Мусульмане Беларуси: Мусульмане – по вере, белорусы – по менталитету

Мечеть в городе Минск. Начало ХХ века.

Мечеть в городе Минск. Начало ХХ века.

Теги:



0
15 Декабря 2008г. (16 Зу-ль-хиджа)
Если верить легенде, в X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна.

Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях – на Виленщине и Минщине. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. Немалый вклад внесли татарские воины в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру, в общении перешли на белорусский язык, являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.



В начале XVII века в Речи Посполитой началось наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, появились ограничения в избирательном праве, строительстве мечетей и даже в быту. Именно тогда большинство татар были ассимилированы, утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в польские или литовские. Многие приняли католическую веру. К слову, в то время и православная вера подвергалась в Речи Посполитой настоящим гонениям: церкви закрывались, а православных насильно обращали в католичество.



Тем не менее многие татары остались верны религии своих предков. Кроме того, с самого начала среди приверженцев ислама в Беларуси стали появляться представители других национальностей. Сегодня среди тридцати тысяч исповедующих ислам в республике белорусских татар-мусульман чуть больше десяти тысяч, а остальные – это азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, курды, афганцы, турки, представители других национальностей. И хотя число исповедующих ислам в республике, по сравнению с другими конфессиями, невелико, в последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси, которая более шести веков исповедуется на этой земле.



Судьба Минской соборной мечети



В Беларуси нет значимых мусульманских ценностей, но мечети, в которых каждый верующий мусульманин может совершить религиозный обряд и встретиться с братьями по вере, есть во многих городах и селениях. Всего в Беларуси насчитывается 24 мусульманские общины – 23 суннитские и одна шиитская.



Первые мечети появились на территории Беларуси в XV–XVI веках. Одна из старейших в республике мечетей (постройка 1882 года) действует в городе Ивье на Гродненщине.



Драматична история главной мечети Беларуси в Минске, в северо-западной части которого татары компактно проживали еще с начала XVI века. Именно здесь в 1599 году по просьбе татарского старейшины Салимана была построена первая деревянная мечеть.

Ее убранство было скромным: женское и мужское отделения, высказывания из Корана на стенах, скамеечки для верующих. Минарета не было, и муэдзин созывал верующих, стоя на крыльце. В 1890 году Минское губернское правление разрешило построить на этом месте каменную соборную мечеть. Более десяти лет шел сбор средств, и в 1902 году было построено новое красивое здание с большим куполом и 32-метровым минаретом.



После революции над мечетью, как и над православными и католическими храмами, пронесся смерч воинствующего атеизма. С 1936 года мечеть была закрыта и служила продовольственной базой, в 1949 году здание передали под учебный центр, а в 1962 году мусульманский храм был и вовсе разрушен. И только через три десятилетия, когда в республике началось возрождение мусульманских общин, было принято решение о строительстве мечети в Минске. Свои услуги предложили турецкие специалисты, а из Саудовской Аравии прислали готовый проект. Но белорусские татары решили воспроизвести историческую минскую соборную мечеть. Эклектичную по стилю архитектуру старой мечети отличал местный колорит. Основой нового проекта послужила найденная в архиве дореволюционная фотография. Строительство величественного и самобытного храма началось на другом месте, в районе улиц Грибоедова и Татарской, однако вскоре из-за финансовых трудностей стройка превратилась в «долгострой».





Андрей БОБОК


(напечатано в сокращении)



“Народная газета”

Автор: Андрей БОБОК

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика