Рустам Батров: «Закон Самигуллина» ударит по классическому татарскому богословию

Ризаэтдин Фахретдин

Ризаэтдин Фахретдин

Теги:

36
09 Апреля 2018г. (23 Раджаб)
Инициатива муфтия Татарстана по запрету ваххабизма ставит под удар классическое татарское богословие, которое сам Камиль Самигуллин взялся развивать и поддерживать. Об этом написал публицист Рустам Батров, в прошлом первый зампред ДУМ Татарстана.

Автор описывает черты «тех, кого называют ваххабитами».

- Они отрицают любые новшества в исламе и призывают руководствоваться исключительно Кораном и Сунной, как это делали, по их мнению, первые три поколения праведных предшественников-салафов (отсюда более корректное название ваххабитов – салафиты). В первую очередь они отрицают обязательность следования поздним толкам (мазхабам) в каноническом праве, за что оппоненты называют их безмазхабниками, отрицают суфизм, воспринимая его источником множества нововведений прежде всего в народном исламе, и, наконец, считают заблудшими представителей традиционных догматических школ средневековья матуридитов и ашаритов, отказывая им в праве быть выразителями учения суннизма.

Немало маркеров ваххабизма есть и в трактовке частных вопросов ислама. Так, например, ваххабиты отрицают каноничность празднование мавлида, считают недопустимым проведение поминок на седьмой, сороковой день и годовщину похорон, запрещают почитание «святых», включающее в себя посещение их могил и обращение к ним с мольбами и многое другое.

Далее Батров проводит анализ богословской мысли Фахретдина и приходит к выводу, что «законом Самигуллина» труды выдающегося богослова будут признаны ваххабитскими и запрещены.

- Отрицая новшества во многих случаях, Фахретдин на самом деле выступает против религиозных традиций, инициируемых суфийскими шейхами, а не Кораном и Сунной, – пишет мусульманский деятель. – Сам суфизм, особенно в его народных формах мюридизма и ишанизма, Фахретдин также расценивает как новшество и решительно осуждает. «Ученые ислама, – говорит он – никогда не видели благого в распространении суфизма среди народа, и крайне сомнительно, что и впредь увидят в нем благо» («Җәвәмигуль-кәлим шәрхе», хадис № 132).

При этом автор напоминает, что Фахретдин «был не маргинальным мыслителем, пишущим в стол, а признанным всероссийским муфтием, председателем общенационального духовного управления мусульман, которым он руководил на протяжении 13 (!) лет вплоть до самой смерти, несмотря на просьбы хазрата позволить ему оставить этот пост и провести остаток дней в Мекке, о чем он мечтал, по крайней мере, в последние годы своей жизни».

Также известный татарский богослов интерпретирует хадисы на салафитский манер, говоря о недопустимости нововведений в религии, приводит конкретные примеры этого: «Прочтение Корана, повторение боговосхвалений (тасбих) и формулы единобожия (тахлиль) возле покойного, когда известно о последующей раздаче милостыни (садака). Раздача таковой на кладбище. Угощение на третий, седьмой, сороковой день и годовщину после похорон. Просьбы прочитать Коран с последующей раздачей милостыни тем, кто его читает» («Җәвәмигуль-кәлим шәрхе», хадис №104). По сути, Фахретдин обличает как несоответствующие исламу значительную часть похоронных обрядов, которые сегодня одобряет ДУМ РТ. Кстати, «читать и посвящать Коран за деньги», что распространено, пожалуй, во всех мечетях Татарстана и не только, он называет настоящим лицемерием («Җәвәмигуль-кәлим шәрхе», хадис №285).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SamirAga 15 Апреля 2018г.
Ответить

Я ханафит до мозга костей. Но если рассмотреть мое вероубеждение с точки зрения Самигуллина, то я самый отъявленный вахаббит. Маулид не признаю, новшества ненавижу, плюнул на бетонный камень в Биляре при скоплении народа, считаю Мухаммада ибн Абдулвахабба Вахабба ( рахимуллаh)обновителем веры. Что ещё нужно, для того, что бы признать меня вахаббитом, бороду до пупка носить ???

Ханан Ар-рифаиий 11 Апреля 2018г.
Ответить

интересная позиция, а если ты переедешь, например в папуа Новую Гвинею то какому мазхабу будешь следовать? Из четырех мазхабов надо следовать тому мазхабу, который лучше знаешь, который лучше изучил, а не следовать мазхабу в зависимости от местности

Ханан Ар-рифаиий 10 Апреля 2018г.
Ответить

Я изучала труды Абу Ханифы и также изучала книженции Ибн Абж аль-Ваххаба. Там в вопросах акыды написано совершенно диаметрально противоположное. Так что не надо тут народу лапшу на уши вешать.

Саляфит из Баку 10 Апреля 2018г.
Ответить

Опять эта безмозглая рабыня Тагута отметилась. Я не понимаю почему она не найдет себе "тусовку" рафидитов и других бидатчиков. Дорогой брат muslim кто сказал что покойные ибн Баз, Усеймин ставили себя выше великих улемов от Абу Ханифы до имама Ахмада. Если, ты был бы хоть чуточку информативнее, то знал бы что в Саудии изучают богословскую школу имама Ахмада, то бишь Ханбалитский мазхаб. Его знаменитую книгу "Усули Сунна". Кстати и великий богослов ибн Теймийа и Абдул Ваххаб были ханбалитами. Просто они отрицали фанатичную приверженность мазхабам, если есть достоверный хадис. Ты называешь себя ...
Читать дальше

Самигуллин 09 Апреля 2018г.
Ответить

Ваххабит - это чёрная метка для неугодного или конкурента

Ханан Ар-рифаиий 09 Апреля 2018г.
Ответить
-6

ваххабиты не салафиты. они антисалафиты. Их учение противоречит взглядам салафитов.

Яндекс.Метрика