Информационное
агентство России
-4°C
14 ноября, 07:19
ФаджрВосходЗухрАсрМагрибИша
6:058:0112:1514:0216:2618:14

Зачем распространялись домыслы о сожжении мусульманами Александрийской библиотеки

muh
Зачем распространялись домыслы о сожжении мусульманами Александрийской библиотеки
Христиане уничтожают Александрийскую библиотеку

Среди измышлений, которые были призваны опорочить ислам и его последователей особое место занимает сюжет об Александрийской библиотеке –  античном собрании папирусных свитков, в которых были зафиксированы практически все известные тогда человечеству знания по различным областям науки и техники, сельского хозяйства, и множество литературных произведений, связанных с языческими культами того времени.

Всего по разным данным в ней хранилось от 50 до 700 тысяч свитков. Главное хранилище, куда не пускали простых смертных находилось на территории царского дворца, а второе – общедоступное – в языческом храме, посвящённом божеству Серапису.

В античных источниках Александрийскую библиотеку описывают как крупнейший научный центр древнего мира, в котором работали такие легендарные  личности как математики Евклид и Архимед, врач Герофила, астрономы Эратосфен и Аристарх Самосский.

Библиотека не пережила крах античной цивилизации: часть ее была уничтожена во время войны Цезаря с египетским царём Птолемеем, а главная часть, как считается, погибла при взятии Александрии римским императором Аврелианом при подавлении мятежа царицы Зинобии в 273 году н.э.

Еще одна часть библиотеки была уничтожена в конце 4 века н.э. в ходе борьбы христиан с языческими культами в Египте. Христиане разрушили языческий храм Сераписа, где хранились свитки, принадлежавшие библиотеки.

Однако в средние века появились сведения о том, что  Александрийскую библиотеку уничтожили мусульмане при завоевании Египта. Второму праведному халифу Умару, да будет доволен им Аллах, со ссылкой на Амра ибн аль-Аса приписывалось, что на вопрос о том, что делать с книгами, находившимися в ней он, якобы, ответил: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Нигде в ранних мусульманских трудах этот эпизод не описывается.

Современные историки уверены в том, что  Амр не сжигал библиотеку. Более того, они уверены и в том, что никакого приказа Умара, да будет доволен им Аллах, не существовало.

«…Хочется снять с Амра предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой — сожжении по приказу Умара знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару добродетельный поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о грабежах и погромах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало — она тихо угасла под напором борьбы христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков» (Большаков О.Г. История Халифата, т.2 стр.122)

Однако, откуда появились обвинения в адрес мусульман?

Исследователи дружно указывают на один источник – сиро-яковитского епископа Григория, по прозвищу бар-Эбрей («сын еврея»). Яковиты – одна из многочисленных ближневосточных  христианских церквей, возникшая в результате церковных расколов. Яковиты считают себя православными, но не признают византийский церковный обряд и все служащие по нему поместные церкви.

Еще одним примечательным моментом в его биографии является его сотрудничество с противниками мусульман – крестоносцами и монголами. Он постоянно проживал в Тебризе, столице монгольского ханства, управляемого династией Хулагуидов.

Именно в его сочинениях, переведенных в 18-19 веках на европейские языки, содержатся сведения о том, что Александрийскую библиотеку уничтожили мусульмане.

Примечательно, что похожие сведения, исходящие от мусульманских авторов – Аль Багдади, аль-Кыфты относятся к тому же периоду времени,  что и творчество бар-Эбрея.

Похоже, что в случае с Александрийской библиотекой имела место целенаправленная провокация, призванная дискредитировать правоверных в эпоху их борьбы с крестоносцами и монгольскими завоевателями.

Удивительно, но разоблачили ее не сами мусульмане, а ученые-исламоведы, рассматривающие ислам как предмет для своих исследований.

И это как будто подтверждает старую поговорку: «Со стороны виднее…».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: