Мавлид в Пензе - новый заряд мусульманской бодрости

Усть-Уза

В начале месяца Раби аль-ауаль по мусульманскому календарю в селе Усть-Уза Шемышейского района Пензенской области состоялся торжественный маджлис (собрание), посвящённый дню рождения пророка Мухаммада, мир ему.

Мероприятие началось с полуденной молитвы в местной мечети. Затем торжества перенесли в сельский дом культуры. В подготовке маджлиса приняли активное участие мечеть и мактаб Усть-Узы, сельская власть, коллективы средней школы и местного очага культуры, сами жители. Основные заботы по организации праздника взял на себя выпускник российского исламского университета, директор мактаба (религиозной школы) и по совместительству муэдзин усть-узинской мечети Рушан Бахтеев. Огромную лепту в проведение праздника внесли уроженцы села и приглашенные гости. Главным спонсором мероприятия выступил фонд развития татарского духовного наследия "Сияние": председатель правления фонда, депутат Пензенской городской думы, координатор Пензенского регионального отделения ЛДПР и руководитель некоммерческого партнерства "Центр поддержки предпринимательства" Жиганша Туктаров, сопредседатель попечительского совета фонда, пензенский предприниматель Шамиль Батаршин. Активную поддержку усть-узинцам оказали и другие пензенские бизнесмены, а также ученики и преподаватели мактаба г. Пензы.

Праздничный концерт прошел при полном аншлаге. Мест в зрительном зале всем не хватило, поэтому многие стояли в проходах. На сцене дома культуры звучали религиозные песнопения, произносились салаваты (благословения Пророку), звучали аяты из Корана и рассказывались хадисы – истории из жизни Пророка (мир ему) на арабском, татарском и русском языках, а преподаватель мактаба Пензы Мираджуддин-эфенди прочитал хвалебные оды Пророку, мир ему, на фарси. Жители села, в том числе пожилые люди, сами сочинили к празднику свои стихи, которые прочитали в авторском исполнении.

В этот день для участников маджлиса было приготовлено праздничное угощениe. В фойе первого этажа поставили огромный самовар и накрыли столы с блюдами татарской национальной кухни. Всех присутствующих гостей принимали как самых желанных, потчевали чаем и пряностями. Там же организовали продажу религиозной мусульманской литературы, благовоний и других атрибутов. Большой популярностью пользовалась и передвижная библиотека, в которой были представлены труды исламских ученых и татарская литературная классика из личных собраний жителей села.

Неподдельную радость и восхищение, особенно у юного поколения, вызвал конкурс детских рисунков "Мечети мира". Ребятишки нарисовали такие известные мечети, как "Аль-Акса" в Иерусалиме, "Кул-Шариф" в Казани и многие другие, в том числе мечеть в родном селе Усть-Уза. Все номинанты были премированы, а лауреаты получили три призовых места. Особой теплотой и вниманием организаторы конкурса окружили детей-сирот. Им была выделена материальная помощь и подарки. Односельчане ходили по домам, где живут малоимущие семьи, чтобы поделиться с земляками праздничным настроением.

Своими впечатлениями об участии в праздновании мавлида ан-Наби на территории многих исламских стран, где они проводились на высоком государственном уровне, поделился с IslamNews первый заместитель муфия ЕДУМ Пензенской области, председатель пензенской региональной общественной организации "Просвещение" Абдуррауф Забиров: "Мне запомнился день рождения нашего любимого Пророка, мир ему, в Тегеране, в африканском городе Агадиш (Нигерия), где перед представителями 95 стран мира выступал на стадионе ливийский лидер Муаммар Каддаффи, и в Стамбуле, где традиция проведения этого праздника имеет глубокие исторические корни.

Мне приходилось принимать участие в мавлидах и в регионах России. Особенно запомнилось мероприятие в московской гостинице "Космос", где мавлид традиционно проводит столичная татарская община. В Усть-Узе мавлид тоже прошел на очень хорошем уровне и плоды духовно-нравственных мероприятий уже видны. Груз проблем нашей суетной жизни на какое-то время отошел в сторону. Люди стали намного добрее и внимательнее по отношению друг к другу".

"Сегодня каждому современному человеку очень важно иметь в своей жизни ориентир, надежную духовную опору, хранить в сознании память о личности, которая своим прекрасным примером способна вдохновить к великим свершениям. Таким человеком для многих является последний посланник Всевышнего Творца, Пророк Мухаммад, мир ему", – отметил Абдуррауф Забиров.

Как отметили в своих докладах выступающие, маджлисы в Усть- Узе проводились и раньше, но никто не ожидал, что мероприятие можно провести на таком высоком уровне. Дело в том, что еще в XIX веке село являлось центром духовности и религиозности на территории Среднего Поволжья, и такое общение является продолжением традиций предков. Мавлид-маджлис, заметно ожививший жизнь села, удался на славу. Люди унесли заряд праздничного настроения в свои семьи. О событии в Усть-Узе был снят видеофильм. Аналогичные мероприятия планируется провести и в других мусульманских селах Пензенской области.

Справка

Хотя точная дата рождения пророка Мухаммада не известна, и подобного обычая не было у ранних мусульман, мавлид ан-Наби отмечают многие мусульмане. Он проводится в день смерти пророка – 12 числа месяца Раби аль-ауаль, третьего в мусульманском лунном календаре по хиджре.

В некоторых мусульманских странах мавлид ан-Наби отмечается достаточно пышно и расточительно, что противоречит духу ислама, и торжества длятся в течение всего месяца. Также иногда мавлидом называют собрания мусульман, на которых присутствующие делают то же, что и собственно в "праздник". У некоторых народов, перемешавших национальные традиции с исламом, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребенка.

Некоторые мусульманские ученые полагают, что в проведении мавлидов есть определенная польза – это собрание верующих для выражения радости, усиления братства и любви между ними, раздачи милостыни, а также получения знаний о Пророке, мир ему. Совершение мавлидов одобрено такими учёными, как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и многими другими. В подтверждение своего мнения они приводят цитату из Корана:

"Воистину Аллах и Его ангелы не перестают воздавать благословения Пророку. О, вы, которые уверовали, благословляйте и приветствуйте его (Мухаммада)" (Сура "аль-Ахзаб", 56).

Аль-Хафиз ас-Суюти сказал об отношении к этому обычаю следующее: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха, мир ему. И это является одобряемым с точки зрения шариата, так как проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада, мир ему".

Саид Нурси говорил: "Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нём – общение между верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Всевышнему и посланнику Его, Мухаммаду, мир ему".

В то же время многие ученые выступают против празднования "дня рождения" пророка, поскольку сам он никогда не отмечал эту дату и не велел делать это своим последователям. Возражения вызывает и тот факт, что это новшество было позаимствовано у христиан, роскошно отмечающих Рождество Иисуса, мир ему.

Что же касается собраний верующих для общения и изучения жизни пророка Мухаммада, то вовсе не обязательно приурочивать их к какой-то определенной дате, отмечают ученые. Скорее наоборот, следует делать это на протяжении всего года.

Контекст

Село Усть-Уза было основано в составе Узинского стана Пензенского уезда темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 году. В 1695-1697 годах первопоселенцев перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу перевели других служилых татар. В 1717 году, после набега кубанских кочевников, 250 человек увели в плен, но вскоре прибыла еще одна партия переселенцев.

В XIX веке село являлось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров на территории Среднего Поволжья. В 1886 году в Усть-Узе было 6 мечетей и одно медресе. В начале XX века в селе насчитывалось уже 11 мечетей и два медресе. В одном из них обучение велось 12 лет по трехступенчатой системе исламского образования. Но по одной из версий, усть-узинские земли былы заселены еще в домонгольскую эпоху. Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад здесь проживали татары совместно с мордвой в течение длительного времени. Особенностям татарского языка в селе Усть-Уза посвящена научная работа выдающегося тюрколога, членкора РАН Э.Р. Тенишева.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

sahara 08 Февраля 2011г.
Ответить

Маулид,миляд-это изобретения людей,разве пророки проповедывали это,непонятно..Ведь даже неграмотный поймет что надо делать то что делали пророки(что и кого они любили,от кого и чего они отвращались)вот принципы ислама.В Коране и хадисах не ни слова об этом.Прав наш брат,что попахивает "суфизмом"

gabdelhack 07 Февраля 2011г.
Ответить

Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад здесь проживали татары ????????

K@S 07 Февраля 2011г.
Ответить

ин..приведите доводы если вы правдивы? Суру которые вы привели это не довод...Любить Пророка сас это значить держаться за сунну а не песни петь, и я уверен там собрались 99 процентов которые не выполняют свой фард не говоря о сунне...короче ваш сайт по тихоньку становиться суфийским не вижу смысла находится здесь(

sahara 08 Февраля 2011г.
Ответить

Маулид,миляд-это изобретения людей,разве пророки проповедывали это,непонятно..Ведь даже неграмотный поймет что надо делать то что делали пророки(что и кого они любили,от кого и чего они отвращались)вот принципы ислама.В Коране и хадисах не ни слова об этом.Прав наш брат,что попахивает "суфизмом"

Яндекс.Метрика