В начале месяца Раби аль-ауаль по мусульманскому календарю в селе Усть-Уза Шемышейского района Пензенской области состоялся торжественный маджлис (собрание), посвящённый дню рождения пророка Мухаммада, мир ему.
Мероприятие началось с полуденной молитвы в местной мечети. Затем торжества перенесли в сельский дом культуры. В подготовке маджлиса приняли активное участие мечеть и мактаб Усть-Узы, сельская власть, коллективы средней школы и местного очага культуры, сами жители. Основные заботы по организации праздника взял на себя выпускник российского исламского университета, директор мактаба (религиозной школы) и по совместительству муэдзин усть-узинской мечети Рушан Бахтеев. Огромную лепту в проведение праздника внесли уроженцы села и приглашенные гости. Главным спонсором мероприятия выступил фонд развития татарского духовного наследия "Сияние": председатель правления фонда, депутат Пензенской городской думы, координатор Пензенского регионального отделения ЛДПР и руководитель некоммерческого партнерства "Центр поддержки предпринимательства" Жиганша Туктаров, сопредседатель попечительского совета фонда, пензенский предприниматель Шамиль Батаршин. Активную поддержку усть-узинцам оказали и другие пензенские бизнесмены, а также ученики и преподаватели мактаба г. Пензы.
Праздничный концерт прошел при полном аншлаге. Мест в зрительном зале всем не хватило, поэтому многие стояли в проходах. На сцене дома культуры звучали религиозные песнопения, произносились салаваты (благословения Пророку), звучали аяты из Корана и рассказывались хадисы – истории из жизни Пророка (мир ему) на арабском, татарском и русском языках, а преподаватель мактаба Пензы Мираджуддин-эфенди прочитал хвалебные оды Пророку, мир ему, на фарси. Жители села, в том числе пожилые люди, сами сочинили к празднику свои стихи, которые прочитали в авторском исполнении.
В этот день для участников маджлиса было приготовлено праздничное угощениe. В фойе первого этажа поставили огромный самовар и накрыли столы с блюдами татарской национальной кухни. Всех присутствующих гостей принимали как самых желанных, потчевали чаем и пряностями. Там же организовали продажу религиозной мусульманской литературы, благовоний и других атрибутов. Большой популярностью пользовалась и передвижная библиотека, в которой были представлены труды исламских ученых и татарская литературная классика из личных собраний жителей села.
Неподдельную радость и восхищение, особенно у юного поколения, вызвал конкурс детских рисунков "Мечети мира". Ребятишки нарисовали такие известные мечети, как "Аль-Акса" в Иерусалиме, "Кул-Шариф" в Казани и многие другие, в том числе мечеть в родном селе Усть-Уза. Все номинанты были премированы, а лауреаты получили три призовых места. Особой теплотой и вниманием организаторы конкурса окружили детей-сирот. Им была выделена материальная помощь и подарки. Односельчане ходили по домам, где живут малоимущие семьи, чтобы поделиться с земляками праздничным настроением.
Своими впечатлениями об участии в праздновании мавлида ан-Наби на территории многих исламских стран, где они проводились на высоком государственном уровне, поделился с IslamNews первый заместитель муфия ЕДУМ Пензенской области, председатель пензенской региональной общественной организации "Просвещение" Абдуррауф Забиров: "Мне запомнился день рождения нашего любимого Пророка, мир ему, в Тегеране, в африканском городе Агадиш (Нигерия), где перед представителями 95 стран мира выступал на стадионе ливийский лидер Муаммар Каддаффи, и в Стамбуле, где традиция проведения этого праздника имеет глубокие исторические корни.
Мне приходилось принимать участие в мавлидах и в регионах России. Особенно запомнилось мероприятие в московской гостинице "Космос", где мавлид традиционно проводит столичная татарская община. В Усть-Узе мавлид тоже прошел на очень хорошем уровне и плоды духовно-нравственных мероприятий уже видны. Груз проблем нашей суетной жизни на какое-то время отошел в сторону. Люди стали намного добрее и внимательнее по отношению друг к другу".
"Сегодня каждому современному человеку очень важно иметь в своей жизни ориентир, надежную духовную опору, хранить в сознании память о личности, которая своим прекрасным примером способна вдохновить к великим свершениям. Таким человеком для многих является последний посланник Всевышнего Творца, Пророк Мухаммад, мир ему", – отметил Абдуррауф Забиров.
Как отметили в своих докладах выступающие, маджлисы в Усть- Узе проводились и раньше, но никто не ожидал, что мероприятие можно провести на таком высоком уровне. Дело в том, что еще в XIX веке село являлось центром духовности и религиозности на территории Среднего Поволжья, и такое общение является продолжением традиций предков. Мавлид-маджлис, заметно ожививший жизнь села, удался на славу. Люди унесли заряд праздничного настроения в свои семьи. О событии в Усть-Узе был снят видеофильм. Аналогичные мероприятия планируется провести и в других мусульманских селах Пензенской области.
Справка
Хотя точная дата рождения пророка Мухаммада не известна, и подобного обычая не было у ранних мусульман, мавлид ан-Наби отмечают многие мусульмане. Он проводится в день смерти пророка – 12 числа месяца Раби аль-ауаль, третьего в мусульманском лунном календаре по хиджре.
В некоторых мусульманских странах мавлид ан-Наби отмечается достаточно пышно и расточительно, что противоречит духу ислама, и торжества длятся в течение всего месяца. Также иногда мавлидом называют собрания мусульман, на которых присутствующие делают то же, что и собственно в "праздник". У некоторых народов, перемешавших национальные традиции с исламом, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребенка.
Некоторые мусульманские ученые полагают, что в проведении мавлидов есть определенная польза – это собрание верующих для выражения радости, усиления братства и любви между ними, раздачи милостыни, а также получения знаний о Пророке, мир ему. Совершение мавлидов одобрено такими учёными, как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и многими другими. В подтверждение своего мнения они приводят цитату из Корана:
"Воистину Аллах и Его ангелы не перестают воздавать благословения Пророку. О, вы, которые уверовали, благословляйте и приветствуйте его (Мухаммада)" (Сура "аль-Ахзаб", 56).
Аль-Хафиз ас-Суюти сказал об отношении к этому обычаю следующее: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха, мир ему. И это является одобряемым с точки зрения шариата, так как проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада, мир ему".
Саид Нурси говорил: "Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нём – общение между верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Всевышнему и посланнику Его, Мухаммаду, мир ему".
В то же время многие ученые выступают против празднования "дня рождения" пророка, поскольку сам он никогда не отмечал эту дату и не велел делать это своим последователям. Возражения вызывает и тот факт, что это новшество было позаимствовано у христиан, роскошно отмечающих Рождество Иисуса, мир ему.
Что же касается собраний верующих для общения и изучения жизни пророка Мухаммада, то вовсе не обязательно приурочивать их к какой-то определенной дате, отмечают ученые. Скорее наоборот, следует делать это на протяжении всего года.
Контекст
Село Усть-Уза было основано в составе Узинского стана Пензенского уезда темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 году. В 1695-1697 годах первопоселенцев перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу перевели других служилых татар. В 1717 году, после набега кубанских кочевников, 250 человек увели в плен, но вскоре прибыла еще одна партия переселенцев.
В XIX веке село являлось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров на территории Среднего Поволжья. В 1886 году в Усть-Узе было 6 мечетей и одно медресе. В начале XX века в селе насчитывалось уже 11 мечетей и два медресе. В одном из них обучение велось 12 лет по трехступенчатой системе исламского образования. Но по одной из версий, усть-узинские земли былы заселены еще в домонгольскую эпоху. Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад здесь проживали татары совместно с мордвой в течение длительного времени. Особенностям татарского языка в селе Усть-Уза посвящена научная работа выдающегося тюрколога, членкора РАН Э.Р. Тенишева.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Маулид,миляд-это изобретения людей,разве пророки проповедывали это,непонятно..Ведь даже неграмотный поймет что надо делать то что делали пророки(что и кого они любили,от кого и чего они отвращались)вот принципы ислама.В Коране и хадисах не ни слова об этом.Прав наш брат,что попахивает "суфизмом"
Ответить
Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад здесь проживали татары ????????
Ответить
ин..приведите доводы если вы правдивы? Суру которые вы привели это не довод...Любить Пророка сас это значить держаться за сунну а не песни петь, и я уверен там собрались 99 процентов которые не выполняют свой фард не говоря о сунне...короче ваш сайт по тихоньку становиться суфийским не вижу смысла находится здесь(
Ответить
Маулид,миляд-это изобретения людей,разве пророки проповедывали это,непонятно..Ведь даже неграмотный поймет что надо делать то что делали пророки(что и кого они любили,от кого и чего они отвращались)вот принципы ислама.В Коране и хадисах не ни слова об этом.Прав наш брат,что попахивает "суфизмом"