Информационное
агентство России
1°C
11 декабря, 23:16
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:438:4812:2413:4315:5717:55

Священная война – джихад по Ризаэтдину Фахретдину

muh
Священная война – джихад по Ризаэтдину Фахретдину
Р. Фахретдин

Известный татарский богослов начала ХХ века Ризаэтдин Фахретдин в одной из своих многочисленных работ дал разъяснение понятию военного джихада в исламе.

Установленная шариатом священная война – «джихад» – есть мера строго оборонительная с целью защиты веры ислама, последователей его и вообще охраны справедливости против посягательство на то.

Война, человекоубийство с точки зрения человечности, безусловное зло, нехорошее дело. Гордится воинскими доблестями хвалится своим искусством воевать, геройством в уничтожении себе подобных существ, являются пережитком унаследованным от первобытных времен дикого состояния и суть черты ниже человеческого достоинства. Безжалостное истребление себе подобных, лишения неотъемлемого их права дышать воздухом, свободно передвигаться по земле, безусловно, есть ничто иное, как грубое варварство.

Так как война, по существу своему, есть дурное, отвратительное дело, шариат допускает ее в случае крайней необходимости как самооборону. Раз эта необходимость возникает, джихад уже является обязательным, уклонение от участие воспрещается и поборникам за святое дело защиты веры и жизни верующих, в силу этого участника обещана награда в будущей жизни, убиенные в такой оборонительной войне считаются шахидами (мучениками за веру), а нападающие считаются потерявшими человеческий образ и достоинство.

Такая, диктуемая необходимостью война исламом признается законной, но она не носит захватнического характера, ведется не с целью порабощения бессильных слабых народностей, чтобы эксплуатировать их труд, не имеет целью приобретения рынков для сбыта своих товаров, но, наоборот, ее возвышенная цель состоит в защите интересов справедливости, оборону страны от посягательства врагов на ее целостность, защите веры ислама, его догматов и верующих от поношения его противников. Такая война, в некоторых случаях является общеобязательная, как религиозный долг, иногда обязанность ее распространяется не на всех, а иногда участие в ней становится факультативной.

Перевод из книги Ризаэтдина Фахретдина «Ислам»

В архивах Башкирской академии наук хранится 42 тома рукописей Ризаэтдина Фахретдина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Мосбаш10.04.2018 14:21

    Как можно называть Ризаиддина б. Фахреддина татарским богословом, если он был ярым противником названия “татар”? где логика?
    В Уфе и Оренбурге имеются документы, где он собственноручно указал себя и своих детей как башкир.
    А в своей автобиографии написал, что он тептяр.
    Выходит, что он тептярин из числа башкир. об это написать не думали? ну ну, понимаю на вас ополчится весь татаристкий (не татарский, а именно татаристский) полк кадровых комментаторов.
    Тогда на что вы опираетесь, когда вы называете его татарином?
    почему нет автора статьи?

    • Muslim__10.04.2018 17:06

      Мы опираемся на то, что он татарин. По факту. :)

      Ну, вот, например, брат, русский народ образовался из постепенного слияния многих племен. От того, что кто то из русских назовется “вятичем”, он перестанет быть русским? Нет, у него русский родной язык, он исповедует православие. Он может себя хоть марсианином называть, но это НЕ отменит того, что он русский.

      Предки Ризаэддина Фахретдина жили в Казани. Он татарин.

      В принципе, татарский народ образовался аналогично русскому и любому другому, то есть в резульате объединения разных племен на основе общего языка и общей религии.

      Ризаэддин Фахретдин разговаривал на татарском языке, никакого “башкирского” языка не было и нет, есть просто небольшие диалекты татарского языка.

      С таким же успехом, если ставить себе целью РАЗДЕЛИТЬ единый татарский народ (чем сейчас многие и занимаются для реализации принципа “Разделяй и властвуй”), можно придумать, что якобы я мишарин наполовину, а не татарин. И что? Вот аналогично с башкирами, как и с мишарами или многими другими племенами, которые на основе единого языка и единой религии стали татарским народом, как и многие другие племена (вятичи, кривичи и т.д.) постепенно стали единым русским народом на основе общего языка и общей религии.

      То есть поставить трех татар и один может себя назвать “мишарином”, а второй может назвать себя “башкиром”, а третий может назвать себя “просто татарином”, но при этом между ними не будет никакой разницы, они говорят на одном языке, исповедуют одну религию и являются одним народом, который некоторые пытаются специально раздробить на мелкие части.

      • Мосбаш10.04.2018 19:32

        Муслим, ты глубого заблуждаешься. нет никакого единого татарского народа. Есть тюрский народ. Казанские “татары” лишь часть тюрков.
        Башкирский язык был, есть и будет.
        современные татарский и башкирский языки это продолжение старотюрского языка, на котором говорил и писал Фахретдинов.
        этот язык старотюрский.
        Еще раз скажешь что башкирский язык это диалект татарского языка, то ты не избавишься от хака. Если ты муслим не только в своем нике поймешь о чем я говорю.
        Ты и татаристы уже действительно надоели с тем, что вы как последвоатели Марджани делите весь тюрский мир на татар и нетатар приписывая к себе обозванным “татарами” остальные тюркские племена. тоже самое делают турки и казахи.
        такое ощущение, что вам заняться нечем. адекватными в этот вопросы вас назвать никак нельзя.
        я на твою брехню больше отвечать не стану. так что не утруждай себя писаниной, кадровый комментатор.
        Ризаитдин б. Фахретдин мусульманский богослов Поволжского региона, с башкирскими корнями.
        Точка.

        • Muslim__10.04.2018 20:15

          “Муслим, ты глубого заблуждаешься. нет никакого единого татарского народа. Есть тюрский народ. Казанские “татары” лишь часть тюрков.”
          ——

          Вот смотри, в татарина в Башкирии можно тыкнуть пальцем и сказать: “Теперь ты башкир”. Он, например, согласиться, и НИЧЕГО не меняя, ВООБЩЕ НИЧЕГО, ни язык, ни религию, ВООБЩЕ НИЧЕГО, он будет “башкиром”.

          Что это означает? Что нет никаких “башкир”, а это просто сославная часть татарского народа, которую специально подталкивали к выделению для реализации принципа “Разделяй и властвуй”.

          • готлиб израиль10.04.2018 20:28

            может быть я не прав но не все татары тюрки есть угрофины это булгары которые эмигрировали в нынешнюю Венгрию а так же они родственники карелам и финам есть монголоиды они близки башкирам и сибирским татарам есть тюрки это казанские татары хотя казанские это смесь тюрков с угрофинами есть чисто тюркские это крымские татары в этом плане татары похожи на евреев среди них тоже есть разные этносы отличные между собой но называемые евреями мне кажеться и татары так же есть татары Поволжья что родственники хазарам в которых кровь кавказких и семитских народов арабов и евреев и предков чеченцев и ингушей

          • готлиб израиль10.04.2018 20:34

            ну и конечьно большой процент в татарах славянской крови в некоторых ее наверное больше чем какой либо другой кстати казаки есть прямые потомки крешенных татар именно поэтому казаки носили в ухе серьгу а запарожцы как татары брили голову от этого их и прозвали хохлами а так же их внешний вид шаровары кривая татарская сабля так что татарский народ разнообразен и богат есть среди татар и крешане то есть православные большинство конечьно мусульмане есть и блондины и смуглые и монголоидные

          • Muslim__10.04.2018 20:39

            Татары – это сплав большого количества племен и народов. Булгары – это лишь одна из многих частей в составе татарского народа.

            Практически все относительно крупные открытые народы образовывались путем смешения, взаимной ассимиляции и т.д.

            И в этом и у татар, и у евреев, и русских схожая ситуация.

            Если поехать в Смоленскую область и затем поехать в Ростовскую область, то очевидно будет, что там совершенно не связанные между собой генетически племена. Ну, может, ближе к Адаму (ас) они, естественно, имеют общего предка, но вот так это два совершенно разных народа. Даже в Краснодарском крае кубанские казаки и в Ростовской области донские казаки – это совершенно разные племена были. Но это не мешает всем этим десяткам племен образовать русский народ на основе одного языка и одной религии.

            То же самое и у татар. И то же самое у евреев.

        • Muslim__10.04.2018 20:33

          “современные татарский и башкирский языки это продолжение старотюрского языка, на котором говорил и писал Фахретдинов.
          этот язык старотюрский.”.
          ———–

          То есть Пушкин писал на “старорусском” еще 200 лет назад? :)

          Вот Ризаэтдин Фахретдин ПИСАЛ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ. Мои деды жили с ним В ОДНО ВРЕМЯ. Я ведь своих дедов застал, сам лично с ними разговаривал на татарском, они ни на каком “старотатарском’ языке не разговаривали, при том, что мой дед по матери родился в 1904-м году, а Фахретдин умер в 1936 году, то есть когда моему деду было 32 года.

          Пара-тройка слов и в татарском языке, и в русском языке стали анахронизмом, но это не означает, что язык Николая Второго или даже Пушкина является неким “старорусским”, или что язык Фахретдина является “старотатарским”.

          Предки Фахретдина родились под Казанью. Переехав в Альметьевский или в Бугульминский район нынешнего Татарстана они, “внезапно”, превратились в башкиров? :)

          Ты просто никак не можешь понять, что ставим же успехом часть русских может делиться на кривичей, вятичей и т.д.

          В Северной России
          Водлозёры, выгозёры и заонежане — в Карелии;
          Поморы — на побережьях Белого и Баренцева морей;
          Усть-цилёмы — в Республике Коми.
          Кривячи — Вологда

          В Центральной России
          Кацкари — в Ярославской области;
          Мещёра (мещеряки) — во Владимирской и Рязанской областях;
          Однодворцы — в Центральной России:
          Новосильские казаки — в Орловской области;
          Талагаи — в Воронежской области.
          Полехи — в Орловско-Калужском полесье;
          Саяны — в Курской области;
          Севрюки;
          Сицкари — в Ярославской области;
          Скобари — в Псковской области;
          Тудовляне — в Тверской области;
          Цуканы — в Липецкой, Воронежской и Тамбовской областях.

          На Дону и на Кавказе
          Донские, терские, кубанские казаки;
          Молокане — на Северном Кавказе, в Закавказье, а также на тихоокеанском побережье США[28] и Мексики[29].

          В азиатской части России
          Каменщики — в Алтайском крае;
          Камчадалы — на Камчатке;
          Гураны, Карымы, Семейские — в Забайкалье;
          Затундренные крестьяне — на полуострове Таймыр;
          Кержаки — в Нижегородском Заволжье, на Урале и в Сибири;
          Колымчане, русскоустьинцы, якутяне — в Якутии;
          Марковцы — на Чукотке;
          Сибиряки, чалдоны — в Сибири;
          Поляки — в Алтайском крае.

          За пределами России
          Албазинцы — в Китае;
          Семиреченские казаки — в Восточном Казахстане и северной Киргизии;
          Горюны — на Украине;
          Липоване — в Румынии;
          Некрасовцы — в Турции;
          Русская диаспора.

          https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Русские

          Представляешь, на сколько частей можно поделить русских, если задаться такой целью?

          Вот татар уже поделили и хотят поделить еще.

    • Muslim__10.04.2018 17:12

      И Пророк Мухаммад (сас) был, например, курайшитом.

      И что? Разве он от этого перестал быть арабом? Нет. Он был арабом и жил в Мекке, а другие арабы были бедуинами и жили в пустыне, вели кочевой образ жизни.

      Разве курайшит Мухаммад (сас) перестал быть арабом? Нет.
      Может, кочевые бедуины перестали быть арабами? Нет.

      И курайшиты, и ауситы, и бедуинские племена – все они арабы. И объединял их единый язык, несмотря на наличие тогда и сегодня разных диалектов, наречий (в Магрибе одни нюансы, в других регионах другие диалекты). Когда большинство арабов стали мусульманами, это еще больше способствовало к объединению арабов как одного народа.

      • Мосбаш10.04.2018 19:35

        Мы уже с тобой об это много говорили в комментариях.
        ты в тысячный раз говоришь, о курайшитах и прочих своих теориях, которые никого ни к чему не обязывают.Продолжай жить в свое татаристком мире, малайка.
        Село, где родился Ризаитдин б. Фахреддин, было основано на месте башкирского кантона.
        Так, что гуляй.

        • Динар Заман11.04.2018 14:16

          Реальные факты про Р.Фахретдина,- в комментариях ниже. Кто основал, как основал и т.д.

    • Динар Заман10.04.2018 17:31

      “В Уфе и Оренбурге имеются документы, где он собственноручно указал себя и своих детей как башкир”- копии документов- в студию!
      А я знаю, что его мама была с нашего Сармановского района, с села Яхшибай, а отец- с Альметьевского района, с села Кичучат. По словам его дочери Асмы, сам Р.Фахретдин утверждал, что их род происходил из деревни Шырдан- с.Большие Ширданы Зеленодольского района Татарстана, откуда его прадед бежал после завоевания Казани, от насильственного крещения. Откуда в Зеленодольске- башкиры? В анкете, составленной в 1929 году собственноручно Фахретдиновым имеется также, сведения о его национальности — башкир-типтяр. В метрике о рождении, в паспорте 1912 г. указано, что Ризаитдин Фахретдин принадлежит к СОСЛОВИЮ башкир. К сословию, МОСБАШ, а не к национальности. По утверждению М. И. Роднова, в материалах подворной переписи есть карточка 1900-01 гг., где родственником Р.Ф. из Кичучатово было указано, что он «по народности типтяр». Типтяр, насколько я знаю, из народа башкир не было. Типтяри- все потомки, бешавших от крещения, – татар, мари, чуваш, удмурт. Типтяри-мусульмане- большинство из татар-булгар (татар- волгарей). Мой род из села Нуркеево Сармановского района, там до сих пор два кладбища-зиарата, одно до сих пор называется типтярским, другое- башкирским. Мои прадеды лежат в типтярском. Из уст своих предков, я знаю, что типтяре- это движение, социальная группа противоположная по своему религиозному воззрению кряшенам, решительно отстаивавшая свои религиозные права на исповедование Ислама, в борьбе с царскими властями России. Термин “типтяре” появляется примерно в одно время с термином “кряшен”. Если вторые были крещены и жили с этим дальше, то первые упорно отстаивали свои религиозные права вплоть до 19 века и вели локальные войны против царской власти и насильственного крещения вплоть до времён царствования Екатерины Второй, которую татары любовно прозвали “Аби-патша” (Бабушка-царица), за её демократические реформы и лояльное отношение к своим подданным-мусульманам. Само название “типтяре” произошло от татарских слов “тип” (отвергший, буквально- пнувший) и “тяре” (крещение, буквально- крест). Татары-типтяре сформировались как социальная группа, боровшаяся с насильственным крещением, на территориях от Закамья и до Уфы. Таким образом, “кряшен” и “типтяре” можно назвать двумя противоположными по взглядам, сословиями одного татарского народа, хотя, между ними, никогда, противоборств не было- опять же сказалась татарская толерантность по отношению к инакомыслящим.

      • Динар Заман10.04.2018 17:38

        “Деревня Кичучатово была основана 1747-52 годах шестым прадедом Р. Фахретдинова, Юлдашем Ишкаевым, выходцем из села Шырдан Зеленодольского района. Он приехал на семи повозках и остановился на пересечении двух речек, откуда начинается река Кичуй. И именно с этим событием связано название села Кичуй-Кичу, перекресток – чат.
        Документальных данных об основании д. Кичучатово нигде не сохранились, но в научно-библиографическом сборнике «Р. Фахретдин» в воспоминаниях Асмы шараф приводятся такие строки: «По словам отца, его прапрапрадед Юлдаш бине Ишкай родился и вырос в древнем мусульманском селе Шырдан, что находился на высоком берегу Волги. После поражения Казанского ханства, испугавшись насильственной христианизации, мусульмане Шырдана были вынуждены переселиться в другие места. В т.ч. Юлдаш бабай со своими соседями и родственниками, собрав свои пожитки, взяв скотину, выехали из Шырдана, оставив родные места и могилы предков. В прекрасные летние дни они проехали довольно много земель и наконец достигли мест слияния двух рек. Им понравился чернозем, богатство лугов ягодами, густой лес и они осели тут, основав новую деревню. Эта деревня упоминается в книге «Таварике Булгария» (История Болгарии). Находилась она на берегу реки Кичуй…
        «Все потомки Юлдаша родились в д. Кичучатово, прожили здесь свою жизнь и похоронены здесь же. Все они были образованными, представителями духовенства». Доказательством этих строк являются надмогильные камни, которые находятся на кладбище д. Кичучатово и которые сохранились по сей день…” http://nailtimler.com/rayony_pages/almetyevsk_rayon/almetyevsk_rayon_kichuchatovo.html

        • Динар Заман10.04.2018 17:52

          Кстати, книга, откуда я привёл отрывок, называется: “Аулы мензелинских башкир”, автор- Анвар Закирович Асфандияров- Әнүәр Зәкир улы Әсфәндиәров- кандидат исторических наук, профессор, кавалер ордена Салавата Юлаева- башкир. Если бы он считал Р.Фахретдина башкиром- то он, написал бы, что он- башкир, а так, будущи серьёзным учённым, он не стал писать заведомую неправду.

          • Динар Заман10.04.2018 18:29

            Кстати, Мосбаш, справедливости ради, у Асфандиярова, в книге: “Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг.”,- есть такое место, некасаемое к Р.Фахретдину, но при уточнении национальности человека: “Сословие у Тохтамышева записано – башкир, национальность – татарин”, то есть при написании “башкир-типтяр” у Р.Фахретдина, первая часть означает его сословие, а вторая- национальность. Типтярями мусульманского вероисповедания, в большинстве случаев, записывались татары-булгары.

          • Динар Заман10.04.2018 18:31

            “Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг.”,
            http://static.iea.ras.ru/books/Rodnov.pdf

          • Динар Заман10.04.2018 18:34

            Прошу прощения, в книге М.И. Роднова “НАСЕЛЕНИЕ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ
            ПО ПЕРЕПИСИ 1920 ГОДА: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (Бирский, Златоустовский и другие уезды)” http://static.iea.ras.ru/books/Rodnov.pdf

      • Мосбаш10.04.2018 19:39

        Даже не стал дочитывать твой коммент, Динар.
        после твоих слов о том, что башкиры сословие ты меня взбесил, ведь ты последователь исхаковых и ко.
        Башкиры это этнос, а уже после вхождения в Россию, они стали служилым сословие, не переставая быть этносом. в этом и особенность башкир.
        Что ты там просишь в студию, ты сам уже сказал об анкете.
        Езжай в Уфу и Оренбург и увидишь это.
        Есть ведь исследования уфимских ученых, в том числе Айслу Юнусовой.
        не отвечай мне, Динар, я не намерен в пустую тратить на тебя и на пользователя Муслима время.
        Вам, что-то говорить, как об стену горох.

        • Динар Заман11.04.2018 13:52

          Мосбаш, я понял, что ты человек- эмоциональный и что у тебя эмоции бегут впереди разума. Написать, что башкиры- это сословие я не мог, потому что это не так, и потому как у меня бабушка по матери- башкирка. Я написал конкретно про Р.Фахретдина, что, в метрике, указанное им “башкир-типтяр”, подразумевает собой две вещи: первая часть означает, что он по сословию- башкир (землевладелец-вотчинник), вторая- что, он, по национальности-типтяр. Если бы он написал типтяр-башкир, то это могло бы означать, что он по сословию- типтяр (припущенник, а по национальности- башкир). В исторической научной среде это принято, и что написанное русскими переписчиками “башкир” и “типтяр” могут означать как национальность, так и сословие.

          • Динар Заман11.04.2018 14:47

            Известный башкирский историк Р. Г. Кузеев указывал, что типтяри, «увеличивая тем или иным путем свой надел», «становились башкирами» (Кузеев, 1974: 323)

            Раиль Гумерович Кузеев (башк. Рәил Ғүмәр улы Кузеев; 1929—2005) — советский и российский учёный-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала. Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик АН Республики Башкортостан. Почётный гражданин города Уфы.

          • Динар Заман11.04.2018 14:59

            “…Однако следует иметь в виду, что в XVII-XIX веках термин «башкиры» еще не означал национальную принадлежность и употреблялся в двух значениях: этническом и социальном. В этническом смысле он использовался для определения совокупности различных по своему происхождению групп, родов, племен, которые с течением времени консолидировались в башкирскую нацию. Социальное же содержание этого термина было более широким. Под этим словом чаще всего понимался вотчинник, т. е. владелец вотчины –земельного участка. Кроме этого,оно служило для обозначения башкирского военно-служилогосословия, неподатного населения, этническая принадлежность которого для властей не имела никакого значения. Обязанностью сословия «башкиры» было несение нерегулярной, пограничной, форпостной службы. Конечно, основу этого сословия составляли этнические башкиры, но помимо их оно включало в себя некоторое количество татар, в том числе мишарей, а также ногайцев и др. Они имели определенные налоговые льготы, поэтому многие стремились попасть в разряд башкир. Все группы –бобыли, тептяри, служилые и ясачные татары и другие стремились подняться по сословной лестнице выше и оказаться в числе «башкир». Губернские власти Казани с тревогой указывали, что большая часть казанских ясачных «татар в башкиры перешла, к тому же прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемисы, вотяки целыми селами перешли, а ныне уже и русских немало число от подушных податей беглецов в башкиры перешло». Такой переход в «башкиры» стал происходить уже после завоевания царским правительством Казанского ханства и включения его бывшей территории, а позднее и Приуралья в состав Русского государства. При этом следует заметить, что основная часть татарского населения, именуемого в документах «башкирами», являлась потомками тех, кто проживал на этих землях издавна, еще до падения Казанского ханства, поскольку происходил переход деревень из ведомства Казани в ведомство Уфы. В исторической
            литературе неоднократно указывается, что по отношению к населению Уфимского края независимо от этнической принадлежности утверждается термин «башкиры». Как писал башкирский историк У. X.Рахматуллин, в течение многих лет занимавшийся изучением архивных источников, в XVII в. «чуваши, татары и марийцы Западной и Северной части Уфимского уезда стали называться башкирами». Особенно активно процесс переименования в «башкиры» происходил на территории Башкирии и в Предуралье, куда от безземелья, гнета, насильственной христианизации и т.п. бежали различные группы населения. Переселенцы, ясачные или безъясачные татары, на новых землях становились бобылями, потом, переписавшись в окладной ясак (называемый иногда «тептярской ясак»), приобретали вотчинное право, включались в «башкирское имя», хотя их родственники нередко продолжали числиться ясачными татарами. Такие изменения в их сословном статусе приводили к тому, что в одной и той же деревне жили «ясашные», «башкирцы» и др., говорящие на одном и том же языке, нисколько не отличающиеся как по хозяйству и быту, так и по духовной культуре…”

    • готлиб израиль10.04.2018 20:20

      Легендарный среднеазиатский город Бухара, через который пролегал в далеком прошлом Великий шелковый путь, связывавший Восток и Запад, когда-то был славен и еврейской жизнью, точнее, своими евреями. Как ни парадоксально, еврейская жизнь присутствует здесь и сегодня: две синагоги, начальная школа, где преподают иврит, еврейский культурный центр и большое кладбище с более чем десятью тысячами могил. Не хватает только одного – самих евреев. Некогда, как уже говорилось, община Бухары считалась одной из самых крупных в регионе, но теперь из 270 тысяч жителей города евреев насчитывается не более ста пятидесяти человек. Впрочем, как считает Люба Киматова, человек, соблюдающий еврейские традиции, даже эта оценка преувеличена.

      По словам Киматовой, чей сын и дочь репатриировались в Израиль, в Бухаре сегодня осталось буквально пять семей, которые соблюдают еврейские традиции и придерживаются кашрута. Остальные давно уже не живут, как евреи, и это не их вина, а, скорее, результат того, что в городе не осталось «шойхета» (резника), знакомого с еврейскими правилами забоя скота.

      До недавнего времени в городе были два раввина, знавшие эти правила, но оба до того старые, что вряд ли могли бы даже поднять нож, чтобы совершить надлежащее священнодействие. Не так давно один из раввинов скончался, и это стало еще одним ударом по общине с многовековой историей.

      Сама Киматова тоже не прочь покинуть Бухару Многие другие бухарские евреи уже давно живут вдалеке от родной Бухары – к примеру, только в районе Квинса в Нью-Йорке их насчитывается около 50 тысяч.

      Исход евреев из Бухары начался в начале семидесятых годов прошлого века, когда советские власти ослабили запрет на эмиграцию. В девяностых годах этот процесс ускорился, в особенности, после того, как Узбекистан стал независимым государством, и евреи, русские и другие нацменьшинства всерьез стали опасаться усиления националистических настроений и проявлений мусульманского экстремизма.

      Однако те, кто по-прежнему живет в Бухаре, категорически отрицает подобные предположения, утверждая, что именно в этом городе евреи и мусульмане живут бок о бок в дружбе и согласии, без каких-либо трений или конфликтов.

      «Я никогда в жизни не испытывала на себе проявлений антисемитизма», — говорит Киматова, указывая также на то, что ее муж, часовщик, ходит по улице в кипе безо всякого страха, а тринадцатилетняя дочь всегда сама ходила в школу по узким, извилистым улочкам Бухары, не допуская и мысли о какой-то угрозе.

      Новое правительство Узбекистана, созданное после смерти диктатора Ислама Каримова, решило, по всей видимости, повернуть время вспять, оживив сходящую на нет общину. Во-первых, узбекские власти установили безвизовый въезд для израильтян, во-вторых, они хотят создать все условия для тех евреев Бухары, кто еще остался в городе, а в-третьих, готовы поощрять тех, кто захочет вернуться или хотя бы приехать, чтобы осмотреться.

      «Евреи всегда были органичной частью узбекского общества, и мы нуждаемся в них», — подчеркнул Садык Сафаев, бывший посол Узбекистана в Вашингтоне, доверенное лицо нынешнего узбекского президента Шавката Мирзиёева, объявившего о намерении либерализовать общество.

      «Будет грустно, если всех бухарских евреев поглотит плавильный котел Нью-Йорка, и они лишатся своего национального своеобразия, своих особенностей», — констатирует Сафаев.

      Есть и те, кто считает, что при любом раскладе в Бухаре должны оставаться евреи, чтобы, дескать, не прерывалась связь времен. По одной из исторических версий, бухарские евреи – это одно из пропавших израилевых колен, изгнанных с места проживания в восьмом веке.

      Другая версия заключается в том, что бухарские евреи прослеживают свою родословную с момента завоевания Вавилонии и основания древней империи, созданной могущественным персидским царем Киром в шестом веке.

      «Без истории нет будущего, — категорично сказал глава бухарской еврейской общины Абрам Исхаков, — я считаю серьезной победой наше пребывание здесь и сейчас, чтобы сохранить нашу историю, наш язык и наши традиции. И, поверьте, здесь я нужнее, чем там. В Израиле и в Америке есть миллионы Абрамов, но это — мое место и мой дом, мне здесь хорошо, и я чувствую себя как рыба в воде. Я не говорю уже о климате: в Израиле — очень большая влажность, а здесь климат сухой, да я и привык к нему. У нас нет никаких проблем с мусульманами, как у израильтян — с палестинцами. Мы живем на одних и тех же улицах, учимся в одних и тех же школах, работаем вместе. Скажу честно: если бы у меня были две жизни, одну я провел бы в Израиле. Но так как у меня жизнь одна, я проведу ее здесь, в Бухаре».

      С Исхаковым выражают солидарность еще несколько человек, однако не столь категорично; их возражения содержат некое сомнение в том, смогут ли они прижиться на новом месте. Как, к примеру, Шимон Исмаилов, у которого весьма выгодный бизнес: недалеко от Бухары у него змеиная ферма, там извлекают яд у гадюк и продают фармацевтическим компаниям, как сырье – по две тысячи долларов за пузырек.

      Но, как бы высокопарно ни выражался глава общины, каким бы успешным ни был бизнес Исмаилова, еврейская община в Бухаре умирает. И признаком этого служит тот факт, что порой невозможно собрать «миньян» (необходимый для молитвы кворум верующих в составе десяти мужчин). Да и те, кто хотел бы создать новую, молодую семью так, как того требуют традиции, практически лишены такой возможности .

      Вот, пожалуй, и все о еврейской общине Бухары, у которой осталась история, но не осталось евреев.

      • Динар Заман11.04.2018 14:11

        Готлиб Израиль: “В девяностых годах этот процесс ускорился, в особенности, после того, как Узбекистан стал независимым государством, и евреи, русские и другие нацменьшинства всерьез стали опасаться усиления националистических настроений и ПРОЯВЛЕНИЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА…”

        Готлиб, из таких как вы, вечно вылезает порция яда в виде хуцпы. Экстремизм, в то время в Узбекистане, как и в других бывших союзных республиках СССР вылезал националистический, подогреваемый Западом, а не мусульманский. Мусульманским он не мог быть а приори, потому как там, в то время, мусульман, в полном смысле этого слова,- не было- были люди советские- атеисты, проще говоря. Они также орали: “Татары- в Казань, русские в Рязань” (про евреев не слышал),- я как раз в то время проходил там срочную службу в армии. Это- раз. Два, по поводу конфликта между Израилем и Палестиной,- почему евреи, в мусульманских странах (или в светских де-юро, но с преобладающим мусульманским большинством) евреи живут замечательно, не чувствуя себя изгоями, а в Израиле мусульмане- враги государства и даже мусульманский ребёнок лет трёх- уже рассматривается как потенциальный террорист? Отсутствие благодарности как такового в израильтянах или что-то другое, чего я не знаю?

        • Mahmud15.04.2018 12:04

          Ассаляму алейкум братья!Динар Заман,вы прямо в “яблоко”!!!Вспомнил смысл аята:”Пришла Истина,изчезла ложь,поистине ложь исчезающе! ” Вы бы побольше вот такие моменты обсуждали чем тонкости тюркских народностей (всего лишь рекомендация никого не учу!) кот. мне кажется самые распространенные,а может и многочисленные на земле…Просто разные Гопники и их коллеги по цеху несут всякую чушь здесь!!!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: