Уральские имамы говорили о наболевшем и учились ораторству

Имамы Урала учились ораторскому искусству и миротворчеству

Имамы Урала учились ораторскому искусству и миротворчеству

Теги:





1
24 Февраля 2014г. (23 Раби ас-сани)
Второе по счету заседание «Школы имамов Свердловской области» – совместного образовательного проекта кафедры теологии Горного университета и Правительства региона – прошло в стенах вуза в конце минувшей недели. В нем приняли участие три десятка имамов Среднего Урала, представляющие мусульманские общины всех шести централизованных религиозных организаций, действующие в регионе.



Открыл заседание школы начальник управления по межнациональным отношениям Департамента по местному самоуправлению и межнациональным отношениям Правительства Свердловской области Григорий Иванович Вертегел. В своем выступлении он рассказал об образовании в структуре Правительства региона должности вице-премьера, который должен курировать развитие муниципалитетов, а также межнациональные и межконфессиональные отношения. После этого выступления, собравшиеся рассказали Г.И. Вертегелу о тех проблемах, которые волнуют мусульманское духовенство.



Чиновники
Чиновники



Во-первых, широкий резонанс вызывают спецоперации, которые проходят по пятницам с ноября прошлого года в мечетях региона. Напомним, подобные мероприятия прошли в мечетях г. Екатеринбурга, Первоуральска, Нижнего Тагила. В ряде мечетей была обнаружена литература, внесенная в список экстремистских материалов, возбуждены административные дела. Комментируя эти инциденты, представитель Правительства призвал имамов тщательно проверять мечетские и личные библиотеки, предложил представителям МРОМ «Просвещение» провести определенную работу со списком, исключив из него видеоматериалы и интернет ссылки, а оставив только книги. Таким образом, по мнению Г.И. Вертегела, со списком мусульманских материалов, число которых уже превышает 2000 наименований, станет легче работать всем имамам Свердловской области.



Во-вторых, имамы рассказали представителям правительства Свердловской области о следующих проблемах, с которыми сталкиваются мигранты-мусульмане. Мусульмане – торговцы с рыночного комплекса "Таганский ряд" еще два месяца назад обратились к муфтию Регионального ДУМ Свердловской области Равилю Мамлееву с просьбой повлиять на администрацию рынка в связи с тем, что та запрещает мусульманам совершать на своих рабочих местах пятикратную молитву. Муфтий написал соответствующее письмо, но в ответном письме администрации рынка было сказано, что вид молящихся мусульман вызывает негативную реакцию у покупателей. Как выяснилось из дальнейшего обсуждения эта проблема имеет давнюю предисторию. По словам имама Медной мечети им. аль-Бухари в г. Верхняя Пышма Айрата Мухаметзянова, еще пять лет назад мусульмане с этого рынка обращались к нему с просьбой содействовать организации на территории рыночного комплекса молитвенного дома, были проведены соответствующие переговоры, но они не дали результата. В свою очередь председатель ДУМ Свердловской области (Центральный муфтият) Николай Ашарин рассказал, что одна из общин его Духовного управления МРОМ "Вахдат" как раз была зарегистрирована в Железнодорожном районе Екатеринбурга в 2010 году, чтобы в перспективе получить земельный участок для строительства мечети близ этого рыночного комплекса, был даже подобран и согласован земельный участок, но Духовное управление утонуло в бесконечной переписке с разными ведомствами, одни из которых согласны, а другие не согласны со строительством мечети вблизи рынка.



Непростая ситуация сложилась и на другом рыночном комплексе – 4-й овощебазе. Там в течение нескольких лет успешно действовала большая молельная комната, находившаяся под духовным окормлением Медной мечети им. аль-Бухари, но в конце прошлого года из-за переделы сфер влияния между разными собственниками молельную комнату закрыли и теперь мусульманам, работающим на этом рынке, также негде совершать обязательные пятикратные молитвы. Подобная ситуация, по словам имамов, способна вызывать негативную реакцию у рядовых мусульман, потому что они не имеют возможности удовлетворить свои духовные потребности.



Продолжая разговор о религиозности мигрантов, сотрудники Горного университета познакомили присутствующих с результатами проведенного ими социологического опроса мигрантов из Средней Азии, согласно которым большинство опрошенных 56,8% – молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. Уровень религиозности мигрантов довольно высок: 63% опрошенных заявили о том, что соблюдают религиозные обряды. В то же время четверть опрошенных (24%) сообщили, что не соблюдают религиозные обряды. Однако соблюдение религиозных обрядов еще не означает полное соблюдение религиозных ритуалов: у себя на родине лишь четверть опрошенных ежедневно совершали намазы и по пятницам посещали мечеть. Еще четверть посещала мечети только во время крупных праздников, а 20% делали это еще реже. Что же касается религиозного поведения мигрантов в России, то доля тех, кто посещает мечеть, заметно меньше: лишь 9% продолжают посещать мечеть каждую неделю, 21% посещают мечеть только во время крупных праздников и 24% посещают ее очень редко. В полтора раза больше тех, кто не посещает мечеть в России вообще. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство опрошенных (57%) вообще не обращаются к мусульманским священнослужителям. Обращается лишь 1/3 опрошенных, включая 5% тех, кто обращается к неофициальным имамам своей национальности, 2% тех, кто обращается к официальным служителям местных мечетей и 23% тех, кто обращается и к тем, и к другим.



Хотя реально слушает пятничные проповеди только каждый десятый мигрант, каждый четвертый бывает там хотя бы несколько раз в год. В этих условиях очень важна роль имамов, как официальных, так и не официальных. Своим словом они способны повлиять на поведенческие установки каждого третьего мигранта.

«Главное, чтобы мигранты взаимодействовали с нашими имамами и перестали попадать в сети радикальных проповедников», – говорит начальник управления по межнациональным отношениям Департамента по местному самоуправлению и междунациональным отношениям Правительства Свердловской области Григорий Иванович Вертегел. По словам Григория Ивановича, проведение проповедей – наиболее эффективный метод профилактики экстремизма.



Поэтому завершилась школа мастер-классом по ораторскому мастерству для имамов. Проповеди, как и любое публичное выступление, подчиняются определенным нормам, о которых рассказали преподаватели Горного университета. Участники школы договорились, что подобные встречи будут проходить не менее одного раза в два месяца, потому что являются эффективной площадкой для общения представителей мусульманского сообщества и власти для обсуждения актуальных вопросов. Все проблемы, обозначенные в ходе этой встречи, представители регионального правительства "взяли на карандаш" и обещали принять меры к улучшению ситуации.



Имамы
Имамы

Автор: Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

SON 24 Февраля 2014г.
Ответить

Можно долго ходить вдоль да около «Исламских проблем,но панацеей от всех проблем является образование.Надо совершенствовать в России Исламское образование!

Яндекс.Метрика