Личность в контексте истории: Муса Бигиев и религиозный диалог

Муса Бигиев
Как сообщало ИА IslamNews, в декабре этого года пензенская «Каменка станет центром бигиевских чтений». Здесь, на родине великого татарского мусульманского мыслителя и деятеля, отметят 140 лет со дня его рождения. Вне сомнения, это будет очень важный юбилей для всей уммы России – но не только. Давайте взглянем на татарского алима с такой точки зрения: насколько он востребован для межконфессионального диалога, особенно у нас в России?



«Рахмат илляхия гумумияте» – учение о всеохватности Божественной милости



Наследие учёного многообразно, оно ныне почти полностью опубликовано как по-татарски, так и на русском языках, добротно откомментировано. Заострим внимание на одном его тезисе, точнее, на теории, развёрнутой им при осмыслении Корана. В 1933 г. Муса Бигиев жил в Берлине, где в типографии А. Мухаммедова при финансовой поддержке финских татар вышла в свет его книга «Доказательства всеохватности Божественной милости».



О том, что эта книга опередила многие формулы известного всему исламскому миру Мухаммада Икбала, мы говорили во время путешествия по пешеходной Покровской улице Нижнего Новгорода с его потомком, автором самой живой и объёмной книги о мыслителе – Тагирджанова А.Н. «Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках» Казань 2010 г. «Только атеистический период в нашей истории, почти сто лет борьбы против всех религий виной тому, что нашему поколению приходится фактически с нуля открывать для себя величие и актуальность мысли Мусы-эфенди» – говорила она. А я шёл рядом с нею, среди прекрасных дореволюционных домов старого города и как бы явно чувствовал его присутствие – через живую носительницу памяти и продолжателя.



В чём же суть этого учения? Обратимся к одному из самых ярких последователей и заочных учеников Бигиева – к доктору философских наук Тауфику Ибрагиму. Во многих своих работах – он явный ученик Бигиева. Но особо это видно в статье «О вечности ада».



Итак, что говорит Ибрагим? «В религиозной мысли нашего времени всё чаще звучат призывы к более универсалистскому пониманию Божьей спасительной благодати, к распространению Его милости на всех обитателей Ада, включая грешников из числа приверженцев других конфессий. И нередко такая толерантность выдаётся за новое слово в духовной культуре человечества, сообразующееся с либерально-плюралистическими ценностями современного мира. Но мало кто знает, что в мусульманской культуре, с первых веков её истории, были богословы, которые в Коране и Сунне находили весомые аргументы в пользу учения о конечности Ада, о последующем спасении всех его обитателей. Правда, господствующая в мусульманской теологии доктрина не разделяет этот радикальный либерализм, настаивая на вечности адских мук в отношении всех многобожников и неверных и предоставляя надежду на освобождение от них лишь для грешников из числа мусульман/единобожников. Ниже мы познакомим читателя с основными доводами в пользу концепции о временном характере адского наказания.



Первый аргумент. Бог всемилосерден. Имя-эпитет ар-Рахман, т.е. «Всемилостивый» – второе, наряду с Аллахом, собственное имя Бога. Сотни раз в Коране Бог описывается как Всемилостивый и Всепрощающий, как «Милостивейший из милосердных» (архам ар-рахимин). Более того, в аяте 6:24 сказано, что «Господь предписал Себе милость [к людям]». Хорошо известно и разъяснение Пророка к аяту: по создании тварей Бог сделал надпись, находящуюся при Нем, над Престолом: «Воистину милость Моя превышает гнев Мой!» (Бухари 3194, 7422; Муслим 2751)».



Далее автор приводит иные аргументы. Но при этом вспоминает, как отвечал своим критикам Бигиев ещё в 20 веке: «Против учения о всеохватной милости Бога обычно выдвигаются два возражения. Первое из них состоит в том, что утверждение об универсальности спасения равносильно объявлению всеобщей амнистии – какой бы грех ни совершил после сего человек, ему не страшно. «Свобода совершать преступления, – отвечает на это Муса Бигиев, – происходит не от убеждённости во всеобщности спасения, а от того, что спасение распространяется только на последователей определённого учения. Вера в то, что «спасение касается только меня» приводит к тому, что я могу сказать всем остальным людям, исповедующим другие учения, следующее: “Поскольку все вы будете подвергнуты вечным мукам за свои убеждения и веру, то нет смысла вам творить добро, а зло, творимое вами, не ухудшит вашего положения. А посему оставьте добро и совершайте преступления!”» (Избранные труды. Казань, 2005, с. 142-143). Согласно же второму возражению, если спасение будет всеобщим, то Ислам лишится присущей ему значимости. Совсем наоборот, замечает М. Бигиев. Если человечеству открыть всю широту коранического универсализма, «это станет украшением лика Ислама, ещё больше возрастут его ценность и величие среди других религий» (там же, с. 98, 142)».



Интересно – а как на такое понимание Бога, на такое толкование Ислама могут реагировать представители иных верований, прежде всего Авраамических религий? Здесь очевиден огромный позитивный вызов именно для диалога – по одной из важнейших для веры тем. И явно, что понятие МИЛОСЕРДИЯ БОГА появилось не в Коране, но ещё в первых Священных Посланиях, которые в мусульманской традиции именуют Тора и Инжил.



Не претендуя на полное обозрение и тем более полный анализ, предлагаю в целом именно это учение Бигиева сделать основой для Авраамического диалога. А пока выскажу лишь два наблюдения – из современной религиозной практики христиан Католической и Православной традиции.



А как у христиан? Католики ввели новый праздник



Казалось бы, что необычного в таком сообщении и чем оно важно для диалога с мусульманами? «Канонизация Пап Иоанна XXIII и Иоанна Павла II состоится 27 апреля 2014 года. Такое решение принял Папа Римский Франциск в ходе консистории Ватикана, которая состоялась 30 сентября. Католики 27 апреля 2014 года будут праздновать торжество Божиего Милосердия».



Для следящих за развитием внутрикатолической жизни, её мистики и теологии эти детали сразу становятся понятными. Дело в том, что дата выбрана неслучайно – а с большим смыслом. «Торжество Божиего Милосердия в Католической Церкви установил Иоанн Павел II, и именно в этот день он будет причислен к лику святых».



А что такое сравнительно недавно введённый праздник? Он является продолжением, реализацией тех духовных откровений, которые были в 19230-ые годы у одной из польских монахинь, позднее стараниями Войтылы причисленной к лику святых – сестры Фаустины Ковальской (1905-1938 гг). Именно благодаря её книге записей «Дзенничек» художники стали писать новую иконографию Иисуса – Милостивого, именно благодаря ей тема «Божиего Милосердия» стала основой нового крупного праздника.



Отметим, что ранее такая идея, конечно же, не могла не присутствовать в Католичестве, как в одной из ветвей Веры Авраамовой – но на первый план она вышла именно к концу 20 века. Хронологически – в те же годы, что и мысли Бигиева о Всеохватной Милости. Поразительная хронология! Что такое для Европы эпоха Первой, а потом и Второй мировой войн – комментировать излишне…



У православных – древние традиции почитания ЕЛЕУСА – МИЛОСТИ



Тема «елеуса – милости, милостивости» по-гречески – необъятна в древнехристианской и, в частности, православной культуре. Вот один из примеров. И тоже с интересными «хронологическими параллелями».



Икона Девы Марии «Киккская» (МИЛОСТИВАЯ), дни её празднования по церковному календарю – 25 ноября (12 ноября по старому стилю), 8 января (26 декабря). Сразу отметим, что день рождения Мусы Бигиева – 25 декабря… некое совпадение дат? Как это можно интерпретировать?



Итак, что это за образ, какая за ним история? Известный прежде всего среди обитателей Византии, этот образ (в копии, в списке) стал известен и почитаем также и на Руси, причём – ныне он пребывает в самом центре столицы, в одном из наиболее «центровых» монастырей. Вот что пишут справочники:



«В Москве особо почитается чудотворная икона Богородицы «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь».



Почему «наследники Авраамовы» говорят о Милости Создателя?



Такой вопрос не риторичен – он пронизывает культуры всех народов, принявших Веру Авраама (Ибрахима, мир ему!). Это тема для углублённых исследований, для доброжелательного диалога между конфессиями.



Переоценить значение бигиевских разработок – невозможно. Даже, наверно, стоит сказать так – его учение о «Рахмат илляхия гумумияте» это первый по значению и наиболее продуктивный посыл от мусульман для диалога. Особенно в наше время и в нашей стране.



Напомню фрагмент беседы с Тауфиком Ибрагимом, которую вёл с ним в Казани исламовед Данис Гараев:



– Почему, на Ваш взгляд, именно татарские дореволюционные учёные стали интеллектуальными лидерами мусульманского сообщества своего времени? – спросил Данис Гараев.



– Мне кажется, это связано с особым положением татар, которые из всех мусульманских народов России были ближе всего к европейской культуре и в этой конкурентной ситуации им приходилось мобилизовывать все свои интеллектуальные ресурсы. Именно конкурентная ситуация является самым лучшим стимулом для развития, мы это видим на примере татарской дореволюционное богословской мысли.



Более того, исследователь (сириец, гражданин России, доктор философии Института философии РАН) убеждён, что «Татары имеют возможность стать примером современного и интеллектуального Ислама». А это – если развить прогноз в сферу межконфессионального диалога – может быть точкой опоры для продуктивного диалога прежде всего в кругу Авраамических религий. А это так важно, жизненно необходимо для нашей страны, да и для всего СНГ, для формирующегося Евразийского Союза!



Мысль и духовный опыт Муси Бигиева – одна из самых мощных свай в фундаменте Евразии и её традиционной религиозности. Уверен, что будущие поколения будут уже со школы, с институтской скамьи знать и ценить его мысль. Он станет хрестоматиен.



Инша Аллах!

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

фанагория 10 Октября 2013г.
Ответить

читал.только его работы как и араби не для среднего ума(моего).мы сейчас на уровне времен екатерины 2.до уровня 100л давности нам еще далеко

Хасан 09 Октября 2013г.
Ответить

Нормальный мужик. Чего придираетесь? Образован, умен. Он похож на первых мусульман. Не то что нынешние, пустоту в голове чалмой прикрывают.

martat 08 Октября 2013г.
Ответить

его прикид не похож на мусульманина

фанагория 10 Октября 2013г.
Ответить

читал.только его работы как и араби не для среднего ума(моего).мы сейчас на уровне времен екатерины 2.до уровня 100л давности нам еще далеко

Хасан 09 Октября 2013г.
Ответить

Нормальный мужик. Чего придираетесь? Образован, умен. Он похож на первых мусульман. Не то что нынешние, пустоту в голове чалмой прикрывают.

martat 08 Октября 2013г.
Ответить

его прикид не похож на мусульманина

Яндекс.Метрика