Священник-многоженец и библейские заповеди

Церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией

Церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией

Теги:




4
18 Апреля 2012г. (26 Джумада аль-уля)
Трагическая гибель авторитетного и вполне успешного московского священника, способствовала огласке неожиданных обстоятельств его жизни. Протоиерей (которого условно называют не настоящим именем "отец Валентин") разбился в ДТП на следующий день после православного рождества и в день своего 47-летия.



У следователей возникло недоумение: почему, официально проживая в Подмосковье и служа в центре Москвы, "отец Валентин" ехал на литургию по набережной, которая не вела ни к его дому, ни к храму? Вопрос этот прояснился, когда в Патриархию с просьбой о помощи пришли сразу две семьи: оказывается, батюшка давно "жил на два дома".



Параллельно с первой семьей – женой и тремя дочерьми, еще в 90-е годы он стал жить с другой женщиной, с которой в дополнение к четырем ее собственным прижил еще троих общих детей. Причем обе жены считали себя законными супругами.



Между тем, по словам дочери священника от первого брака, которые передает "Независимая газета", в 2007 году ему якобы удалось обманным путем оформить развод. Именно под предлогом развода с первой женой, – оформленного против ее воли, то есть с нарушением как гражданского, так и канонического права, – ей было объявлено об отказе в материальной помощи.



Так или иначе, "отец Валентин" до конца жизни был двоеженцем, что является нарушением норм российского законодательства. Однако, данное правонарушение (кстати, административное по законам РФ), не стало причиной для отлучения покойного священника от церкви. Его захоронили с почетом, как полагается священнослужителю.



В отличие от законов Ислама, в христианской традиции, многоженство считается неприемлемым. Тем не менее, возникает вопрос: действительно ли оно является нарушением библейских заповедей и церковных канонов?



Если рассмотреть внимательно этот важный вопрос, то окажется, что Библия отнюдь не запрещает многоженство. Более того, она подчеркивает законность полигамии.



Рассказывается, например, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (1 Царств 11:3). И о царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц (2 Самуила 5:13). В Ветхом Завете также содержатся указания, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен (Второзаконие 22:7). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены двух сестер (Левит 18:18).



То же самое положение и в Новом Завете. Американский пастор Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге "Новый взгляд на многоженство" отмечает, что "…нигде в Евангелии нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство". Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил.



Хиллман подчеркивает тот факт, что Римская Церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская, в то же время, институт наложниц и проституцию. Автор цитирует Св. Августина: "Сейчас, в наше время и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену".



Африканские церкви и африканские христиане часто напоминают своим европейским "братьям", что церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.



Отметим, что Коран, в противоположность Библии, ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними.



В третьем аяте 4-й суры Корана говорится: "Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, – на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной".



Как явствует из приведенных выше аятов Корана, проблема многоженства в Исламе не может быть рассмотрена без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Ислам как универсальная религия, адекватная любым странам и эпохам, не может игнорировать эти неизбежные обязательства.



Многоженство остается довольно эффективным средством решения многих социальных проблем современного общества. Ответственность общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще оказывается востребованной даже не в Африке, а в западных странах.



Стоит спросить, что же является более унизительным для женщины, "варварское" многоженство или "цивилизованная" проституция, иными словами, кораническое предписание или теология, основанная на культуре Римской империи?

Автор: Сулейман Дарвази

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

impuls 19 Апреля 2012г.
Ответить

Мусульмане за улучшения демографической ситуации в России. Милости просиб всех желающих принять Ислам!

impuls 19 Апреля 2012г.
Ответить

Батюшкам, которые потдерживают моногамные браки есть выход, это принятия Ислама.

impuls 19 Апреля 2012г.
Ответить

Мусульмане за улучшения демографической ситуации в России. Милости просиб всех желающих принять Ислам!

impuls 19 Апреля 2012г.
Ответить

Батюшкам, которые потдерживают моногамные браки есть выход, это принятия Ислама.

Яндекс.Метрика