Информационное
агентство России
0°C
19 ноября, 04:30

О хане Узбеке замолвят веское слово

muh
О хане Узбеке замолвят веское слово
Ученые прольют свет на татарско-тюрское наследие Золотой Орды

19-20 марта 2013 года в Казани состоится третий Международный Золотоордынский форум. В рамках мероприятия пройдут две конференции: историческая «Расцвет Золотой Орды: правление Узбек-хана» и нумизматическая «Вопросы монетного дела и денежного обращения в Золотой Орде в свете источниковедческих исследований».

Организатором конференции являются: Центр исследований истории Золотой Орды им. М.А.Усманова института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, институт нумизматики Центральной Азии при Кембриджском университете The Central Asian Numismatic Institute (CANI), Cambridge Central Asia Forum.

Научный редактор и составитель проекта: главный научный сотрудник института истории им. Ш.Марджани АН РТ, член-корреспондент АН РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, заслуженный деятель науки РТ, доктор исторических наук Фаяз Шарипович Хузин.

Координаторами форума выступят: директор института истории им.Ш.Марджани АН РТ. академик АН РТ, депутат Госсовета РТ — Рафаэль Сибгатович Хакимов; руководитель Центра исследований истории Золотой Орды им. М.А.Усманова (ЦИИЗО) института истории им. Ш.Марджани АН РТ, председатель оргкомитета — Ильнур Мидхатович Миргалеев; директор института нумизматики Центральной Азии (Кембридж, Великобритания) доктор, профессор Кембриджского университета- Джудис Колбас; заместитель директора института истории им. Ш.Марджани АН РТ, член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук -Радик Римович Салихов; заведующий Национальным центром археологических исследований института истории им.Ш.Марджани АН РТ, кандидат исторических наук -Айрат Габитович Ситдиков; директор Института истории КФУ, кандидат исторических наук -Рамиль Равильевич Хайрутдинов; научный сотрудник ЦИИЗО им. М.А.Усманова. кандидат исторических наук- Павел Николаевич Петров.

Напомним, расцвет Золотой Орды крупнейшие ученые мира связывают с правлением девятого хана Гийаса уд- Дина Мухаммада Узбека (1312 -1342) основавшего в первой половине XIV века город Мохши (территория Пензенской области) столицу северного улуса Джучи, в которой он принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды. Однако на пензенском уровне консенсуса об увековечивании памяти связанной с золоторднынским периодом достичь не удалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. maryam112.02.2013 20:36

    Лучше по моему рассказать о том, каким был Халифат до прихода коллонионистов, каким он стал, как вернуть его и нужно ли это… помоему это интереснее и важнее узбека-хана.

    • tahlil12.02.2013 21:39

      Согласно Ибн Дукмаку, Узбек принял Ислам только после вступления на престол; затем он «устроил себе соборную мечеть, в которой совершал все [пять] молитв». В момент принятия Ислама хан получил новое имя — СултанМухаммед

    • tahlil12.02.2013 21:41

      «Когда этот царь [Тохта] умер, то после него воцарился Узбекхан, человек лет тридцати. Он исповедовал Ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой». Аль­Бирзали недвусмысленно сообщает дату воцарения Узбека: «На престол царский он [Узбекхан] вступил в конце рамазана этого, т. е. 712 года [январь 1313 года]» (Золотая Орда в источниках. Т. 1. Арабские и персидские сочинения. — М., 2003, стр. 88).

    • tahlil12.02.2013 21:42

      Именно при Узбеке повсеместно в Золотой Орде развернулось такое масштабное явление, как градостроительство. В Поволжье и Крыму, Хорезме и на Северном Кавказе были построены многочисленные города и ремесленные центры, ставшие местом сосредоточения и распространения уникальной симбиозной цивилизации Золотой Орды, сочетавшей кочевнические и типично городские традиции. Некоторые памятники этой эпохи — как мечеть Узбека в Солхате (Крым) — сохранились до сих пор. Иных уж давно нет, но мы знаем о величии этих центров, которые посещались крупными учеными, географами, историками и богословами со всего света. Таков был Сарай — один из крупнейших городов мира той эпохи.

    • tahlil12.02.2013 21:46

      Немало и других явлений, которым мы обязаны хану Узбеку — например, почти все тюркомусульманские нации России и СНГ получили свое оформление в его эпоху. Поволжские и крымские татары, казахи и узбеки, ногайцы и каракалпаки и другие народы сложились как близкородственные нации в рамках Золотой Орды, пик развития которой приходился на время именно его правления.

    • tahlil12.02.2013 21:48

      Принятие Ислама при хане Узбеке имело глобальные последствия, в отличие от прихода этой религии в Дербент и Булгар. Если в доордынскую эпоху Ислам на территории нынешней Российской Федерации являлся региональной, локальной религией, то после 1312-1313 годов он превратился в мощнейшую религиозноидеологическую систему, господствующую на огромных пространствах Золотой Орды: от Румынии на западе до Алтая на востоке, и от Казани на севере до Бухары на юге.

    • tahlil12.02.2013 22:04

      Правление хана Узбека было са­мым долгим по времени (1312—1342) и самым успешным по результатам. Именно в этот период Золотая Орда достигла высшей точки свое­го могущества как в экономическом, так и в военно-политичес­ком отношении, наступил расцвет культуры, хану Узбеку удалось создать мощное централизованное государ­ство, пользовашееся огромным авторитетом в Евразии.

    • tahlil12.02.2013 22:06

      Об Узбек-хане, как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Арабский историк-хронист аль-Муфаддал: «…Это молодой человек красивой наружности, отличного характера прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный».

    • tahlil12.02.2013 22:07

      Арабский географ и исто­рик рубежа XIV—XV веков, одновременно главный судья при египетских сул­танах, позднее преподаватель высшего медресе в Каире аль-Айни: «Он [Уз­бек] был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милос­тив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро».

    • tahlil12.02.2013 22:09

      Главным достижением Узбека как правителя следует считать создание четкой, эффективно работающей системы государственной власти и управления, утверждение единого порядка и дисциплины на всей огромной территории Золо­той Орды, до этого разделенной на две части: Белую, западную (Ак-Урда), и Синюю, восточ­ную (Кок-Урда).
      Важную роль в обеспечении единства и право­порядка в стране сыграло превращение ислама в государственную религию. Те приверженцы ша­манства, которые категорически отвергали му­сульманство и выступали против хана Узбека, были жестоко подавлены. Ислам стал государ­ственной идеологией, основой сильной централи­зованной власти.

    • tahlil12.02.2013 22:09

      Орда при Узбек-хане имела мощную армию, налаженное хозяйство, устойчивое внутреннее по­ложение, широкие внешние связи и богатейшую культуру.

    • tahlil12.02.2013 22:10

      О безопасности и спокойствии в этой стране свидетельствуют многие иностранные путеше­ственники и купцы, посещавщие «Тартарию» (так с XIV—XV веков все чаще стали называть в Европе Джучиев улус). Итальянский путеше­ственник и купец Франческо Пеголотти в своей книге «Торговое дело», написанной в 1340 году, отмечал, что путь из Таны (итальянское назва­ние города Азак в устье Дона) в Китай через Зо лотую Орду вполне безопасен и днем и ночью.

    • tahlil12.02.2013 22:11

      Арабский путешественник, историк Ибн-Араб шах, побывавший в Золотой Орде в 30—40-е годы XIV века, писал: «Выезжают, бывало, караваны из Хорезма и едут себе на телегах, без страха и опас­ки, вплоть до [самого] Крыма, а переход этот [занимает] около трех месяцев».

    • tahlil12.02.2013 22:13

      Рост могущества Золотой Орды, бесспорно, был связан с выдающимися организаторскими способностями Узбек-хана, с его большим талантом государственного, политического деяте­ля. О стиле его руководства в какой-то степени можно судить по сообщению крупнейшего арабского ученого-энциклопедиста XIV века аль-Омари, работавшего секретарем египетского сул­тана: «Из дел своего государства он [Узбек] обращает внима­ние только на сущность дел, не входя в подробности обстоя­тельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доиски­вается частностей относительно взимания [налогов] и расходо­вания».

  2. tahlil12.02.2013 22:06

    Величественной была фигура правителя — Узбек-хана. Арабский писатель Ибн-Баттута, удостоенный чести личной аудиенции с ним 1333 году, дал Узбеку самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира».

  3. drugoi14.02.2013 23:31

    читаю комментарии правоверных и возник вопрос -80 процентов правоверных пишут комменты а ля скоро петля на горле кафиров сойдется и т.п. так ли уж миролюбив ислам и почему в чечне нельзя загорать или носить шорты в горных районах а танцевать лезгинку на могиле неизвестного солдата можно?вы сами пугаете людей из других конфессий это ли покорность?(так переводится ислам если я не ошибаюсь)…

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: