Исламисты Туниса: Мы - партия креатива

Рашид Ганнуши
Исламская партия «Ан-Нахда» примет участие в предстоящих президентских выборах в Тунисе. Об этом в интервью интернет-порталу «Репортеры» рассказал руководитель политической организации Рашид аль-Ганнуши. По словам политика, предпочтение партии будет отдано кандидату, не являющемуся ее членом.



– Недавно в интернете было опубликовано приписываемое вам послание, адресованное премьеру Турции Эрдогану, в котором вы подвергли острой критике организацию «Братья-мусульмане» в Египте, изложив его основные ошибки. Появление этой информации вызвало широкое обсуждение в интернете. Несмотря на то, что вы отмежевались от этого сообщения, все же остался важный вопрос: совершило ли египетское «Братство» роковые ошибки, приведшие к трагическим последствиям для организации?



– "Братья-мусульмане" действительно совершили целый ряд ошибок. Однако, с точки зрения демократических принципов, просчеты не исправляются посредством государственного переворота. Для этого существуют другие, более законные способы и средства, например, проведение очередных выборов. "Ихваны" стали жертвой несправедливости и беззакония. С моральной точки зрения они заслуживают не столько критики, сколько поддержки и содействия в восстановлении законных прав со стороны демократических сил во всем мире, поскольку они пришли к власти законным демократическим путем, а потеряли власть вследствие военного переворота. Поэтому их осуждение не соответствует ни моральным, ни политическим нормам.



– Считаете ли вы, что именно благодаря совершенным ошибкам, они оказались в нынешнем своем положении?



– Конечно, такой итог не является логическим следствием совершенных ошибок. Нынешнее время в Египте – время борьбы за демократию, а не капания в ошибках «Братьев», хотя, безусловно, просчеты и имели место быть.



– Массовый смертный приговор, вынесенный руководству организации «Братья-мусульмане» и их последователям в Египте, вызвал шквал критики со стороны международного сообщества и различных политических сил, в том числе светского и модернистского толка. Что вы думаете по поводу этих судебных решений?



– Это еще одно доказательство того, что перед нами режим не уверенный в себе, не способный поддержать баланс интересов, переживающий смуту и дестабилизацию, режим, находящийся в состоянии нестабильности. Вынести 1200 приговоров в течении часа или полутора… Даже мафиозные кланы не действуют таким образом.



–Можно ли сказать, что предстоящие в Египте выборы – это прощание с демократией?



– Все что построено на лжи, становится ложным. В Египте не существует атмосферы выборов. Происходящее в этой стране – низкопробный спектакль и дешевая постановка. Ситуация в Египте напоминает смеющегося, который ступает по трупам во время кровавой резни.



– Недавно вы высказывались, что Тунис, являясь членом ООН, готов принять любого политического беженца, преследуемого в своей стране. Касается ли это лидеров "Братьев-мусульман"?



– Я высказывал свою принципиальную позицию по этому вопросу. Она заключается в том, что любое демократическое государство обязано принять политических беженцев и обеспечить им безопасность на своей территории. И мы придерживаемся данной позиции. Однако, пока ни один член «Братства» не обращался к нам с просьбой о предоставлении политического убежища.



Стоит напомнить, что в 60-х годах, когда «Ихваны» подверглись гонению в Египте, тунисское правительство оказало им поддержку и выразило протест против смертного приговора Саиду Кутбу.



– Вы имеете в виду то, что тогдашний руководитель Туниса Бургиба был против гонений на египетских «Братьев»?



– Я имею в виду – то, что тунисцы не в первый раз проявляют сочувствие к жертвам репрессий. Поэтому все политические партии Туниса осудили и этот массовый смертный приговор, вынесенный недавно военным режимом (в Египте).



– Однако вернемся к ситуации в Тунисе. Партия «Ан-Нахда» выступала против закона, запрещающего участие в выборах представителей прежнего режима. Некоторые считают блокирование этого закона уместным, другие же напротив полагают, что партия «Ан-Нахда» предала завоевания революции. Вы действительно предали идеи и мучеников революции, помиловав представителей прежнего режима?



– Революция – это не казни, кровавые бойни и судилища. Революция – это национальное единство, общественная справедливость и политические свободы. Цель и предназначение любой революции заключается в том, чтобы свергнуть идола, а не устроить кровавую баню. Тунисский идол был низвергнут со свержением Бен Али. Вместе с ним была разрушена монополия правящей партии, закостенелые СМИ, вместе с ними ушли в прошлое сфабрикованные политические процессы и засилье спецслужб. После чего народ стал свободным. Это вовсе не означает, что если правящая "Конституционная партия" угнетала в прошлом партию «Ан-Нахда», то "Ан-Нахда", находящаяся у власти сегодня, должна таким же образом подвергнуть гонению конституционалистов.



– Столь великодушное отношение "Ан-Нахды" к тем, кто ещё вчера преследовал её сторонников, – это вынужденная политическая мера в свете предстоящих выборов, или же – результат ваших убеждений?



– Когда мы говорим о политическом великодушии, перед нами предстают два примера. Первый – из арабо-мусульманской истории. Второй – из истории Африки. Когда пророк Мухаммад победоносно вошел в Мекку, то обратился к своим врагам, которые изгнали его из родного города, со словами: «Идите с миром, вы все свободны!» Он не мстил им, не устраивал с ними разборок, и даже наделил некоторых важными управленческими должностями. Не будь у Пророка такого подхода, ислам никогда бы не распространился по миру и не достиг Северной Африки, а арабский полуостров погрузился бы в пучину гражданской войны.



Второй пример – это Нельсон Манделла в Южной Африке. Несмотря на все страдания, которые причинили ему расисты из «государства белых», в день победы над ними он не стал мстить и сводить счеты. Он милосердно простил всех своих врагов, амнистировал и проявил к ним благородство. Поэтому, сегодня ЮАР – одно из самых значимых государств на африканском континенте. Партия «Ан-Нахда» выбрала аналогичный путь.



– Кто будет выдвиженцем от партии «Ан-Нахда» на предстоящих президентских выборах?



– Эта особая тема. Партия «Ан-Нахда» сделало окончательно заявление о том, что выдвинет своего претендента на президентский пост.



– Это будет выдвиженец вашей партии?



– Возможно, партия «Ан-Нахда» поддержит стороннего, беспартийного кандидата, но в любом случае это будет наш выдвиженец.



– Как следует из ваших слов, «Ан-Нахда» выдвинет кандидата не из своей партии?



– Да, скорее всего, партия «Ан-Нахда» поддержит стороннего кандидата. Мы являемся творческой, креативной структурой, которая способна удивить своими нестандартными решениями и позицией. Пример тому – наш необычный выход из власти: ибо любая сила, победившая демократическим путем, не отдает власть иначе как посредством выборов или государственного переворота.



Мы не проигрывали выборов, и тем более, мы не становились жертвами переворота или революции, и, при этом, мы пришли к власти. Несмотря на это мы по своей воле ушли из власти, которая был у нас в руках, поскольку для нас важнее благополучие Туниса и процветание демократии в стране. На следующих выборах мы также проявим себя оригинальным способом.



– Почему вы настаиваете на объединении предстоящих парламентских и президентских выборов?



– Мы выступаем за объединение парламентских и президентских выборов, потому что этот путь является наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения договоренностей о сроках исполнения данных требований конституции. Также мы поддерживаем идею синхронизации выборов, потому что, во-первых, это проявление уважения к конституции, а во-вторых, это сэкономит 20 миллиардов динаров государственных средств. Люди пойдут к избирательным урнам два раза вместо трёх. Кроме того, по заявлению избирательной комиссии, такой подход является более оптимальным с точки зрения безопасности проведения выборов. Вдобавок к этому, явка на выборы будет больше.



Стоит учесть, что синхронизация выборов обеспечивает принцип равных возможностей кандидатов. Если мы сначала проведем президентские выборы, то партия, чей представитель станет президентом, будет обладать преимуществом перед другими политическими партиями при формировании парламента и правительства. Таким образом, одновременное проведение выборов позволяет реализоваться принципу равных возможностей.



– Имеет ли шансы партия «Ан-Нахда» на предстоящих выборах?



– Победа партии на выборах не является первостепенной задачей. Наша первоочередная цель – успешная избирательная кампания и проведение демократических, честных выборов с участием всех представителей гражданского общества, результаты которых получили бы всеобщее признание. Потом уже можно говорить о стремлении к победе. Однако, есть вещь более важное, чем наша победа – это победа демократического выбора.



Независимо от достигнутых результатов, мы выступаем за правительство национального единства, поскольку, как показывает опыт, груз политических конфликтов между правительственной партией и оппозицией довлеет над государством. И если бы мы не вышли из правительства, то все бы оказались погребенными под рухнувшим сводом.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика