Информационное
агентство России
5°C
23 сентября, 06:50

Бахром Хамроев: Мечеть – проблема мэра, а не мигрантов

Rustam
Бахром Хамроев: Мечеть – проблема мэра, а не мигрантов
Бахром Хамроев

Термин «мигрант из Центральной Азии» ассоциируется чаще всего с людьми, приехавшими из-за крайней экономической нужды, готовыми на любую работу и, как правило, находящимися в бесправном положении.

В то же время, в России живут и работают выходцы из Центральной Азии, которые переселились и обосновались в стране отнюдь не из-за материального неблагополучия, а ввиду принципиального несогласия с диктатурой и сами готовы защищать права людей, которых преследуют на их родине за убеждения. Об этом ИА IslamNews рассказал глава Общества политэмигрантов из Центральной Азии в России, известный правозащитник Бахром Хамроев.

– Бахром Мардонович, расскажите, пожалуйста, что собой представляет Общество политэмигрантов, как, кем и когда оно было создано?

– Общество политэмигрантов из Центральной Азии было создано инициативной группой выходцев из региона, постоянно проживающих сейчас в России, как отклик на трагические события в Андижане в мае 2005 года. С того времени в России увеличилось число беженцев из Узбекистана, выехавших из страны в страхе перед репрессиями.

Первоначально общество сформировали узбеки, туркмены, таджики. В частности, одним из активистов его по сей день является известный туркменский оппозиционный журналист Батыр Мухамедов. Впоследствии в работе Общества стали участвовать и правозащитники из российских регионов. Так, моим помощником стал россиянин из Дагестана Ахмед Умаров.

Главой целью нашего объединения является помощь всем, кто покинул свою родину, будь это Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан или Киргизия, опасаясь преследований по политическим и/или по религиозным признакам.

Я сам являюсь уроженцем Узбекистана, но уже на протяжении 20 лет постоянно живу в России, будучи гражданином РФ. Уехать меня со своей родины заставили политические обстоятельства: несогласие с тиранией Каримова.

Наше общество заботится о всех, кто бежит из своих стран по вышеназванным мотивам, особенно о тех людях, кто временно или постоянно находится в России, но не только. Мы поддерживаем также и тех, кто бежав от диктаторских режимов, уже оказался в какой-нибудь, например, европейской стране.

– Что входит в круг вашей деятельности?

– Тщательный сбор информации о фабрикациях уголовных дел, о пытках и издевательствах в следственных органах и других правонарушениях со стороны правящей системы, а также сведения о реальном положении дел в центральноазиатских странах — это одна из главных задач, которую мы выполняем. На основе опросов беженцев мы составляем доклады и иные документы, которые передаем в различные инстанции и обнародуем перед общественностью.

Наряду с этим мы, безусловно, оказываем юридическую помощь, ходатайствуем перед Управлением Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и другими международными организациями о предоставлении статуса политического беженца тем людям, кто преследуется из-за свои убеждений.

Наши ходатайства помогли не одному десятку политэмигрантов обрести данный статус в России, Норвегии, Швеции и ряде других стран.

– Насколько я знаю, помимо политических беженцев, Общество уделяет внимание и трудовым мигрантом из Центральной Азии. Почему?

– Мы видим, что трудовая миграция заметно возросла в последние годы. Часто бывает, что люди, приехавшие законно на работу в Россию сталкиваются здесь с произволом отдельных чиновников или работников правоохранительных органов. Последние, пользуясь правовой незащищенностью и неинформированностью гастарбайтеров поступают с ними порой, мягко говоря, несправедливо. Мы нередко занимаемся защитой интересов людей, с которыми обошлись несправедливо. Такого рода случаи имеются в разных регионах. Приходится бороться за то, чтобы приостановить депортацию людей, что называется «вытаскивать» людей из райотделов полиции, спецприемников, даже из следственных изоляторов. Кроме того, в первую очередь с гражданами Узбекистана и Таджикистана, подчас происходит такое: человек вроде бы не имевший политических проблем на родине, приезжает как трудовой мигрант, и вдруг, через некоторое время ему звонят родители, к примеру, из Узбекистана и говорят: «Махмуджон, не приезжай, сынок, тебя в розыск объявили». Там ведь есть план по поимке «экстремистов». И для того, чтобы его выполнить легко записывают в преступники отсутствующего гражданина. Для этого достаточно, чтобы у того было знакомство, хоть с одним человеком, уже привлеченном к суду за «экстремизм», «покушение на конституционный строй» и т.п. Уровень репрессивности тамошних режимов таков, что всего лишь один положительный отзыв об осужденном, как о хорошем человеке, например, может использоваться для преследования. Таким образом, человек, находясь в России, попадает в своей стране в число разыскиваемых политических преступников на всем пространстве СНГ.

Отмечу, что не всегда помощь мигрантам связана с какими-то их бедами и несчастьями. Очень часто они обращаются в Общество за решением казалось бы элементарных, социально-бытовых вопросов. К слову, многие из трудовых мигрантов не имеют юридических знаний о своих правах и обязанностях, неосведомлены, как решать вопросы с лечением, обучением детей, оформлением каких-либо документов и т.д.

– Периодически вы занимаетесь правами человека в Татарстане, Башкирии, Дагестане и других российских регионах. С чем это связано?

– Проблемами людей, которые, с точки зрения правозащитников незаконно преследуются за свои политические и религиозные убеждения в этих регионах РФ, я занимаюсь в качестве эксперта правозащитного центра «Мемориал» в котором тружусь уже 20 лет.

Вот Вы в своем вопросе упомянули республики с преимущественно мусульманским населением. Да, права человека нарушаются сегодня повсеместно в той или иной степени, но в этих республиках мы сталкиваемся с вопиющими случаями нарушения, которые в большинстве случаев связаны с религиозным фактором. Некоторые ошибочно считают многих усердно практикующих мусульман «экстремистами» и опасными для общества людьми, а отдельные представители власти перегибают палку в отношении этих людей, вот вам и нарушения прав человека.

Кстати, об этом можно говорить отдельно и много. В чем ошибка власти? Почему нет здорового, конструктивного диалога? Эти проблемы не из разряда тупиковых, напротив они решаемы, все дело в том, кто их решает. Муллы не справляются со своими обязанностями духовных лидеров, а что уж говорить об их заботе о государственных интересах. Поэтому, я бы рекомендовал властям, найти искренних и способных людей для решения этих вопросов, и ситуация вокруг этих проблем заметно улучшится.

– С какой частью вашей деятельности был связан памятный скандальный инцидент, когда Вас задержали у Соборной мечети Москвы?

– По поводу инцидентов возле мечети различные издания писали много разного. Я не думаю, что МВД или какая-то другая структура могла получить указание организовать какую-либо провокацию. В то же время, мы допускаем, что в России есть определенные силы, которым на руку дестабилизация, в том числе в среде мусульман, особенно учитывая общее положение в Москве и в других городах в связи с так называемыми выступлениями оппозиции. И те, кто заинтересован в некоем хаосе, вероятно, имеют рычаги влияния и среди отдельных членов правоохранительных органах.

Сейчас обсуждается закон о защите чувств верующих. В связи с этим возникает вопрос: а насколько представители полиции или ОМОНа готовы к взаимодействию с верующими людьми и не могут ли они ненароком чем-то задеть их чувства? Ведь в пятницу люди идут в мечети на религиозное мероприятие, для поклонения Богу. Я и сам в тот день шел в мечеть помолиться, ибо являюсь практикующим мусульманином.

Но, наряду с этим, среди тысяч людей, которые пришли на намаз, могут быть те, кто сам был настроен провокационно. К примеру, в годы Великой отечественной войны бывали случаи, что немцы переодевались в советскую военную форму и устраивали бесчинства от имени солдат Красной армии. Так и здесь, могли быть лица, которые сделали подобное.
Я уверен, что причиной инцидента около Соборной мечети были как промахи МВД, так и несдержанность некоторых посетителей мечети.

– Однако, рассмотрим вопрос шире. Нужны ли Москве новые мечети?

– Проблема, которую часто затрагивается в последнее время: надо ли в Москве строить новые мечети, тоже связана с религиозными чувствами граждан. При этом, я убежден, что воздвигая мечети в Москве, власти не идут навстречу чаяниям местных или приезжих мусульман, они, в действительности свою проблему решают.

Ведь, к мечетям на проспекте Мира, на Б.Татарской, в Отрадном, приходят десятки тысяч людей, а в большие праздники и 200 тысяч собирается. В этот период необходимо перекрывать магистрали, обеспечить оцепление, у станций метро творится столпотворение и т.д. Да, как сказал мэр это не москвичи, это мигранты, но мигрантам по большому счету нет большой разницы, где совершить намаз, внутри мечети или на тротуаре. Больше дискомфорта ощущают окружающие, и это не считая материальных затрат города. Поэтому непонятно почему глава администрации так себя повел.

В свое время мы провели мини-опрос среди москвичей, живущих рядом со столичными мечетями, как население относится к соседству с мечетью. В основном старожилы окрестностей мечети говорят, что лет 7-10 назад, когда храмы не были столь перегружены народом, когда не было столь большого наплыва людей, они в большинстве своем положительно относились к соседству с мусульманским храмом. Люди искренне радовались тому, что живут рядом с мечетью, а не с рестораном или ночным клубом. Жители тогда нередко сами заглядывали на территорию храмов, интересовались другой религией. Ведь такой интерес естественен.

Но в последние годы население стало испытывать дискомфорт. И это не потому, что ухудшилось поведение верующих. Нет, возникли трудности организационно-технического, если так можно сказать, характера. Трудно подойти к подъездам, особенно в пятницу, сложно найти место для парковки, нелегко передвигаться по улицам в периоды праздничных и пятничных намазов и т.п. Но, по моему убеждению, это проблема городских властей. Именно они ответственны за то, чтобы люди не страдали из-за того, что кому-то приходиться молиться на асфальте.

Проблема строительства мечетей, пробки и другие затруднения, и наплыв мигрантов не взаимосвязанные явления. Повторюсь, властные структуры обязаны в любом случае решать проблемы. А те деятели, кто увязывают их в один клубок, в реальности служат дестабилизации российского общества, возбуждают расистские и националистические чувства. Я сам молюсь на обочине дороги. Так что не только люди с неправильной регистрацией могут там оказаться.

– Каково Ваше отношение к кампании протестов против антиисламского фильма «Невинность мусульман», который, кстати, был запрещен к просмотру в России?

– Фильм «Невинность мусульман» – это не то событие, которое нужно вспоминать ради каких-нибудь мимолетных политических целей. Проблема, связанная с этим фильмом на самом деле очень серьезная. Нужно правильно понять: кто и для чего эту провокацию сотворил?

На мой взгляд, фильм – звено в цепочке антиисламских провокаций, которые изобретают именно США со своими союзниками. Это все продолжается с того времени, как только Америка после развала СССР объявила ислам своим стратегическим врагом. Кроме того, шумиха вокруг фильма подобна некой дымовой завесе, закрывающей другие темные дела. Пока мусульмане эмоционально обсуждают или протестуют против фильма, вдохновители провокации совершают иные действия, возможно, связанные с событиями в Сирии, вокруг Ирана, да и вообще вокруг исламского мира.

Что касается бурной реакции на мерзкий фильм (я просмотрел ролик), то она была ожидаема и просчитана, с целью изобразить мусульман вновь «дикарями». Действительно, мусульмане, в отличие от большинства христиан не терпят оскорбления свои ценностей. Мы видим, что, например, оскорбление Иисуса Христа (которого христиане богом считают) вызвало очень слабую реакцию в Европе и Америке. Поэтому, столь сильная приверженность мусульман своей вере и религии, конечно же, пугает и раздражает Запад, давая основания говорить о неадекватности мусульман.

Запад видит, что в арабских и других мусульманских странах происходит возрождение ислама, как образа жизни, но, при этом, следует политике своих колониальных предшественников. Я хочу сказать, то, что происходит в исламских странах сегодня не результат деятельности боевиков или еще каких-то там «исламистов». Это результат бездарной политики Соединенных Штатов, которые под видом распространения демократии, на самом деле разносят «аморальную чуму» по всему свету.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. impuls31.10.2012 11:15

    Мэру и Московскому Правительству нужно сегодня понимать, что невозможно остановить необратимые процессы происходящие в российском обществе и во всем мире. Сегодня соблюдающих мусульман становится с каждым днем больше, как в Москве, так и во всем мире. Мусульман не возможно победить и бороться с ними бесполезно, так за ними ИСТИНА, чем больше с ИСТИНОЙ борются, тем больше мусульмане просыпаются и активизируются. Искусственные запреты мечетей мэром и попытки запрета ношение хиджаба в школах, это только дополнительный сигнал для мусульман в активизации и объединении. Хвала Аллаху мусульмане во всем мире начали мыслить и анализировать происходящие процессы в обществе, и это особенно тогда, когда их касаются и затрагивают. Если так дальше пойдет, то в ближайшее времени у мэра Москвы не будет выбора как построить мусульманам 50-100 мечетей, вместо сегодняшних 5-10 мечетей. Есть очень хорошая русская пословица, которая гласит: «Не буди ЛИХА, пока ЛИХО спит!».

  2. impuls01.11.2012 10:01

    Интересный видеоролик про мусульман Протоиерей Дмитрий Смирнов http://www.youtube.com/watch?v=y7uMonaoHeg

  3. mechbatir04.11.2012 1:06

    ждете команду?

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: