"Классическое искусство исламского мира IX–XIXвеков. Девяносто девять имен Всевышнего". Экспозиция под таким названием открылась в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Выставку представил Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш.Марджани при поддержке Министерства культуры РФ.
По словам директора музея Ирины Антоновой, экспозиция позволяет подойти к более глубокому пониманию и осмыслению исламского искусства, позволяет подняться на более высокую ступень в процессе его познания.
Специалисты отметили высочайший художественный уровень представленных экспонатов, напомнив, что подобные коллекции исчисляются единицами и имеются лишь в нескольких ведущих собраниях исламского искусства в мире. Например, уникальный «Золотой Коран», копия древнейшего в мире рукописного «Корана Усмана», выполненного в единственном экземпляре из золота.
Как считает Антонова, выставки по экспонированию исламского искусства – очень интересные и перспективные. С большим удовольствием музей экспонировал бы в своих стенах коллекцию исламского искусства из Государственного Эрмитажа, знаменитую коллекцию Ага хана, шедевры из других собраний.
Нынешняя выставка в музее – первая демонстрация коллекции, насчитывающая сотни произведений. Для экспозиции отобрано 99 шедевров мирового значения по числу имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах.
Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов, постмонгольский период.
В первом разделе собраны произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, – представляющие наивысшие технологические достижения эпохи.
Второй соотносится с гораздо большим географическим пространством от Китая до степей Восточной Европы, так как искусство монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю, приняли ислам.
Третий составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей. Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие мировую славу для мусульманского искусства.
Гордость коллекции составляют стеклянные чаши X в., строка из колоссального Корана, переписанного рукой царевича Байсункура, внука Тамерлана, в память о великом деде, молитвенный ковер середины XVIвека, изготовленный в шахских мастерских Ирана и подаренный шахом турецкому султану. 99 имен Всевышнего вытканы на этом ковре.
Выставка будет работать по 19 мая.
Кстати, с 28 февраля по четвергам в 19-00 для посетителей будут проводиться встречи со специалистами по искусству и культуре ислама. Они расскажут о мире исламской миниатюры, искусстве каллиграфии, узорах восточных ковров, сообщает пресс-служба музея.
Ответить
все больше стараются переключить внимания от сути ислама, как образа жизни, к пониманию ислама,как просто традиций и вида искусства.ислам-это образ жизни человека, который подчинился своему Создателю.
Ответить
все больше стараются переключить внимания от сути ислама, как образа жизни, к пониманию ислама,как просто традиций и вида искусства.ислам-это образ жизни человека, который подчинился своему Создателю.