Информационное
агентство России
3°C
23 октября, 10:11
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
5:267:1512:1514:3717:1218:54

Саудовская Аравия и «Братья-мусульмане» – от союза к конфронтации

muh
Саудовская Аравия и «Братья-мусульмане» – от союза к конфронтации
В заголовке газеты: "Эмир Фейсал: Ихваны герои, которые борются на пути Аллаха не жалея себя и своего имущества".

Отношения между саудовской монархией и движением «Братья-мусульмане» (Ихвануль-муслимун)  – нечто большее, чем просто отношения между государствами и политическими движениями. Та позиция, которая была объявлена в последнее время Советом больших улемов Саудовской Аравии, не является новой и имеет тенденцию к изменчивости в зависимости от политической конъюнктуры.

 От знакомства к союзу

Отношения между Саудовской Аравией и «Братьями-мусульманами» начались после исторической встречи между основателями монархии и движения – королем Абдуль-Азизом Аль-Саудом и Хасаном аль-Банной в 1936 году. Затем он продолжали развиваться и переросли в союз.

Сами ихваны говорили, что в лице саудовцев они получили защиту от плетей Насера, которые обрушивались на их спины в Египте. Саудовцы же нашли в ихванах сильного союзника, который мог противостоять волне радикального национализма, захлестнувшей арабские страны и угрожавшей политическим и религиозным конфликтом королевству. Этот союз во многом был частью борьбы между Саудовской Аравией, поддержанной Западом, против Египта, поддерживаемого Советским Союзом.

Таким образом, союз с движением был необходим королевству, мирно почивавшему на своих богатствах и нуждавшемуся в эффективном рычаге для формирования своей идеологии чтобы взаимодействовать с новым миром,  особенно в разработке современной стратегии, учебных программ и обновлении религиозного дискурса, который был наработан движением и требовался для модернизации и развития страны.

Ихваны получили возможность провести модернизацию в некоторых саудовских учреждениях, особенно в образовательной сфере, тем самым оставив заметный след на родине салафийи.

Этот союз удовлетворял обе стороны: одни получали жилье и стабильный доход, а другие – обученные кадры. Это взаимодействие продолжалось и во времена правления в Египте Насера и Садата.

Саудовская Аравия способствовала освобождения лидеров Ихванов в Египте после смерти Насера и приняла у себя многих ее представителей.

Новый этап укрепления отношений между ними наступил после оккупации Афганистана Советским Союзом. В это же время Саудовская Аравия установила тесное сотрудничество с Пакистаном и США в результате чего образовался феномен  «афганских арабов», а Ихваны сыграли огромную роль в деле  мобилизации добровольцев и сбора средств.

Шейх Юсуф Кардави и король Абдалла

 Путь к конфликту

Отношение к Ихванам в руководстве Саудовской Аравии начало меняться после смерти короля Фейсала. Правительство начало с подозрением смотреть на образовательные программы, разработанные Ихванами, увидев в них признаки формирования оппозиционной силы, которая ставила под сомнение необходимости монархического правления в стране.

Среди факторов, которые усилили разногласия между сторонами были расхождения в позиции по поводу первой войны в Персидском заливе между Ираком и Ираном. Ихваны также отвергли использование западных сил в деле освобождения Кувейта от иракского вторжения.

Затем в отношениях двух сторон назрел кризис когда обнаружилось, что  шейхи «Сахвата» и среди них шейх Сафар аль-Хавали сделали королю «Рекомендации с наставлением», которое было расценена правящей семьей как плод работы Ихванов в королевстве.

Сюда добавился фактор возвращения «афганских арабов» в свои страны, в том числе и в Саудовскую Аравию, которые принесли с собой идею политических изменений при помощи оружия. Этот процесс привел к появлению новых участников кризиса, расцвету «Аль-Каиды» во главе с Усмой бин Ладеном и созданию взрывоопасной ситуации из-за появления в различных районах страны ячеек вооруженных джихадистов.

Все эти факторы способствовали отдалению властей Саудовской Аравии от Ихванов  и их политической позиции.

 Молчаливое противостояние

События 11 сентября 2001 года эхом отозвались в Саудовской Аравии, и не успела еще осесть пыль, как в королевстве произошли четкие изменения  в политике по отношению к Ихванам.

Фактически эти изменения были продиктованы не возгоранием уже было остывших противоречий, а из-за того, что Запад оказывал сильнейшее давление на Саудовскую Аравию чтобы заставить ее проводить новую политику и перестать оказывать помощь определенным исламским организациям и учреждениям, среди которых были организации, связанные с Ихванами, и усилить информационную войну против них в различных средствах массовой информации королевства.

В связи с этим  министр иностранных дел Наиф бин Абдул Азиз в 2002 году выступил в интервью кувейтской газете с нападками на Ихванов, назвав их «корнем зла»  и заявил, что они – причина всех проблем арабского и исламского мира.

Полномасштабное противостояние

Такая тенденция сохранялась в течение десятилетия, пока противоречия не вспыхнули сильнее из-за так называемой «арабской весны».

До начала арабских революций в Саудовской Аравии с беспокойством смотрели на проихвановские власти в Судане, Турции и Палестине, но оно резко возросла в связи с обострением «арабской весны». Саудовская Аравия оказалась прямо перед лицом этой весны, и ей пришлось предпринимать усилия, чтобы не скатиться в анархию по примеру Египта или Йемена.

Тогда была принята окончательная позиция по отношению к правительствам, которые возникли после революции и поддержали свержение избранного президента  Египта Мухаммада Мурси.

Степень враждебности к Ихванам достигла того, что в 2014 году их объявили террористической организацией.

После того как на престол взошел нынешний король Салман бин Абдуль Азиз обе стороны обменялись положительными сигналами, среди которых заявление ныне покойного министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала о том, что у него не было проблем с Ихванами, но небольшое количество из его руководства связано клятвой верности своему наставнику.

После этого королевство приняло несколько исламских деятелей из числа движения, среди которых шейх Юсуф аль-Кардави, Рашид Ганнуши и Халид Мишааль.

Муфтий Саудовской Аравии (салафит) и шейх Юсуф аль-Кардави (ихван) тепло беседуют на конференции в Мекке (2017 год)

В этом же контексте на позитивный уровень вышли отношения с  проихванистской партией «Реформ» Йемена, но все эти контакты были исключением, отделенным от официальной политики, враждебной по отношению к Ихванам.

Ихваны и саудовские улемы

В своей основе улемы Королевства связаны многими аспектами с Ихванами, но на их отношение всегда влияла политическая власть.

Подчиняясь политическим веяньям против Ихванов, основная часть улемов снова стала рассматривать их как отклонившихся с прямого пути и бунтовщиков против государства. Они стали выискивать недостатки Ихванов, обвиняя их в игнорировании акыды и Сунны и что последнии борются за власть».

Кажется, что на всех этих этапах каждая из сторон оставила заметные следы на пути и в истории друг друга. Тем не менее путь приемлемых отношений с целью изменения к лучшему сложившейся исторической тенденции отмечен противоречиями и быстро меняется.

 

По материалам «Аль-Джазиры»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Фидарис08.07.2017 0:33

    На самом деле, если отбросить все внешние влияния на саудийцев и ихванов, то они не могут не быть союзниками, потому что у них нет серьезных идейных противоречий. КСА находится в абсолютной зависимости от США и в этом смысле давно уже представляет из себя один из инструментов США в ее ближневосточной политике. Заставляя КСА вкладывать свои активы в американские организации, США практически контролирует королевство по своему усмотрению. Например, действие закона CША о разрешении производства исков королевству со стороны родственников, пострадавших от терактов 2001 года, по сути ограничивается только волей президента Америки. А иски могут составить цифру во много сотен миллиардов долларов.

  2. Кылчык08.07.2017 2:28

    Хорошая статья.

  3. Кылчык08.07.2017 3:59

    “…Отношение к Ихванам в руководстве Саудовской Аравии начало меняться после смерти короля Фейсала…”

    …после ПОДЛОГО УМЫШЛЕННОГО УБИЙСТВА… , а не “смерти”.

    Я не знаю, был ли, и будет ли когда-нибудь у саудитов руководитель, который бы настолько искренне “болел” душой за дело Ислама, как он…

    Поэтому его и убила предательская прозападная партия семейства после его слов что если мы неспособны на джихад, и освобождение аль-Кудса, то пусть Аллах не оставляет меня ни секундой больше.

  4. Кылчык08.07.2017 4:00

    King Faisal of Arabia, The Last of his Kind (1906-1975)
    The House of Saud are traitors to Islam but there was one King of Saudi arabia who was different from the rest and different from the traitors in power today. He was King Faisal.
    Prince Amr bin Mohammed Al-Faisal said “after 1967 and the fall of Jerusalem to the Israelis, that was a turning point in King Faisals life. He never smiled again.
    I didn’t see him smile much, and he became very quiet and contemplative.”
    During the 1973 Arab-Israeli War, Faisal withdrew Saudi oil from world markets, in protest over Western support for Israel during the conflict. This action quadrupled the price of oil and was the primary force behind the 1973 energy crisis.
    When King Faisal cut off oil supplies and deprived the west from oil in October 1973, Henry Kissinger met up with King faisal so hecould make him change his mind
    Kissinger told King Faisal: “if Saudi Arabia doesn’t lift the boycott, america will come and bomb the oilfields”
    The King Faisal replied back “you are the ones who cant live without Oil, You know, we come from the desert, and our ancestors lived on dates and milk and we can easily go back and live like that again”
    Henry Kissinger also said in his memoirs that when he met King Faisalin Jeddah he was sad, so he made a joke and told King Faisal, ¡± My plane ran out of oil so will your majesty order it to get supplied with oil and we are ready to pay at international rates ? ¡°
    King Faisal didn¡¯t laugh and he raised his head and looked at him and said :
    ¡± And I¡¯m an old man who wishes to pray in Al-Aqsa before I die so will you help me in my wish ? ¡°
    This meeting and dinner with Henry Kissinger was organized in the middle of nowhere ¨C the dark, cold deserts ofSaudia Arab that the Arab lands are so famous for. Then King Faisal said ¡°You must have noticed, nothing in this dinner tonight carries foreign mark. The meat on the table comes from locally hunted camels. The delicacies all made on Arab land, from Arab resources. The lamps that give us lighttonight, burn on fuel extracted from camel fat. If you dare come here, we would set our wells on fire and wander into the deserts. We, as you see, would survive. What would you do?¡±
    In another interview King Faisal was asked “What sequence of events would you like to see in the Middle East?” He replied “The first thing is theextermination of Israel.”
    King Faisal ended relations with more than 42 countries that stood with Israel. King faisal was also a strong supporter for islamic revivalism and called for the khilafah. He was against arab nationalism, socialism, communism, zionism and wanted nothing but a unification of the muslim lands to revive the khilafah.
    Grand Mufti of Saudi said right in frontof King Faisals face, that the muslim rulers are the cause of problems in themuslim world. King Faisal not only allowed his comments but agreed. Nowadays any criticism a leader gets, they imprison those who criticise.
    On one occasion, Mawlana Ali Miyan Nadwi was invited to meet King Faisal.The guards showed Mawlana Ali Miyanin, and he entered the meeting area inthe palace to meet the king.
    Mawlana looked around, not cursorily, but closely, as if in wonderment.
    The king inquired as to why he was looking around with such amazement.
    Mawlana answers, “We too once had aking who ruled over the (present) India, Pakistan, Sri Lanka, Burma, Nepal and other places, and out of thefifty-two years of his rule he spent twenty on the horseback. Muslims, in his time, enjoyed freedom and happiness.
    Life was easy for them. Yet,the king was such that he wore patched clothes. He scribed the Qur’an and knitted caps to earn his living, and used to stand crying before his Lord in night vigils. Those were the times when simplicity and poverty characterised the lives of the rulers, and contentment and fulfillment was the masses’ share.

    Today, on seeing this palace of yours I wonder how times have changed! Today, our kings and rulers enjoy the riches of this world when the Muslims are rendered homeless in Palestine, their blood having lost all worth in Kashmir, and stripped of their identity in the middle-east.
    Today, when I stepped into your palace, I got lost in the bewildering comparison (between these and the earlier times),¡±
    Then Ali Miyan falls silent.
    Tears start streaming down the king’sface. Soon the streaming tears turn into profused weeping. The king is heard weeping and The guards, all worried, rushed in to see what the matter was. The king gestured them to leave. Then he addresses the Mawlana: “those kings were like that because they had advisers like you. (I wish) you keep coming here and advising us, the weaker ones!”
    Faisal in his time in power had made a close alliance with Pakistan. In Pakistan, Lyalpur the third largest city was renamed to “Faisalabad” (city of faisal) in 1979 in honour of King Faisal.
    Also the Faisal Mosque in Islamabad was named after King Faisal.
    The mainhighway in Karachi was renamed Shahrah-e-Faisa l and a suburb close to Karachi Airport was also renamed Shah Faisal Colony. One of the two major air force bases in Pakistan’s largest city, Karachi, is named “PAF Base Faisal” in honour of King Faisal.
    In King Faisals last speech to the muslim world, he said:
    “My brothers, what are you waiting for? For the worlds conscience to rise by itself? Where is it? Masjid Al Aqsa is calling for you, crying for your help, my brothers, to save it from the catastrophe-pla gue its going through.
    So what are we fearing? Whats stopping us? Do we fear death?! Or is there a better death, a more honourable death than dying while fighting for the sake of Allah (Jihad fisabillillah). Oh my muslim brothers! We want a revolution? And an Islamic revival! A non-communist, non-racist rise! And undivided. But an Islamic call,for the jihad for the sake of Allah! For the sake of our religion and our faith! Defending our Holy places. And I ask Allah, That if he destined for me to die, That I die a martyr! Shaheed for the sake of Allah! Please forgive me if im shaken but when I see Al Aqsa and our holy places gets violated, degraded and offended with blasphemies and moral decays. For I sincerely pray to Allah, that if he didn¡¯t destine for us to do Jihad and liberating the holy lands, THEN HE DOESNT KEEP ME ALIVE FOR ONE MOMENT LONGER!”
    later after this speech, he was assassinated on March 25, 1975, his last word before his death was”Allah”. He was assassinated by his nephew who had just come back from america brainwashed by the CIA.

    when King Faisal was being taken to the hospital after the gunshots, his dying wish was for his nephew to be spared from execution (although he was executed anyway). Even when death was knocking on his door, he was still wise and humble.
    Imagine what the state of Saudi Arabia wouldve been like today if he was still in power. Unlike the traitors in power now, who have sold their religion and made an alliance with theenemies of Allah. May Allah have mercy on King Faisals soul and forgive him for any shortcomings he may havehad.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: