Сказка про татарского Емелю-дурачка

Безалаберный Емеля - герой русского фольклора

Безалаберный Емеля - герой русского фольклора

Теги:




1
03 Мая 2018г. (17 Шабан)
Вышел на экраны новый татароязычный полнометражный фильм «Байгал». Картина, несмотря на довольно простой сюжет, претендует, тем не менее, на некую бытийную глубину. Жил-был человек, неудачник по жизни, но все у него «срослось» как только поймал он чудо-рыбу.

Ничего не напоминает? Так это сюжет из русской сказки про Емелю-дурака и волшебную щуку.  Фильм по большому счету о том, что надо верить в чудо, и оно обязательно случится. Хотя этот образ нетипичен для татар, по крайней мере, судя по национальному фольклору.

Тем не менее, сам фильм на сказку похож лишь отчасти. Чудо, которого ждет главный герой, – это освобождение из тюрьмы своего сына, который попал туда за избиение человека, а вызволить его оттуда можно только за очень большие, практически нереальные для главного героя деньги.

Ведь герой по жизни – неудачник. Жена ему изменила и он не в силах ничего поделать занимается дауншифтингом – из большого шумного города переселяется в маленькую деревню на берегу Волги, где живет, промышляя рыбалкой. Он напрочь отрезал от себя собственное прошлое, которое, тем не менее, находит его в виде известия от бывшей жены о том, что их общий сын попал в беду.

Как видно, бывшая жена в материальном плане много не приобрела, изменив в свое время мужу. У нее нет денег на то, чтобы выручить сына из неволи, и она вынуждена обращаться к человеку, об которого в свое время буквально «вытерла ноги». При этом при встрече она продолжает унижать его – на вопрос, почему она его бросила, отвечает: «а ты спросил у себя, почему тебя бросили?»

Исполнительница этой роли Миляуша Айтуганова склонна во всем винить мужчин, и говорит что фильм, в том числе и о «слабом» мужике, который ничего в жизни не умеет и не достиг. Она, кстати, объясняет наличие «стервозных» женщин тем, что, дескать, развелось у нас слабых мужиков и довольно легко оправдывает логику такого предательства, ставшего привычным в нашем обществе. «Сейчас в жизни стало много бедных мужиков. Из-за таких мужиков, неспособных содержать свою семью, много и стервозных женщин. Кому нужен такой муж?», – откровенничает она на портале sntat.

Вопрос, однако же имеет и другое измерение. Далеко не все могут быть богатыми. Как поется в одной песенке: «Принцев мало и на всех их не хватает». Многие пеняют на то, что в наших реалиях, честно работая, вряд ли разбогатеешь. Деньги приходится либо «добывать» разными далеко не всегда законными способами.

А что делать мужчине-обывателю, который не хочет или не может воровать или грабить? Ни героиня Айтугановой, ни она сама, ни этот фильм ответа на этот вопрос не дают. Впрочем, дают разве что такой: надеяться на чудо и только. Вот только современные женщины чуду предпочитают толстый бумажник своего самца, а как он наполняется им это не интересно.

Фильм, как видится, высвечивает серьезную проблему – крайнюю нерелигозность татар. Будучи снят на татарском языке и повествуя о жизни современных представителей татарского народа, он прямо демонстрирует, что современные татары скорее готовы молиться на мифический языческий тотем – рыбу Байгал, ожидая от нее чуда, но не торопятся обратиться к Аллаху.

Главный герой – пьяница и неудачник Галимзян идет к деревенской знахарке-вещунье, которая советует ему уповать на мифического Байгала. Дождаться от нее совета, чтобы неудачник изменил свой образ жизни, перестал пить, встал на намаз и обратился с мольбой к Аллаху так и не приходится. Видимо, для создателей фильма обращение главного героя к исламу оказалось непосильной творческой задачей, с которой они не смогли справиться: ведь искреннее раскаяние, переосмысление и исправление трудно сыграть. Его надо пережить, причем, по-настоящему.

Но фильм не об этом, а о том, что надо поймать рыбу (или птицу) удачи и все будет «пучком», хотя даже следователь прямым текстом говорит главному герою: «Молите Бога, чтобы потерпевший не умер!» В этом смысле фильм не оставляет надежды. Да, чудо произошло: рыба Байгал нашлась, сына выпускают из тюрьмы на волю, но сам-то неудачник Галимзян каким был, таким и остался. Чудо не изменило его жизнь, а ведь духовное перерождение человека и есть настоящее чудо, к осуществлению которого он сам должен приложить старание.

Хочется верить в чудо, но лишь Всевышний – податель милости в этом мире и к Нему мы обращаемся. Видимо, татарстанским кинодеятелям до такого понимания еще нужно дорасти.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

MariSSabel 23 Мая 2018г.
Ответить

Уже не интересна такая тема

Яндекс.Метрика