Информационное
агентство России
16°C
24 сентября, 15:04

Региональная власть взялась за переформатирование тюменской уммы

muh
Региональная власть взялась за переформатирование тюменской уммы
Галимзян Бикмуллин 28 лет стоял у штурвала

Избранный три года назад пожизненным муфтием ДУМ Тюменской области Галимзян Бикмуллин, по всей видимости, не будет до конца жизни занимать должность лидера крупнейшей централизованной структуры региона, объединяющей 56 мусульманских организаций по состоянию на начало 2014 года. Хазрат написал заявление о сложении полномочий и на 15 мая назначен внеочередной съезд по избранию нового муфтия ДУМТО.

Уход Бикмуллина может повлечь и смену руководства в соборной мечети областного центра, имамом которой с 2000 года является Алишер Дедамирзаев, последний из имамов миграционной волны с Ферганской долины 1994 года; возможно, произойдет переформатирование всего правления духовного управления.

На прошлой неделе, на встрече с лидерами национальных объединений этнически мусульманских народов председатель областного комитета по делам национальностей Е.Воробьев сказал, что Бикмуллин сам написал заявление об уходе. В то же время муфтий через СМИ заявил, что власти «попросили» его сделать это. В кулуарах связывают недовольство чиновников и силовиков Бикмуллиным с тем, что ряд мечетей под его контролем якобы превратились в «салафитские» центры. Более 30 тюменцев ушли в Сирию воевать на стороне противников правительства Башара Асада, и многие из них уже сложили головы. В настоящее время суда по статье 359 УК РФ «Наемничество» ожидает один из бывших боевиков, кому удалось вернуться.

Бикмуллин был первым тюменцем в «Мир Арабе»Бикмуллин был первым тюменцем в «Мир Арабе»

По мнению одного из экспертов, хотя официальные лица в руководстве духовного управления не причастны к уходам в ряды сирийских группировок, продвигаемое ими направление (с упором на борьбу с неактуальным в 21 веке «многобожием-ширком» и «нововведениями-бидга») якобы косвенно способствует радикализации. Встав на заданный вектор, молодые максималисты далее сами ищут у окружающих признаки куфра, «проблемы с акыдой». Поэтому, считает собеседник, пожелавший не называть себя, следует сменить тон проповедей и систему обучения, и направить энергию на созидательную, социальную деятельность, расширить для молодежи границы ислама, вывести ее за рамки, сложившиеся под влиянием отдельных богословов-буквалистов прошлых столетий и привнесенные в Сибирь в последние два десятилетия. А сделать это при сложившейся расстановке сил в правлении ДУМТО, состоящем из саудовских выпускников и их единомышленников, весьма сложно, невозможно. Значит, должны прийти новые люди, получившие религиозное образование в вузах России, решили во власти, полагает эксперт.

Галимзян Бикмуллин не в первый раз стоит перед дилеммой. В предыдущие разы ему удавалось сохранить за собой бразды правления, но сегодня положение его стало особенно шатким: не поставлена точка в одном уголовном деле, возбужденном по факту нецелевого использования бюджетных средств, а на подходе другое аналогичное дело.

Галимзян-хазрат родом из деревни Казанка Нижнетавдинского района Тюменской области, основанной переселенцами из Казанской губернии в начале 20 века. Вырос в религиозной семье. Дед его был известным в округе муллой, за что его прозвали Суфи-бабаем.

В 1980 г., когда в области открылась первая мечеть (в Тобольске), Галимзян Бикмуллин работал таксистом в городском таксомоторном парке. В том же году, изучив опыт тоболяков, тюменские пенсионеры-мусульмане открыли молитвенный дом в Тюмени, на ул. Дорожная, и пригласили из Уфы муфтия Талгата Сафич Таджутдинов для официального утверждения мусульманской организации. В аэропорту главу ДУМЕС встречал и повез к общине Галимзян Бикмуллин на своей машине.

Талгат Сафич привез документы об организации тюменской и тобольской «Махаллей». На встрече с ним аксакалы договорились направить на учебу в медресе «Мир Араб» 28-летнего Галимзяна Бикмуллина.

В 1986 году Галимзян-хазрат окончил учебу в «Мир Арабе» в Бухаре и стал имамом тюменской мечети на ул.Дорожная, а затем главой Тюменского и Курганского мухтасибата ДУМЕС. В 1992 г. организация преобразовалась в отдельное Духовное управление мусульман Тюменской области во главе с муфтием Галимзяном Бикмуллиным, чему предшествовал раскол на сторонников ДУМЕС-ЦДУМ и приверженцев самостоятельного плавания.

В 1997 г. Бикмулин стал Баш-казыем (главным шариатским судьей) в системе ДУМ Азиатской части России. Духовное управление под его руководством выступило одним из учредителей ДУМАЧР, однако осенью 1999 г. по просьбе администрации тогдашнего губернатора Леонида Рокецкого Галимзян-хазрат организовал съезд ДУМТО по выходу из ДУМАЧР и вновь стал самостоятельным муфтием. Его инициативу поддержали не все правоверные области, в итоге единая структура разделилась на две – самостоятельное ДУМТО Г.Бикмуллина (около 60% общин области) и организация «азиатских» мусульман КУМТО (Казыятское управление) Ф.Гарифуллина (около 40% общин).

Духовное управление Галимзян-хазрата стало ежегодно получать бюджетные средства на развитие. Только с 2009 г. по 2012 г. на нужды ДУМТО (ремонтные, образовательные программы) было переведено из областной казны около 80 млн. рублей. Бывало, что над Бикмуллиным сгущались тучи, как правило, после выхода самиздатовских брошюр лидера местных суфиев. Кризис способствовал дальнейшему укреплению. Духовное управление прибавляло в процентном отношений за счет части «казыятских» приходов, переход которых из одной структуры в другую проходил не без участия административного ресурса. Обычно общины «сдавались без боя» и охотно меняли одну вывеску на другую, услышав размер помощи. Так из КУМТО в ДУМТО перебазировалось более десяти мусульманских организаций, и процентное соотношение составило 75% на 20%. Уверенную поступь нарушило сопротивление, оказанное общиной мечети д. Большие Акияры. Это была последняя попытка «собирания камней», и она стала, по мнению наблюдателей, точкой отчета, началом конца религиозной карьеры Бикмуллина.

Поскольку Галимзян-хазрат ранее охотно шел на просьбы перетянуть часть общин Тюменского казыята в свою структуру, и откликался на другие просьбы, то сегодня понятно его согласие (пусть и нехотя) написать заявление об уходе. Заявление муфтия об освобождении его от должности не вызвало волну протестов мусульманской общественности, недовольными оказались лишь ограниченное количество коллег и прихожан. Хазрат не пользуется особенной поддержкой татарских общественных лидеров, областной Национально-культурной автономии, и не в последнюю очередь за свои отрицательные взгляды на многовековые традиции проведения поминальных хатымов и почитания мазаров-астана (в отличие от других муфтиев «бухарского розлива»). В такой ситуации, возможно, что съезд 15 мая на самом деле поставит точку в его карьере, хотя нельзя исключать и подтверждения съездом предыдущего решения о пожизненном сроке на посту муфтия ДУМТО.

Как бы не разделились голоса, поскольку к съезду готовятся обе стороны, и противники и сторонники муфтия, Галимзян-хазрат уже вошел в историю ислама в Тюменской области, как первый муфтий, один из главных персон, создававших после советской разрухи исламскую инфраструктуру в регионе, строивший и открывавший первые мечети. Один из главных, но не единственный, ибо параллельно на исламском поле работали и другие (например, пенсионер, ветеран Айтмухамет Юсупов организовал строительство порядка десяти мечетей).

Сегодня, когда есть стены, нужно наполнить их позитивным содержанием. Необходим современный исламский образовательный центр, отвечающий российским реалиям, считает наш эксперт. И первые шаги к созданию в области такого образовательного центра уже делаются.

На пост нового муфтия прочат бывшего кадрового военного Зинната Садыкова, имама мечети села Каскара Тюменского района. В этом году он завершает учебу в Российском исламском университете г. Уфа.

Муфтий два десятилетия пользовался поддержкой должностных лицМуфтий два десятилетия пользовался поддержкой должностных лиц

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. alli20.05.2014 16:14

    Приятно когда ислам ни смотря ни на что разрастается, и то что даже в отдаленных уголках страны есть те кто следует пути Пророка (с.а.в)

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: