Кремлевская рокировочка

news-iqzWUW2sAu
Уход Владимира Путина с поста Президента Российской Федерации ознаменовал окончание целой эпохи, которую одни ассоциируют с порядком, стабильностью, удвоением ВВП и нацпроектами, другие – с диктатурой, беззаконием, переделом собственности и окончательным "подсаживанием" на сырьевую иглу.



Несмотря на разговоры о преемственности курса, историческое будущее страны далеко не предопределено.



Какие надежды связывают с появлением в Кремле "молодого технократа" Медведева представители 20-миллионного мусульманского сообщества, а также люди, так или иначе связанные с исламом, попытался выяснить корреспондент ИА "IslamNews".

Светлана Авджаева, адвокат преследуемых имамов – Антона Степаненко и Саида Байбурина, общественный деятель. С приходом любого главы государства всегда есть надежда на улучшение ситуации, на то, что будут предприняты какие-то меры, обращено внимание властей на нужды и чаяния граждан.



Как адвокат я надеюсь, что новое руководство в первую очередь обратит внимание на неоправданные и необоснованные решения районных, городских судов в разных регионах Российской Федерации, на основании которых объявляются запрещенными книги об исламе, многие из которых используются как учебные пособия в мусульманских учебных заведениях. Признав эти книги экстремистскими, суды фактически лишили российских мусульман минимального объема знаний о своей религии. Что делать верующему, если в России даже жизнеописание пророка Мухаммада отнесено в разряд экстремистской литературы. Следующая книга, которая может быть признана экстремистской, – Коран. Это не укладывается в рамки здравого смысла.



В этой ситуации я надеюсь, что с приходом Медведева будут приняты какие-то шаги для оздоровления ситуации с мусульманской литературой.



Юрий Михайлов, руководитель научно-издательского дома "Ладомир", автор книги "Пора понимать Коран". Поскольку в исламе на первом месте стоит разум, я бы хотел, чтобы в нашей стране разум восторжествовал. От этого выиграют представители всех конфессий. Для мусульманина разум – основной инструмент преобразования жизни и познания Бога, и поэтому строительство государства на основе просвещения отвечает интересам мусульманского сообщества.



Мне кажется, что Медведев, в отличие от Путина, – представитель нового поколения. Несмотря на то, что его карьера отличается явными признаками бюрократичности, все-таки этот человек хорошо образован. И мне кажется, он не будет игнорировать советы просвещенных интеллектуалов. Большая проблема нынешней власти – недоверие к интеллектуальной элите. На мой взгляд, в каком бы смысле не велись разговоры о продолжении курса Путина, в отношении интеллектуальности принимаемых решений курс нового президента будет отличаться в лучшую сторону. У меня ощущение, что Медведев – человек, для которого эмоциональная составляющая все-таки не является определяющей его действия. Вряд ли он будет "мочить в сортире".



Шамиль Султанов, руководитель аналитического центра "Россия – Исламский мир". Я жду продолжения внешнеполитического курса на развитие отношений с исламским миром, которые предпринимал и предпринимает Владимир Путин. Во внутренней политике я надеюсь на большее взаимопонимание государства с конфессиями, в том числе и с исламом.



Что касается частностей, таких как запрет литературы об исламе каким-то районным судом, я думаю, что в ближайшие 2-3 месяца это решение будет отменено. В целом же я считаю, что ключевым моментом для стабилизации ситуации будет продолжение политики Путина, сформировавшейся с 2003 года.



Деньга Халидов, советник президента, член-корреспондент Академии геополитических проблем, руководитель Центра проблем этнополитики и ислама. Мои ожидания связаны с усилением борьбы с ультранационализмом, ксенофобией и исламофобией. Необходимо остановить исламофобию, остановить произвол в отношении исламской литературы и мусульманских деятелей, особенно русских, принявших ислам. Государство должно идти навстречу чаяниям граждан и в конце концов покончить с дискриминационной практикой в отношении мусульманского населения.



Посмотрите: в Москве, где проживает 2 млн. мусульман, всего 4 мечети. В Лондоне и Париже иммигранты имеют по 40-50 мечетей, почти во всех западных вузах есть молельные комнаты.



Создается впечатление, что Россия, что бы вы там не говорили, в глубине своей – антиисламская, антимусульманская страна. Эта политика ведется скрыто, неявно. Такое положение нужно менять, причем как усилиями сверху, так и снизу. Я надеюсь, что власть отнесется со всей серьезностью к нездоровой ситуации вокруг ислама. Со стороны мусульман тоже должно быть консолидированное движение. Муфтияты, которые делят мечети, делят епархии – в этом смысле абсолютно неэффективны.



Али Полосин, философ, политолог. Я надеюсь на положительные сдвиги в отношении ислама, в частности, в сторону пресечения антиконституционных попыток "засудить исламскую литературу", подбрасывания гранат в валенки неугодным местной мафии имамам и т.п.



Дмитрий Медведев как юрист производит очень благоприятное впечатление. А как управленец с креативным мышлением, на мой взгляд, он может качественно двинуть ситуацию в целом – в экономике, во внешней политике – вперед. Вообще, я считаю результаты прошедших выборов положительными, причем, возможно, единственно положительными в существующей реальности.



Вместе с тем я не думаю, что при новом президенте политика государства в отношении религии вообще, и ислама в частности, существенно изменится. Дмитрий Медведев – юрист-государственник, он хорошо знает цену закона и Конституции и вряд ли пойдет на ее нарушение. Скорее всего, продолжится существующая поддержка РПЦ, но если Путин не замечал иногда нарушений закона клерикалами, особенно в регионах, то Медведев, на мой взгляд, будет более чувствителен к нарушениям закона со стороны клерикалов любых конфессий и будет мягко возвращать их в рамки Конституции.



Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета, философ, политолог. Я не склонен обольщаться: изменений к хорошему не будет. В целом будет новое обострение противостояния между приватизационно-реформистской партией с одной стороны, и чиновничеством госкорпораций с другой.



Никакие особые изменения мусульман не ждут: силовики будут продолжать раскачивать лодку, играть на дестабилизацию, поскольку это – их единственный способ остаться у кормушки и не быть смененными. Они будут форсировать напряженность в обществе по конфессиональной линии, а значит, что на фоне противостояния курсу Путина и Медведева будут иметь место факторы ужесточения отношения к мусульманам.



Мухамед Саляхетдинов, председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание". Самосознание российских мусульман растет, равно как и у их единоверцев во всем мире. Это однозначно оказывает воздействие на принятие ключевых решений многими политиками. Прагматичная политика Путина по отношению к исламскому миру – тому подтверждение. Думаю, что его преемник – не менее прагматичный и грамотный управленец – продолжит эту линию, которая будет и дальше способствовать укреплению единства в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе, где помимо роста самосознания мусульман растет и их количество.





Записал Рустам Адиуллин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика