Саудовская Аравия и «Братья-мусульмане» - от союза к конфронтации

В заголовке газеты: «Эмир  Фейсал: Ихваны герои, которые борются на пути Аллаха не жалея себя и своего имущества».

В заголовке газеты: «Эмир Фейсал: Ихваны герои, которые борются на пути Аллаха не жалея себя и своего имущества».

Теги:

4
07 Июля 2017г. (12 Шавваль)

Отношения между саудовской монархией и движением «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ) - нечто большее, чем просто отношения между государствами и политическими движениями. Та позиция, которая была объявлена в последнее время Советом больших улемов Саудовской Аравии, не является новой и имеет тенденцию к изменчивости в зависимости от политической конъюнктуры.

От знакомства к союзу

Отношения между Саудовской Аравией и «Братьями-мусульманами» начались после исторической встречи между основателями монархии и движения – королем Абдуль-Азизом Аль-Саудом и Хасаном аль-Банной в 1936 году. Затем они продолжали развиваться и переросли в союз. Сами ихваны говорили, что в лице саудовцев они получили защиту от плетей Насера, которые обрушивались на их спины в Египте. Саудовцы же нашли в ихванах сильного союзника, который мог противостоять волне радикального национализма, захлестнувшей арабские страны и угрожавшей политическим и религиозным конфликтом королевству. Этот союз во многом был частью борьбы между Саудовской Аравией, поддержанной Западом, против Египта, поддерживаемого Советским Союзом. Таким образом, союз с движением был необходим королевству, мирно почивавшему на своих богатствах и нуждавшемуся в эффективном рычаге для формирования своей идеологии чтобы взаимодействовать с новым миром, особенно в разработке современной стратегии, учебных программ и обновлении религиозного дискурса, который был наработан движением и требовался для модернизации и развития страны. Ихваны получили возможность провести модернизацию в некоторых саудовских учреждениях, особенно в образовательной сфере, тем самым оставив заметный след на родине салафийи. Этот союз удовлетворял обе стороны: одни получали жилье и стабильный доход, а другие – обученные кадры. Это взаимодействие продолжалось и во времена правления в Египте Насера и Садата. Саудовская Аравия способствовала освобождения лидеров Ихванов в Египте после смерти Насера и приняла у себя многих ее представителей. Новый этап укрепления отношений между ними наступил после оккупации Афганистана Советским Союзом. В это же время Саудовская Аравия установила тесное сотрудничество с Пакистаном и США в результате чего образовался феномен «афганских арабов», а Ихваны сыграли огромную роль в деле мобилизации добровольцев и сбора средств.

Шейх Юсуф Кардави и король Абдалла[/caption]

Путь к конфликту

Отношение к Ихванам в руководстве Саудовской Аравии начало меняться после смерти короля Фейсала. Правительство начало с подозрением смотреть на образовательные программы, разработанные Ихванами, увидев в них признаки формирования оппозиционной силы, которая ставила под сомнение необходимости монархического правления в стране. Среди факторов, которые усилили разногласия между сторонами были расхождения в позиции по поводу первой войны в Персидском заливе между Ираком и Ираном. Ихваны также отвергли использование западных сил в деле освобождения Кувейта от иракского вторжения. Затем в отношениях двух сторон назрел кризис когда обнаружилось, что шейхи «Сахвата» и среди них шейх Сафар аль-Хавали сделали королю «Рекомендации с наставлением», которое было расценена правящей семьей как плод работы Ихванов в королевстве. Сюда добавился фактор возвращения «афганских арабов» в свои страны, в том числе и в Саудовскую Аравию, которые принесли с собой идею политических изменений при помощи оружия. Этот процесс привел к появлению новых участников кризиса, расцвету «Аль-Каиды» во главе с Усмой бин Ладеном и созданию взрывоопасной ситуации из-за появления в различных районах страны ячеек вооруженных джихадистов. Все эти факторы способствовали отдалению властей Саудовской Аравии от Ихванов и их политической позиции.

Молчаливое противостояние

События 11 сентября 2001 года эхом отозвались в Саудовской Аравии, и не успела еще осесть пыль, как в королевстве произошли четкие изменения в политике по отношению к Ихванам. Фактически эти изменения были продиктованы не возгоранием уже было остывших противоречий, а из-за того, что Запад оказывал сильнейшее давление на Саудовскую Аравию чтобы заставить ее проводить новую политику и перестать оказывать помощь определенным исламским организациям и учреждениям, среди которых были организации, связанные с Ихванами, и усилить информационную войну против них в различных средствах массовой информации королевства. В связи с этим министр иностранных дел Наиф бин Абдул Азиз в 2002 году выступил в интервью кувейтской газете с нападками на Ихванов, назвав их «корнем зла» и заявил, что они – причина всех проблем арабского и исламского мира.

Полномасштабное противостояние

Такая тенденция сохранялась в течение десятилетия, пока противоречия не вспыхнули сильнее из-за так называемой «арабской весны». До начала арабских революций в Саудовской Аравии с беспокойством смотрели на проихвановские власти в Судане, Турции и Палестине, но оно резко возросла в связи с обострением «арабской весны». Саудовская Аравия оказалась прямо перед лицом этой весны, и ей пришлось предпринимать усилия, чтобы не скатиться в анархию по примеру Египта или Йемена. Тогда была принята окончательная позиция по отношению к правительствам, которые возникли после революции и поддержали свержение избранного президента Египта Мухаммада Мурси. Степень враждебности к Ихванам достигла того, что в 2014 году их объявили террористической организацией. После того как на престол взошел нынешний король Салман бин Абдуль Азиз обе стороны обменялись положительными сигналами, среди которых заявление ныне покойного министра иностранных дел Сауда аль-Фейсала о том, что у него не было проблем с Ихванами, но небольшое количество из его руководства связано клятвой верности своему наставнику. После этого королевство приняло несколько исламских деятелей из числа движения, среди которых шейх Юсуф аль-Кардави, Рашид Ганнуши и Халид Мишааль.

Муфтий Саудовской Аравии (салафит) и шейх Юсуф аль-Кардави (ихван) тепло беседуют на конференции в Мекке (2017 год)

В этом же контексте на позитивный уровень вышли отношения с проихванистской партией «Реформ» Йемена, но все эти контакты были исключением, отделенным от официальной политики, враждебной по отношению к Ихванам.

Ихваны и саудовские улемы

В своей основе улемы Королевства связаны многими аспектами с Ихванами, но на их отношение всегда влияла политическая власть. Подчиняясь политическим веяньям против Ихванов, основная часть улемов снова стала рассматривать их как отклонившихся с прямого пути и бунтовщиков против государства. Они стали выискивать недостатки Ихванов, обвиняя их в игнорировании акыды и Сунны и что последнии борются за власть». Кажется, что на всех этих этапах каждая из сторон оставила заметные следы на пути и в истории друг друга. Тем не менее путь приемлемых отношений с целью изменения к лучшему сложившейся исторической тенденции отмечен противоречиями и быстро меняется.

По материалам "Аль-Джазиры"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кылчык 08 Июля 2017г.
Ответить

King Faisal of Arabia, The Last of his Kind (1906-1975) The House of Saud are traitors to Islam but there was one King of Saudi arabia who was different from the rest and different from the traitors in power today. He was King Faisal. Prince Amr bin Mohammed Al-Faisal said "after 1967 and the fall of Jerusalem to the Israelis, that was a turning point in King Faisals life. He never smiled again. I didn't see him smile much, and he became very quiet and contemplative." During the 1973 Arab-Israeli War, Faisal withdrew Saudi oil from world markets, in protest over Western support for Israel ...
Читать дальше

Кылчык 08 Июля 2017г.
Ответить

"...Отношение к Ихванам в руководстве Саудовской Аравии начало меняться после смерти короля Фейсала..." ...после ПОДЛОГО УМЫШЛЕННОГО УБИЙСТВА... , а не "смерти". Я не знаю, был ли, и будет ли когда-нибудь у саудитов руководитель, который бы настолько искренне "болел" душой за дело Ислама, как он... Поэтому его и убила предательская прозападная партия семейства после его слов что если мы неспособны на джихад, и освобождение аль-Кудса, то пусть Аллах не оставляет меня ни секундой больше.

Кылчык 07 Июля 2017г.
Ответить
10

Хорошая статья.

Фидарис 07 Июля 2017г.
Ответить

На самом деле, если отбросить все внешние влияния на саудийцев и ихванов, то они не могут не быть союзниками, потому что у них нет серьезных идейных противоречий. КСА находится в абсолютной зависимости от США и в этом смысле давно уже представляет из себя один из инструментов США в ее ближневосточной политике. Заставляя КСА вкладывать свои активы в американские организации, США практически контролирует королевство по своему усмотрению. Например, действие закона CША о разрешении производства исков королевству со стороны родственников, пострадавших от терактов 2001 года, по сути ограничивается...
Читать дальше

Яндекс.Метрика