Рашид аль-Ганнуши. Судьба уммы в судьбе одного человека

news-o7l7WopIA6
Этот человек занимает, пожалуй, совершенно особое место среди современных мусульманских мыслителей. Последовательный сторонник демократии и плюрализма мнений в умме, он одновременно является лидером запрещенной в Тунисе политической партии. Как маленькая капля отражает весь мир, так и жизненный путь и эволюция политических взглядов этого человека отражает тернистый путь идеологических блужданий всего мусульманского сообщества мира.

От ислама к секуляризму

Рашид аль-Ганнуши родился в 1941 году в маленькой деревне аль-Хамма на юго-востоке Туниса, который был в то время французской колонией. Отец Рашида, шейх Мухаммад был хафизом Корана (знал весь текст Священной Книги наизусть) и одним из немногих грамотных людей в деревне.

Рашид был самым младшим из десяти детей в семье и рос в традиционной религиозной среде. Наряду с другими членами семьи он с малых лет работал на полях и помогал отцу продавать выращенный урожай.

Когда Рашиду исполнилось 16, он вместе с семьей переехал в город Габес – центр их провинции, где работал его старший брат. Там юноша смог поступить в школу аз-Зайтуна и посвятить время получению знаний.

Однако школа, в которую поступил Рашид, оказалась в очень сильной степени ориентированной на западный образ жизни, мышления и образования. Учеников в ней с первых же уроков подвергали целенаправленной вестернизации и подрыву их религиозности.

На момент завершения обучения в аз-Зайтуна и получения степени бакалавра в 1962 году, подобное образование привело к полному размыванию недостаточно еще крепкой веры Рашида. Постепенно он оставил молитву, прекратил беспокоиться об остальных требованиях религии, и даже забыл суры Священного Корана, которые разучивал в детстве с отцом.

От секуляризма к арабскому социализму

После окончательного разрыва со своим мусульманским прошлым Рашид попал под влияние социалистических идей арабских националистов, в особенности египетского лидера Гамаля Абдель-Насера. Именно в Египет и отправился аль-Ганнуши в 1964 году, чтобы продолжить свое образование.

Однако в Египте его ждало полное разочарование в идеях, которыми он увлекся. То, что он увидел там, и то, с чем столкнулся на собственном опыте, и стало той «соломинкой», как говорят арабы, «которая переломила хребет верблюду» его убеждений.

Все началось с того, что его с друзьями с невероятными трудностями и нежеланием оформляли в Каирский университет. Непробиваемый бюрократизм египетских государственных структур, халатное отношение тунисского посольства в Египте к организации пребывания собственных граждан в этой стране довершились еще и ссорой двух лидеров – президента Египта Насера и президента Туниса Бургибы.

Эта размолвка двух президентов привела к тому, что все тунисцы, обучающиеся в египетских вузах, были депортированы из страны. Продолжить образование Рашид решил в Сирии – еще одной социалистической стране арабского национализма. Он поступил в Дамасский университет и закончил в нем философский факультет в 1968 году.

Сирией на тот момент управляла Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Поэтому аль-Ганнуши, все еще пребывавший в плену левых убеждений, имел широкие возможности для реализации своего увлечения. В Дамаске он решил присоединиться к Европейской социалистической партии.

От арабского национализма и социализма к исламу

Именно в Дамаске произошло то, что в биографической книге Аззама Тамими, посвященной жизненному пути аль-Ганнуши, сам ее герой описывает как свое второе рождение, случившееся в ночь на 12 июня 1966 года. «Той ночью я избавился от двух вещей во мне: светского национализма и традиционно-бытового понимания Ислама, – говорит аль-Ганнуши. – Я осознал, чем на самом деле является истинный ислам. Ислам, каким он был ниспослан свыше, а не в том виде, как его исказили за долгую историю традиции и обычаи».

«Той ночью я пережил огромный всплеск веры, любви и восхищения к этой религии, которой я поклялся посвятить всю свою жизнь. В ту ночь я был заново рожден, мое сердце заполнилось светом Аллаха, и мое сознание полностью пересмотрело и переосмыслило то, во что я прежде верил», – делится своим переживанием ученый.

Усердие на пути призыва

После окончания Дамасского университета аль-Ганнуши переехал во Францию, где стал активным членом международного движения распространения исламского призыва Джамаат ат-Таблиг. В Европе аль-Ганнуши получил степень магистра. Но шел он к этой цели с невероятным трудом.

Он вынужден был зарабатывать себе на жизнь черным трудом. Сам аль-Ганнуши говорит, что год, который он провел во Франции, был наиболее трудным в его жизни. «Испытание было тяжким, и я очень переживал, что могу с ним не справиться», – пишет аль-Ганнуши.

Испытания его не сломили и не отвернули от истинного пути. Его религиозность крепла, росла и отражалась на его убеждениях, вере и даже внешнем виде. В тот период, когда глубокая вера вызывала подозрения, семья Рашида очень беспокоилась за своего сына. Он стал серьезнее, отрастил бороду и интересовался только религией.

По причине болезни матери Рашид был вынужден вернуться в Тунис. Но и здесь он не собирался сидеть сложа руки. Дома он первоначально вновь присоединился к Джамаату ат-Таблиг и был одним из самых активных призывающих к исламу.

Политические испытания

В 1981 году аль-Ганнуши основал Харакат аль-иттиджах аль-Ислами – Движение исламской направленности (ДИМ). Вскоре ДИМ набрало силу и стало настолько влиятельной организацией, что вызвало большие опасения у властей. Буквально через несколько месяцев после приобретения движением публичного статуса оно была запрещено, а 500 его членов, в том числе и аль-Ганнуши, были заключены в тюрьму.

Аль-Ганнуши сам признает, что период с 1981 по 1984 годы, проведенный в тюрьме, стал для него временем размышления и осмысления пройденного пути. В тюрьме он закончил заучивание наизусть Корана, проштудировал целый ряд книг, в том числе по тафсиру, фикху и политологии.

Во время пребывания в тюрьме он написал ряд книг и брошюр, в основном посвященных вопросам переосмысления исламского наследия, демократии и свободам в исламе, правам женщин и т. д. В тюрьме он также начал работу над своим основным трудом «Общественные свободы в исламском государстве».

После освобождения из тюрьмы Аль-Ганнуши вновь столкнулся с реакцией со стороны властей. Не желая сдаваться, он реанимировал свое Движение исламской направленности под новым именем «ан-Нахда» – «Возрождение». На сей раз мыслитель попытался превратить его в полноценную политическую партию.

Однако как только «ан-Нахда» стала превращаться в реальную оппозицию, которая могла бы претендовать на определенный успех на выборах, власти отреагировали жестко. Многие активисты партии были вновь брошены в тюрьмы, а другие – отправлены в ссылку. Аль-Ганнуши, приговоренного к пожизненному заключению и даже удостоившегося личных хлопот президента о замене тюремного срока на смертную казнь, спасло только то, что глава государства был смещен.

Покорение Европы

В мае 1989 года аль-Ганнуши добровольно выбрал изгнание и переехал в Лондон, где продолжает жить и сейчас. В Британии он сосредоточил свое внимание на теоретических аспектах исламского движения и выпустил ряд научных работ о взаимосвязи между шариатом и демократией.

Он отвергает предположение о том, что светскость является необходимым условием демократии. Аль-Ганнуши прямо заявляет, что демократия не является идеологией, но всего лишь инструментом для избрания, контроля и смещения властей. И что в таком виде демократия может прекрасно уживаться и с исламом.

Для многих мусульман, особенно проживающих на Западе, аль-Ганнуши стал уже живым классиком. Его приглашают с лекциями, на него ссылаются, про него пишут книги. Уже цитировавшийся выше Аззам Тамими посвятил ему свое научное исследование.

Некоторые из его книг были переведены на иностранные языки, включая английский, французский, турецкий, испанский и персидский. Кроме того, шейх аль-Ганнуши стоял у истоков создания Всемирной ассамблеи мусульманской молодежи, «Кружка традиции и прогресса», выступающего за мусульманско-христианский и межцивилизационный диалог. Аль-Ганнуши также является одним из ученых, входящих в Европейский совет по фетвам и исследованиям.

Именно своими интеллектуальными, общественными и политическими достижениями аль-Ганнуши показывает, каким он видит дальнейшую эволюцию общественно-политической активности мусульманской уммы на современном этапе.

Автор: Саид Абдусамадов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика