Информационное
агентство России
1°C
16 декабря, 00:50

Самая могучая империя черной Африки

art_dev
Самая могучая империя черной Африки
Империя Сонгаи в эпоху расцвета 1462-1591 гг. wikipedia.org

Слово «империя», употребленное по отношению к государству, лежащему в Африке – южнее пустыни Сахара, многим, наверняка, режет слух. Однако, как показывает история, подобные государственные образования существовали и там. В становлении одного из них решающую роль сыграл ислам. Ранее мы уже знакомили читателей Islamnews с Мали – могущественным и богатым мусульманским государством Западного Судана. Сейчас рассказ пойдет об историческом преемнике Мали – империи Сонгаи, которая являлась самой могущественной державой, когда-либо существовавшей в черной Африке.

Становление государства

Основой будущей империи стал небольшой город-государство Гао, историю которого, основываясь на древних преданиях, отсчитывают с 8 века. Махмуд Кати в «Тарих аль-Фатташ» (отметим, что данная работа – основной источник по истории сонгайского царства) приводит версию, что сам народ сонгаи происходит от потомков Йеменского царевича Сонгай бен Тараса и его супруги Сары бинт Вахб, отправившихся в эти далекие земли в изгнание. Именно от них, по мнению Кати, вела происхождение первая сонгайская династия Дья. Так же звучал тогда и титул принадлежавших к ней правителей. Эта династия держалась у власти почти 600 лет – примерно с 700-го по 1325-й год.

Ислам в эти края пришел в 11 веке, когда его в 1009 году н. э. принял Дья Косой. Мусульманами были половина правителей династии дья.

Обретение независимости

В начале своей истории государство сонгаев признавало себя вассалом Ганы, а с 13 века – стремившегося к расширению границ Мали. Известно, что при дворе малийского императора-мансы Мусы проживали два сына сонгайского царя Асибоя – Али Колен и Сулейман Нар. Оба они были храбрыми воинами и деятельными политиками. Все время своего пребывания при малийском дворе братья посвятили подготовке независимости сонгайского государства.

Благоприятный момент настал после смерти Мусы, когда Али и Сулейману удалось бежать. Посланный в погоню новым мансой Маганом малийский отряд был разгромлен братьями и их сторонниками.

После возвращения в Гао, старший брат – Али — стал правителем государства и основателем новой династии ши (сонни). Данное событие произошло примерно в 1325-м году. С приходом Али Колена к власти для Гао начался период подъема. По данным хроники «Тарих эс-Судан», его преемником стал брат и соратник — Сулейман Нар (Сельман-Нари).

Правители этой династии были мусульманами и способствовали развитию Ислама на подвластных им территориях. Все, кроме одного…

«Шайтан на троне» – Али Бер

Последний правитель династии сонни — Али Бер являл собой яркий образец прислужника сатаны. «Тарих аль-Фаташ» называет его так: «притеснитель, лжец, проклятый властный сонни Али».

Воспитанный матерью-анимисткой, и принявший Ислам лишь для видимости, этот человек всю свою жизнь посвятил кровавой борьбе против мусульман, их унижению и уничтожению. Арабские хронисты рассказывают, что он открыто пренебрегал пятью ежедневными молитвами, и если не забывал, то читал лишь некоторые — все сразу, вечером. Впрочем, иногда он ограничивался лишь прочтением названий молитв.

Была у Али и другая цель – постоянные завоевания новых территорий.

По «Тарих аль-Фатташ», сонни Али начал править в Сонгаи в 1464 — 1465 гг., и владычествовал 27 лет, 4 месяца и 15 дней. Большая часть этого времени прошла в военных походах и карательных экспедициях, от которых страдали как язычники – моси, так и мусульмане. К примеру, в 1469 году к государству Сонгаи был присоединен фактически, уже не контролировавшийся ослабевшим Мали город Тимбукту – центр мусульманского просвещения и распространения Ислама в Западной Африке.

По данным историка ас-Саади, преследования мусульман, и особенно ученых в этом городе продолжались аж до 1471 года! «Тарих эс-Судан» также рассказывает, что сонни Али преследовал «знатоков писания и благочестивых людей, позоря их жизнь, честь и помыслы».

Столь же роковым событием для местных мусульман явился и захват Али города Дженны, несмотря на то, что там не было столь жестоких притеснений мусульман. Во многом это обуславливалось военной доблестью жителей города, которая снискала уважение кровавого правителя сонгаев.

Сонни Али умер в октябре-ноябре 1492 г. Автор «Тарих аль-Фатташ» считает смерть ши Али возмездием, хотя и несколько запоздалым, жестокому царю, который властвовал так долго, что «люди потеряли всякую надежду увидеть тот день, когда это зло кончится».

Та же хроника рассказывает, что смерть правителя наступила вследствие молитвы благочестивого мусульманина, у которого он похитил дочь.

Мусульманское возрождение Сонгаи. Расцвет империи

После смерти сонни Али на сонгайском престоле сменилась династия – власть захватил Абу Абдаллах Мухаммад бин Абу Бакр, он же Мухаммад Тородо, принадлежавший к текрурскому клану Силла. Он основал новую династию аския. И, по традиции, так же стали называть и принадлежащих к ней правителей.

Мухаммад восстановил господство Ислама в сонгайском государстве, почитал и хорошо обращался с мусульманскими учеными, а Махмуд Кати, уже упомянутый нами автор «Тарих аль-Фатташ», служил у аскии в должности посла – к примеру, именно его миссия сыграла решающую роль в победе Мухаммада над своими противниками в междоусобицах.

Сам Махмуд Кати говорит о новом правителе Сонгаи, что «равного ему было не найти ни среди его предшественников, ни среди преемников».

Взаимоотношения аскии и мусульманских ученых характеризует приведенный в «Тарих аль-Фатташ» диалог сонгайского царя с кади (судьей) Томбукту, Махмудом бин Умаром, в ходе которого император не только изменил свое первоначальное решение о смещении судьи, но и публично раскаялся в своих мыслях.

Подобно легендарному малийскому мансе Мусе, Мухаммад совершил и паломничество в Мекку. И хотя его свита и взятые в путь сокровища значительно уступали тем, что были у Мусы, сонгайский аския произвел на мусульманский мир более чем достойное впечатление — в Мекке ему поднесли синий тюрбан, который окончательно узаконил его правление: он получил прозвище эль-Хадж, то есть царь, совершивший паломничество. Есть даже сведения о том, что Мухаммад получил также и почетные титулы имама и халифа, и стал, таким образом, амир-аль муминином, или «повелителем верующих».

Не прошел этот хадж незамеченным и на территории самого сонгайского государства – вернувшись, и впитав новые идеи, аския Мухаммад начал джихад (священную войну) против народа моси – язычников, являвшихся давним врагом и постоянным источником опасности для всех мусульманских государств региона. По сообщениям хроник, он взял так много пленных, что для них пришлось построить в Гао целый квартал.

Расширялась империя и в других направлениях, постепенно подчиняя себе вассалов все более слабевшего Мали, и окончательно становясь сильнейшем государством региона.

Впрочем, структура Сонгаи была крайне непрочной, и вновь присоединенные территории очень быстро стали отпадать…

Именно в период правления аскии Мухаммада, в 1513 г. Сонгаи посетил выдающийся историк и географ Лев Африканский. Он был в Томбукту, причем остался настолько поражен великолепием города, что посчитал его столицей ( на самом деле, столицей Сонгаи с древности и до упоминаемого времени оставался Гао).

«Удивительно, как много товаров привозят сюда ежедневно, как они дороги и прекрасны», — восхищался Лев Африканский. Упоминал он и о распространении знания в Томбукту: «Здесь много врачей, судей, священнослужителей и других ученых, содержание которых щедро оплачивается королем. Сюда привозят также различные рукописи и книги из Берберии, которые ценятся дороже других товаров».

Невероятной была и щедрость аскии – об этом сообщают многочисленные источники, в том числе «Тарих аль-Фатташ». По их данным, пожертвований императора удостаивались не только знатные, но и простые люди – что было непременным следствием достаточно развитой для столь непрочного государственного образования системы распределения закята.

Закат империи

После отстранения Мухаммада от власти его сыном Мусой, в государстве начались распри, которые в конечном итоге и привели к его гибели.

Уже в середине 16 века северные районы государства Сонгаи, богатые солью, стали предметом особого внимания марокканских соседей. Однако, до поры – до времени, попытки овладеть ими не были для султанов Марокко удачными, в особенности – из-за сложности пересечения крупными военными отрядами пустыни Сахары, разделявшей два государства.

Тем не менее, Сонгаи неуклонно шло к упадку. Даже правление аскии Дауда, известного не только своей предприимчивостью и политическим чутьем, но и богобоязненностью (в частности, аския выказывал крайнее уважение к мусульманским ученым и паломникам, возвращавшимся из хаджа, а также занимался восстановлением и строительством мечетей и других сооружений), вернувшего на время своей стране могущество, не изменило ситуацию. Уже ему — в 1578 году, пришлось выплачивать дань марроканцам – в размере 10 тысяч мискалей золотом. Впрочем, есть основания предполагать, что деньги пошли на благо Ислама – на борьбу против испанской экспансии.

После смерти аскии Дауда в 1582 году и вновь разгоревшейся междоусобной борьбы, престол Сонгаи занял в 1586 году Мухаммед Бани, которого родственники называли «самый глупый из всех потомков наших отцов», а затем не менее бездарный аския Исхак. Эти события оказались роковыми для Сонгаи.

Марроканский султан аль-Мансур нашел, наконец, способ разобраться с неуступчивым сонгайским государством – огнестрельное оружие. Теперь ему не требовалось большой армии – для завоевания империи вполне достаточно было и небольшого отряда с ружьями и пушками. Бездарная же дипломатическая политика аскии Исхака, который сам начал военный конфликт, окончательно развязала руки султану Марокко. Всего лишь трехтысячная армия принявшего Ислам испанца Джудара-паши пересекла Сахару, и 12 марта 1591 г. в Тандикондибугу, близ Тондиби (в 45 км к северу от Гао), нанесла сокрушительное поражение пятикратно превосходившему ее войску аскии Исхака. Находившиеся на вооружении марокканцев ружья и артиллерийские орудия решили исход сражения. А вскоре Исхак отрекся от престола.

Последовавший за этим период марионеточных аский и фактического раскола страны положил конец существованию самой могучей империи черной Африки.

Библиография.

1. Лев Африканский. Африка — третья часть света. — Л., Наука. 1983.
2. Ислам в Западной Африке — М., 1998.
3. История стран Азии и Африки: краткий курс лекций // http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=8607&p_page=10
4. Кобищанов Ю. М. История распространения Ислама в Африке — М., 1987.
5. Сонгаи // http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=bse&page=showid&id=66676
6. Цивилизации долины Нигера: Легенды и золото. Часть 3 – Сонгай // http://www.geografia.ru/NIGER-3.html
7. The story of Africa // http://www.bbc.co.uk/worldservice/specials/1624_story_of_africa/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: