то, что был ученым, в первую очередь, был человеком и поэтому имел право на ошибку. Мы в этой книге привели высказывания и его врагов и друзей, однако мы не приняли сторону ни тех, ни других, наша позиция – только достоверное историческое изложение. Даже если весь мир будет считать его еретиком, я готов встать на его сторону, и даже если весь мир будет считать его праведником, то я могу занять противоположную позицию. Я не излагаю биографии людей по причине вражды или симпатии к ним, я пишу о них только как об ученых, литераторах, религиозных и общественных мыслителях. Я считаю, что каждый человек имеет право на ошибку, и именно поэтому не считаю, что Ибн Араби во всем был прав.

Возможно, в своей книге я тоже допустил ошибки, недочеты, но мои намерения были чисты, поэтому я надеюсь, что Аллах простит эти недостатки. Я даже готов к научной дискуссии, я стремлюсь к позитивному и полагаюсь в этом на Аллаха. «Хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь». (Коран, 11-88)



Ризаетдин ибн Фахретдин. Оренбург 1912 год. (Из книги "Ибн Араби)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Wessalam 10 Декабря 2018г.
Ответить

Дааа. Тут одни Ибн Таймийивцы собрались. "Удачи" вам и вашему сайту.

Black Ops 19 Ноября 2018г.
Ответить
-3

Ибн Араби заблудший мистик, бидатчик. Он сам себя поставил в неловкое положение. Попытка обьяснить суть Аллаха без сунны, без достоверных хадисов провалилась с треском. Ибн Араби эта пародия на "учёного". Его прозвали "мумитдин", то есть убийца религии. А это знаменитое правило Ибн Таймии и его ученика Ибн Кайиима, имама аз Захаби, Ибн Касира, Файруза Абади: "тот кто молчит об истине, является немым шайтаном". Да кстати, есть ещё один Ибн Араби, автор книги "аль Авасим мин аль Кавасим". Да помилует его Аллах. Блестящий историк, знаток истории халифата.

Абдулла 18 Ноября 2018г.
Ответить

Истинная исламская доктрина, основанная на кораническом откровении, учит об абсолютном нетождестве Творца и Творения. Т. е. всё творение как таковое есть бытие, каждый элемент которого сопровождается предикатом «есть». Муравей есть, ангел есть, облачко есть и т. д. Но этот предикат не применим к Аллаху, который в какой-то степени описывается в суре «Ихляс» — «Он ничему не подобен и Ему никто не равен». Иными словами, бытие как таковое есть неведение о Нём. В это неведение вторгается Святой Дух (Рухулла) как искра провиденциальной мысли Аллаха и потом к этой искре, присутствующей в цепи пророко...
Читать дальше

Яндекс.Метрика