Информационное
агентство России
-1°C
22 ноября, 12:17

Пятикратная молитва при плотном рабочем графике

Aisha
Пятикратная молитва при плотном рабочем графике
Регулярная молитва способствует эмоциональной целостности и спокойствию, позволяет расставить приоритеты в жизни

Совершение пятикратного намаза на протяжении дня является обязанностью каждого мусульманина, достигшего половой зрелости и являющегося здравомыслящим. Эта истина хорошо известна каждому верующему, ровно как и то, что сознательное невыполнение молитвы по сути означает выход из веры. Но даже это зачастую не является аргументом для тех, кто считает, что жизненные условия (работа, дом, дети и т.д.) не оставляют им времени для совершения молитвы. Успеется как-нибудь потом, думают они…

До того как я начала искренне взращивать и лелеять мои отношения с Богом, я считала утомительным молиться пять раз в день – обязанность, которую ислам возлагает на верующих. Мне казалось невозможным посреди напряженного рабочего дня бросить все мои занятия ради молитвы.

Работая журналистом, я часто проводила по десять часов в день в офисе или была занята на конференциях, интервью и встречах, едва успевая выделить время на обед. Если я не работала, мое время было занято домашними делами, разными поручениями, семьей, друзьями, тренировками. Я была пунктуальна во всем, кроме того, что надо было делать пять раз в день. Я считала, что для меня нереально встать до рассвета ради утренней молитвы – фаджр, – потому что тогда я буду уставшей целый день и не смогу нормально работать. Мне также казалось, что полуденная и дневная молитвы зухр и аср, тоже не стоят того, чтобы прерывать ради них свои рабочие встречи.

Совершать магриб – молитву на закате – тоже часто было проблематичным, потому что обычно она приходится на короткий промежуток времени, когда после работы спешишь поужинать и вернуться домой. В общем, единственной молитвой, которую я фактически могла себе позволить, была ‘иша – вечерняя молитва.

Поэтому большую часть своей жизни я в лучшем случае совершала все пять молитв вечером или то и дело пропускала молитвы ради своих насущных забот.

Сама того не понимая, своим непоследовательным подходом я сводила до банальности принцип совершения молитв в продолжение всего дня. Я верила в Бога и любила Его, но по своему собственному разумению, а не так, как нам велит Коран и учит Пророк. Тем не менее, сама суть того, чтобы быть мусульманином, заключается в том, чтобы молиться пять раз в день в совершенно определенно время; без этого мы не можем прочно стоять на ногах в своей вере. Это один из главных ритуалов, который Бог предписал тем, кто пытается жить в исламе, то есть в состоянии постоянного стремления подчинить свою жизнь Богу.

Когда я по-настоящему поняла важность молитвы, то осознала это в одно мгновение и с невероятной силой. Меня озарило, что если я не выполняю это условие, то на самом деле не могу считать себя мусульманкой. Пусть даже я хочу иметь прочную связь со Всемогущим, но я не предпринимаю для этого никаких реальных шагов.

Я быстро перестроила свою жизнь и вот уже полтора года я ни разу умышленно не пропускала время молитвы, где бы ни находилась – в офисе, в торговом центре, магазине, в гостях или в путешествии.

Оглядываясь назад, я вижу, как неправа была, когда считала практически невыполнимыми требования к исламской молитве – краткой и простой, несмотря на всю ее важность. Когда я перестала пытаться найти место для молитвы в моей жизни и начала строить жизнь вокруг расписания молитв, я вдруг смогла избавиться от всего ненужного в своих ежедневных заботах. Поскольку регулярная молитва способствует эмоциональной целостности и спокойствию, я начала постепенно убирать негатив, урезала никчемную болтовню, и это помогло мне приобрести сосредоточенность, продуктивность и терпение.

За короткое время, молитва стала для меня на удивление легкой и естественной. Выполнение фаджра на самом деле заряжало меня энергией на весь день, и постепенно молитвы, которые я вначале считала обременительными, стали важным аспектом моего дня. С божьей помощью, я нашла способы молиться вопреки различным препятствиям. Мне часто приходится совершать зухр в примерочных магазинов – в этом мне помогает специальное исламское приложение в моем iPhone.

«Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов становится ее природой».

Это строки из прекрасной книги исламского мыслителя аль-Газали «Взывания и моления: книга IX о возрождении наук о вере». Аль-Газали приводит серии цитат из Корана и хадисов, которые можно повторять, чтобы достигнуть большей близости с Богом и очистить свое сердце.

На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживала: то, что вначале казалось сложным, становится простым, если совершать это со всей искренностью. После того как я перестроила свою жизнь вокруг молитвы, оказалось, что пяти раз мне недостаточно, чтобы выразить мое религиозное чувство. Я изучила хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и узнала, какие молитвы могу добавить к обычным. С тех пор не прошло ни дня, когда бы я их не читала.

В свои ежедневные молитвы я ввела различные зикры – поминания Бога. Зикр и повторение таких фраз, как «ля иляха илля Ллах» (нет бога кроме Аллаха), обычно привлекает наше внимание к Богу.

Я выбрала одно среди множества прекрасных взываний, упомянутых в книге Газали, и начала его употреблять. Если каждый день, выходя из дома, сказать «Во имя Аллаха» (Бисмиллях), то Бог будет вести нас целый день; если добавить «Я доверяю Аллаху» (тавакальт аль Аллах) – Бог вас защитит; а если закончить словами «нет силы и мощи, кроме как у Бога» (ля хауля ва ля куввата илля биллях) – Бог будет хранить вас.

Могу предположить, что для кого-то подобные проявления религиозности могут показаться несколько чрезмерными, и пару раз мне даже самой так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она может принести лишь пользу, но никак не навредить. Чем больше времени я посвящаю Богу, тем больший мир воцаряется в моей душе и наполняет всю мою жизнь, тем больше я сосредотачиваюсь на том, что важно, на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.

Зикр — поминание Бога на протяжении всего дня в молитве и взываниях, воистину шлифует сердце, как сказано в хадисе; с его помощью вы стираете преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.

«Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее», — пишет Газали.

По материалам «Ислам для всех».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Palestin15.12.2011 19:17

    Ответьте кто знает:Если вокруг слякоть,грязь,можно ли делать намаз сидя в легковой машине?

    • Brat-Faruk15.12.2011 22:00

      Относительно этого вопроса есть разногласия среди ученых. Группа ученых считала это недозволенным и не веской причиной для того, чтобы оставлять такие столпы молитвы, как стояние (къиям), поясной (руку’) и земной (саджда) поклоны. При этом они опирались на известный хадис от Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Мы совершали затворничество в мечети вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в течение второй половины Рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Поистине, мне было возвещено о Ночи предопределения, а потом меня заставили забыть о ней. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамадана. И, поистине, я видел во сне, что совершаю земной поклон в воде и глине. И пусть же тот, кто совершал затворничество вместе с посланником Аллаха, вернется обратно», и мы вернулись. В то время мы не видели на небе ни облачка, но вдруг появились тучи и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я увидел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершает земные поклоны в воде и глине, и я увидел также следы, оставленные глиной на его лбу”. аль-Бухари 2016.

      Однако в этом хадисе нет указания на обязательность совершения в подобной обстановке молитвы в лужу или в грязь, как и нет запрета совершать молитву верхом в подобной обстановке. Имам Ибн Къудама сказал: “Хадис от Абу Са’ида касается Медины, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву в своей мечети. И внешне хадис указывает на то, что грязи (глины) было мало, и она не касалась ничего, кроме носа и лба. Однако дозволяется это (не совершать земной поклон на землю) когда грязи много и она испачкает одежду и тело, а также земной поклон повлечет вред”. См. «аль-Мугъни» 2/325.

      Другие ученые сказали, что в подобной обстановке можно совершать молитву верхом на животном, и в качестве довода они опирались на хадис Я’ли ибн Мурры ас-Сакъафи (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в пути, мы оказались в тесном месте, и начался дождь. Наступило время молитвы, под нами было мокро, а сверху дождливое небо. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел Билялю произнести азан и икъама, выдвинулся вперед и совершил с людьми молитву верхом на своем животном. И он имитировал жестами (поясные и земные поклоны), наклоняясь во время земного поклона ниже, чем при поясном”. Ахмад 4/173, ат-Тирмизи 411, ад-Даракъутни 1429, ат-Табарани в “аль-Кабир” 22/256.

      Но ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Например, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили называл иснад этого хадиса достоверным, а имам ан-Науауи называл его сильным. См. «аль-Маджму’» 3/106, “аль-Ахкам аль-уста” 2/41.

      Но имам аль-Байхакъи, Ибн аль-Къаттан и Ибн аль-‘Араби считали этот хадис слабым по причине неизвестности передатчика ‘Умара ибн ‘Усмана. См. “ат-Тальхыс” 1/212.

      И шейх аль-Альбани также склонился к тому, что данный хадис слабый.

      Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Что касается хадиса от Я’ли ибн Мурры, то иснад его слабый, однако смысл его правильный. Молитва в слякоти на верховом животном, совершенная жестами, является действительной, если человек опасается выхода времени молитвы и не может спуститься (с животного) из-за тесного места, или же из-за причины грязи и воды”. См. «‘Аридатуль-ахуази» 2/202.

      И то же самое говорил шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр, приводя этот хадис в качестве довода на то, что при нужде можно совершать и обязательную молитву верхом.

      Также те, кто считал, что грязь и вода являются причиной, дозволяющей совершать молитву верхом, в качестве довода опирались на поступок сподвижника – Анаса ибн Малика. Анас ибн Сирин рассказывал: “Как-то мы выдвинулись с Анасом ибн Маликом из Куфы, и когда достигли места Атыт, то земля была глинистая и мокрая. Он совершил (по этой причине) обязательный намаз на верховом животном, а затем сказал: «Я никогда не совершал обязательную молитву верхом до этого дня»”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики заслуживают доверия. И имам аш-Шаукани подтвердил его достоверность. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/162, “Найлюль-аутар” 3/534.

      После того, как имам ат-Тирмизи привел вышеупомянутый хадис от Я’ли ибн Мурры, он сказал: “Также передается и от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что во время дождя и грязи он совершил молитву верхом на животном. И на это опирались обладающие знанием, и это мнение Ахмада и Исхакъа”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2/268.

      Имам Ибн Къудама сказал: “Если совершение земного поклона наносит вред, и человек опасается намочиться, испачкать слякотью руки и одежду, то он может совершить молитву на верховом животном, обозначая земные поклоны наклоном. Если же он не на животном, то он имитирует земной поклон, и не обязан совершать его на землю. От Анаса передается, что он совершил молитву на своем верховом животном из-за воды и слякоти. Такой же поступок передается и от Джабира ибн Зайда. И поступать так велели Тауус и ‘Уммара ибн Гъазия”. См. «аль-Мугъни» 2/323.

      Что же касается того, кто имеет возможность найти сухое место и совершить молитву полноценно, то ему не разрешается делать молитву без совершения полноценного земного поклона!

      • alhariya16.12.2011 1:06

        ДжазакаЛлаху хайран!

        • Brat-Faruk16.12.2011 8:52

          Уа йака!

      • Palestin17.12.2011 10:16

        ДжазакаЛлаху хайран!

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: