Жизнь и борьба Мухаммада Абдо

Мухаммад Абдо

Имам Мухаммад Абдо считается одним из наиболее ярких реформаторов-муджаддидов Нового времени. Он внес неоценимый вклад в возрождение национального самосознания арабского народа, изменение его ментальности, очищение народного сознания от многовекового налета, образовавшегося за время стагнации, косности и застоя, постигших исламский мир в целом. Абдо отвергал следование (таклид) поздним религиозным авторитетам и противопоставлял ему иджтихад, причем в весьма широком толковании. Он был абсолютно убежден, что возрождение иджтихада позволит мусульманскому праву идти в ногу со временем, оперативно и всесторонне реагировать на экономические, политические, культурные и пр. изменения, связанные с развитием общества. По его мнению, для каждого исторического периода необходима своя трактовка Корана, отвечающая условиям конкретного времени. Реформатор выдвигал тезис о величии человеческого разума, познаваемости мира и законов его развития. В политическом плане Абдо выступал за конфедерацию стран распространения ислама с последующим воссозданием халифата. По некоторым богословским вопросам он черпал сведения у Ибн Таймии, отдавая, в частности, безусловное предпочтение тексту Корана и хадисам. Абдо – автор одного из наиболее авторитетных современных тафсиров, «Рисаля ат-таухид» (»Послание единобожия»), а также исследований, посвященных реформам мусульманского права, системы образования и т.д.

Мухаммад Абдо родился в 1849 г. в семье туркмена и арабки. Известно, что его мать принадлежала к арабскому племени Бану Удай. Детство мальчика прошло в маленькой египетской деревушке под названием Махалля Наср в провинции Аль-Бахира. Там он начал обучаться грамоте в начальной школе у одного из местных шейхов.

Когда Мухаммад повзрослел, отец отправил его поступать в исламский колледж суфийского шейха Сайда Бадави при мечети «Ахмади» в городе Танта. К тому времени юноша уже полностью знал наизусть Священный Коран. Поступив в колледж, Абдо некоторое время исправно посещал лекции. Но вскоре ему наскучила старометодная учебная программа «Ахмади», построенная на заучивании и комментариях канонических текстов, лишенная инструментов совершенствования законодательства. Не проучившись и одного года, пятнадцатилетний юноша решает бросить учебное заведение и заняться сельским хозяйством. Однако отец, мечтавший дать сыну хорошее образование, отнесся к этому решению крайне негативно и в категорической форме потребовал у него продолжения учебы. Но с характерным для молодых людей упрямством Мухаммад оставил колледж, отправившись в близлежащее селение, в котором проживали его родственники.

Особое место в жизни Мухаммада принадлежало дяди его отца – суфийскому шейху, известному под именем Дервиш Худар. Шейх Дервиш был для юноши духовным наставником, образцом благочестия и нравственного совершенства. Будучи студентом «Ахмади», а позже «Аль-Азхара», Абдо каждые каникулы приезжал к шейху, общение с ним приносило юноше моральную поддержку, давало заряд бодрости духа и терпения, которые очень помогали ему в учебе. Старец находился под влиянием учения сануситов, которые выступали за возврат к чистоте веры, свойственной первым десятилетиям ислама, ее очищение от разного рода нововведений и искажений. Именно к шейху Дервишу отправился Мухаммад, покинув скучный колледж «Ахмади». Старику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить юношу продолжить образование, несмотря на проблему недостаточной развитости мусульманского законодательства. После этого Мухаммад Абдо по совету шейха вернулся в колледж и приступил к усердному изучению исламских наук, демонстрируя блестящие результаты в учебе, и вскоре сам стал наставником и шейхом для своих товарищей и студентов. Бывало, что какую-либо тему Мухаммад объяснял друзьям до ее изучения в рамках учебной программы, и зачастую делал это полнее и доходчивее преподавателей колледжа.

После окончания «Ахмади» Мухаммад Абдо в 1865 г. поступил в университет «Аль-Азхар», мечту каждого, кто желал получить фундаментальное исламское образование. Но в то время учебная программа знаменитого университета ограничивалась религиозными и смежными дисциплинами, такими как исламское право, хадисы, тафсир, арабский язык, риторика и др. В университете не велось преподавание математики, географии, биологии, химии и прочих «светских» дисциплин, что делало образование в нем отсталым и затрудняло понимание сути шариата.

Проучившись в «Аль-Азхаре» 12 лет, Абдо в 1877 г. получил докторскую степень исламского богословия и права. Но без «светских» знаний он не ощущал себя полноценным ученым. Ему запомнились слова, которые не уставал повторять старик Дервиш: «Настоящий мусульманский ученый должен быть всесторонне образованным человеком».

В этот период Мухаммад Абдо знакомится с математиком, философом, мусульманским богословом и политологом Хасаном Тавилем. Тавиль обладал сильным характером, и был известен тем, что не боялся сказать слово правды в лицо правителю. Его лекции, проникнутые идеями возрождения мусульманской цивилизации, отличались глубиной мысли и служили для Абдо дополнительным мотивом духовного и интеллектуального поиска. Именно в это время он встретил на своем пути Джамаледдина аль-Афгани.

Аль-Афгани был мусульманским просветителем, который всю свою неуемную энергию и высокий интеллектуальный потенциал направлял на то, чтобы пробудить мусульманскую умму «ото сна», преодолеть постигший ее общественно-политический кризис и вывести на путь устойчивого развития. С первой же встречи Абдо показался Джамаледдину аль-Афгани перспективным молодым человеком. Аль-Афгани отметил его порядочность, энергичный ум и готовность к самопожертвованию во имя идеи. Через посредство устаза аль-Афгани Мухаммад увидел ту сторону реальности, которая была скрыта от него во время обучения в «Аль-Азхаре». Общность цели и мышления сделали двух ученых не только соратниками, но и добрыми друзьями.

По окончании «Аль-Азхара» Мухаммад Абдо остался в нем на преподавательской работе. Параллельно он преподавал в Институте языков и Дар аль-улюм (Каирском университете), где читал курс по книге Ибн Халдуна «Мукаддима». Кроме того, Абдо писал острые статьи, которые публиковались в ряде периодических изданий Египта – чаще всего в главной газете страны «Аль-Ахрам».

Когда во главе Египта встал хедив (титул правителя Египта) Тауфик, возглавивший правительство Рияд-паша, решил сделать газету «Аль-вакаи аль-мисрия» (»Египетские события») рупором задуманных им реформ. Эту задачу он доверил Мухаммаду Абдо. Последний, взяв в свою «команду» известных интеллектуалов того времени – Саада Заглюля, Ибрахима Хальбави и шейха Мухаммада Халиля, создал в газете неофициальный редакционный отдел и стал главным редактором «Событий». За год работы на этой должности он превратил заурядную газету в трибуну исламского призыва и общественных преобразований.

За участие в антибританском восстании Ураби-паши Абдо был выслан из Египта. В 1883 г. шейх приезжает в Бейрут. Через год Джамаледдин аль-Афгани пригласил его к себе в Париж. Абдо принял приглашение своего учителя и отправился во Францию. В Европе Абдо и аль-Афгани начали издавать журнал «Аль-урват аль-вуска» (»Надежная опора»). Офис редакции журнала разместился в небольшом помещении на чердаке одного из парижских домов. Журнал не понравился французским властям, хотя имел антибританскую направленность, поскольку значительная часть публиковавшихся в нем материалов содержала призывы к борьбе с колониализмом. Издатели прилагали усилия для доставки номеров издания в разные регионы мусульманского мира. Англичанам в конечном итоге удалось подавить голос «Аль-урват аль-вуска»: издание закрылось через восемь месяцев после своего основания. За этот период в свет вышли 18 номеров журнала.


В 1885 г. Мухаммад возвращается в Бейрут разочарованным и подавленным. Восстание, с которым он связывал большие надежды, потерпело поражение; журнал, которому было отдано столько сил, закрылся; к тому же самый дорогой для Абдо человек – Джамаледдин аль-Афгани – был теперь далеко (после закрытия журнала он уехал в Иран).

Абдо пытается найти успокоение в творчестве и погружается в научную и преподавательскую работу. В этот период из под его пера выходят известные произведения: «Комментарии к курсу риторики» и «Бади аз-Заман аль-Хамадани». Параллельно шейх преподает шариат в нескольких мечетях Бейрута. Вскоре он получает предложение из Высшей султанской школы, где не только становится преподавателем единобожия, логики, риторики, истории и права, но проводит реформу учебной программы. В бейрутской газете «Самарат аль-фунун» публикуются его статьи, по духу похожие на те, что в свое время печатались в » Аль-вакаи аль-мисрия».

В 1889 г. Абдо возвращается в Египет, который к тому времени полностью контролировался англичанами. Ученый еще больше убеждается в необходимости реформ исламского образования, в частности, «Аль-Азхара», Министерства вакуфов, а также судебной реформы. Свою концепцию преобразований Абдо представляет генерал-губернатору, лорду Кромеру, который являлся фактическим руководителем Египта. Шейх Мухаммад хотел стать ректором Дар аль-улюм, однако у англичан и хедива были на него другие планы, Абдо был назначен судьей народного суда в Бенхе, затем в Эз-Заказике, а затем в Абидине. В 1895 г. он занял пост советника Апелляционного суда.

Будучи судьей, Мухаммад выучил французский язык, что позволило ему ознакомиться с французским законодательством и юридической литературой. Абдо переводит с французского на арабский несколько книг.

После смерти Тауфика в 1892 г. новым хедивом становится энергичный Аббас, сторонник борьбы за независимость. Абдо устанавливает с хедивом доверительные отношения и убеждает его в том, что развитие общественно-политических отношений в Египте диктует новые требования к системе образования, включая модернизацию учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры «Аль-Азхара», а также к реформе Министерства вакуфов и шариатской судебной системы. Результатом усилий реформатора становится указ о создании Административного совета «Аль-Азхара» во главе с шейхом Хасуной ан-Навави, в состав которого вошел Мухаммад Абдо. Отныне его заветная мечта – реформа крупнейшего центра исламской науки и образования – близка к воплощению.

В 1899 г. Абдо становится муфтием Египта. Со временем их отношения с хедивом начинают портиться – особенно после того, как муфтий отказался удовлетворить просьбу Аббаса обменять без доплаты принадлежащую хедиву землю на вакуфную. Взбешенный отказом хедив начал открытое преследование своего «обидчика». На муфтия полились потоки клеветы, а вокруг его фигуры начали плестись многочисленные интриги. Поток нападок на шейха достиг своей цели: нервы Абдо не выдержали, и он серьезно заболел. Врачи обнаружили у него рак. В 1905 г. имам подал в отставку с поста муфтия. Не оправившись от потрясений, мусульманский реформатор скончался 11 июля 1905 г, в возрасте пятидесяти шести лет. С его кончиной движение реформ в «Аль-Азхаре» приостановилось.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика