Французские компании "отводят место для Аллаха"

Молитвенная комната в зоне ожидания для таксистов в парижском аэропорту Руасси - Шарль де Голль

Молитвенная комната в зоне ожидания для таксистов в парижском аэропорту Руасси - Шарль де Голль

Теги:

0
11 Ноября 2009г. (23 Зу-ль-када)
Треть французских компаний заявила, что им приходится считаться с такими требованиями своих служащих, как право носить хиджаб, отмечать религиозные праздники и молиться на работе.



"Мусульманские праздники – это просто сплошная головная боль, – говорит управляющий одной из транспортных компаний. – Половина водителей автобусов мусульмане. И когда все они просят выходной в этот день, как тут обеспечить полноценное обслуживание?"



Чтобы избежать подобных затруднительных ситуаций, в некоторых компаниях руководству стали раздавать календари с указанием всех религиозных праздников ( из которых мусульманских, кстати, всего два). В других же упорно не желают мириться с "отсутствием на рабочем месте по религиозно причине".



"Каждая компания отводит какое-то место для Аллаха, – говорит антрополог Дуниа Бузар, автор довольно объемной книги "Есть ли Аллаху место на работе" (Allah a-t-il sa place dans l'entreprise?) – Если сотрудников-мусульман много, они устанавливают нормы, а так кто во что горазд".



В процессе работы над книгой Бузар встретилась с огромным количеством менеджеров, работающих в самых различных областях предпринимательства – торговле, сфере услуг, строительстве… "Можно ли уволить сотрудницу, которая вдруг начнет носить хиджаб?" – такой вопрос задавали ей многие руководители. Или же: "Следует ли считать главные исламские праздники выходными?"



Специально для таких руководителей Организация по борьбе против дискриминации и за равенство (La Haute Autorité de lutte contre les discriminations et pour l’égalité, HALDE) опубликовала в марте этого года несколько полезных советов. Суть их сводится к тому, что религиозные требования можно не удовлетворить только тогда, когда они во вред работе. Любые правила внутреннего распорядка, например, запрещающие ношение хиджаба, могут быть аннулированы решением суда, если нет весомой причины.



Многие менеджеры выражают опасение, что чем больше они будут мириться с религиозными требованиями, тем больше станут требовать их верующие подчиненные, пишет французская газета "Фигаро".



Как ни странно, меньше всего возражений и недовольства, несмотря на всю свою явную религиозность, вызывает в деловом мире мусульманский месяц поста Рамадан. Вероятно, именно потому, что это сильно напоминает культурную традицию, работодатели часто идут подчиненным навстречу, считает Дуниа Бузар. Так, в строительной отрасли, чтобы избежать несчастных случаев, поскольку голодный человек, очевидно, слабее, для соблюдающих пост сотрудников устанавливают особые часы работы. В сфере розничной торговли обеденный перерыв устраивают не днем, а вечером, когда приходит время разговляться.



А вот к молитве на рабочем месте отношение далеко не столь терпимое. Часто это воспринимается даже как прозелитизм – попытка обращения в свою веру. "Место молитвы дома", – упорно твердило большинство респондентов. "Даже и речи быть не может, чтобы кто-то молился, пока другие работают", – заявил один руководитель. В другой фирме сотрудница поинтересовалась, почему одним разрешают молиться, а других не отпускают забрать ребенка из детского сада. Тем не менее, большие компании обычно устраивают молельные комнаты.



Труднее всего дело обстоит с женскими головными платками – хиджабами. Очень многие компании хотели бы запретить их носить, за исключением, разве что, самых низших должностей. Однако закон, опирающийся на "критерии общего права", оказался в этом случае на стороне мусульман. "Нельзя запретить ношение платка только на основании того, что сотруднице приходится общаться с клиентами, – подчеркивает французский антрополог. – Необходимо доказать, что это нарушает правила техники безопасности, задевает чувства и убеждения окружающих, снижает работоспособность или наносит ущерб коммерческим интересам".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика