Информационное
агентство России
13°C
23 сентября, 19:36

Андреас Гросс: В Швейцарии знатоки ислама не имели возможности высказаться

art_dev
Андреас Гросс: В Швейцарии знатоки ислама не имели возможности высказаться
Национальный советник, член Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреас Гросс

Неделю спустя после принятия на референдуме запрета на строительство минаретов в Швейцарии национальный советник, член Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреас Гросс говорит о недостатках системы публичных дебатов, в ходе которых мусульмане не смогли получить к ним доступ, об успешной интеграции мусульман в швейцарское общество и о манипуляции националистов общественным мнением.

— Как Вы можете объяснить принятие запрета на строительство минаретов 29 ноября?

Андреас Гросс: Большинство граждан восприняли эту инициативу как возможность высказать свое мнение об исламе. Не о тех мусульманах, что уже давно живут в Швейцарии, а об исламе, что они видят по телевидению, и о жестокости исламистов Афганистана, Ирана и Саудовской Аравии. Как и большая часть европейцев, многие швейцарцы – мужчины и особенно женщины – боятся этих людей и их законов шариата.

Проблема заключается в том, что этот страх не имеет ничего общего со строительством минаретов. В опубликованной незадолго до референдума книге я рассказал, что эта инициатива идет вразрез со свободой вероисповедания и таким образом несовместима с Европейской конвенцией по правам человека. Я подчеркнул, что она должна остаться лишь на бумаге даже в случае принятия швейцарским народом и кантонами, так как ее применение приведет к неизбежному вмешательству Европейского суда по правам человека. Вот почему я был среди тех депутатов, которые заявляли о ее недействительности и выступали против проведения референдума.

— О чем говорят результаты голосования?

— Они отразили множество чувств, и прежде всего страх перед всем чужим и неизвестным. Выявили они и недостатки системы публичных дебатов, в ходе которых знатоки ислама не получили в полной мере возможности высказаться. Страх большинства граждан объясняется в первую очередь не самим исламом, а нынешними социально-экономическими условиями и вызванным кризисом чувством беспомощности. Националисты из Швейцарской народной партии беззастенчиво пользуются этими страхами, используют их и манипулируют ими. Так же действуют и другие европейские неоконсервативные партии.

— Существуют ли в Швейцарии, как в остальной части Европы, проблемы с мусульманским меньшинством и исламом в целом?

— 340 000 швейцарских мусульман смогли сравнительно успешно стать частью нашего общества. Франции остается только завидовать, хоть число исповедующих ислам там и гораздо больше. В большинстве случаев, эти приехавшие из Турции и балканских стран мусульмане относятся к религии так же, как и швейцарские христиане. Они воспринимают ее несколько отстраненно и полностью признают верховенство Конституции. Тем не менее, слишком много швейцарцев формируют свое мнение об исламе на основании того, что они видят по телевидению, а не тех мусульман, которых ежедневно встречают на улицах.

— Какой урок должны извлечь из референдума правительство и парламент? Нужно ли реформировать швейцарскую прямую демократию?

— Ни Федеральный совет, ни парламент, ни партии, ни даже СМИ не смогли достойно справиться со своими задачами. Но проблема заключается не в созданном в эпоху Французской революции принципе прямой демократии. Это очень современная система, и я уверен, что большинство французов хотели бы, чтобы политическая власть на самом деле считалась с мнением народа при изменении законов и Конституции.

Тем не менее, голосование показало, что у нынешней системы нет прочного основания. Государство не вложило достаточно средств в публичные дебаты, от которых в первую очередь зависит качество референдума. Партии, депутаты и отчасти СМИ не обладают необходимыми возможностями для того, чтобы предоставить общественному мнению полную информацию и объяснить ему истинное положение вещей. Нужно также обеспечить независимое и прозрачное финансирование политических партий, которые зачастую слишком сильно зависят от желаний частного сектора и лоббистов.

По историческим причинам Швейцария еще не воспринимает демократию и права человека как единое целое, несмотря на тот факт, что они на самом деле неразделимы. Слишком много людей в стране считают прямую демократию привилегией швейцарского гражданства, а не неотъемлемым правом каждого человека. Швейцария стала сегодня свидетелем так называемой тирании большинства. Голосование 29 ноября должно привести к усилению роли прямой демократии без ущерба для прав человека. Мы должны сами укрепить наше конституционное право, а не оставлять эту задачу Европейскому суду по правам человека.

— Появилось ли у швейцарцев чувство изоляции после внешних нападок на их налоговую систему и принцип банковской тайны?

— Швейцария еще никогда не была столь близка к Евросоюзу в своих законах и одновременно столь далека от него по складу ума. Швейцарцы без посторонней помощи пережили три войны в период с 1871 по 1945 год, и это создало особый менталитет, людей, уверенных в том, что Швейцарии лучше быть одной. Такой устаревший менталитет не мешал, тем не менее, активному экономическому партнерству со всем миром и просуществовал до конца холодной войны. И страна просто неспособна от него избавиться всего за несколько лет. Сейчас Швейцария идет по пути такого изменения, которое хоть со значительными отступлениями (как это показал референдум 29 ноября), но все же движется вперед. Это изменение потребует значительных усилий, ведь речь идет не о том, чтобы пожертвовать современными демократическими правами граждан, а о том, чтобы подвести под них новое основание.

— Швейцария по-прежнему считает себя многокультурной страной?

— С 1848 года Швейцария представляет собой многонациональное государство, основанное на многокультурном обществе. Несмотря на такие различия, швейцарцы предпочитают держаться вместе, так как раз в четыре месяца у них появляется повод об этом поспорить. Для того, чтобы это продолжалось, с новыми людьми и культурами, необходима эволюция демократических институтов путем законодательных и конституционных реформ. Но все требует денег. Демократия не падает с неба даже в Швейцарии.

Иносми.ру

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. Темирлан08.12.2009 20:55

    В этом-то и вся проблема! Своё мнение об исламе и мусульманах европейцы выстраивают не по личному опыту общения (с истинными мусульманами, а не просто этническими), а под влиянием средств массовой информации, которые изначально любыми доступными им способами стараются очернить ислам, показать его страшным, воинственным и нетерпимым, при этом опуская и умалчиваю о его истинности, тем самым, вызывая в людях страх только при одном упоминании ислама, где бы то ни было.
    Имея возможность влиять на сознание общества через СМИ — можно управлять этим обществом.

  2. dana10.12.2009 21:51

    Темирлан, уж в Европе есть возможность лично узнать что такое есть мусульмане — их там немало. не надо рисовать европейцев, тех же швейцарцев жертвами сми

    зачем звать знатоков ислама? можно просто посмотреть как мулсуьмане относятся к немусульманам в своих странах. и сделать выводы. вы хотите сказать что ислам терпим

    интересно как по-вашему в сми должны освещать истинность ислама? это уже будут происламские сми, вообще-то. их тоже предостаточно в Европе, никто не запрещает. но почему мусульмане должны обращаться к таким субьекитивным источникам

  3. Темирлан11.12.2009 2:58

    dana, Вы сейчас говорите за всю Европу? Если не забыли, проголосовавших за запрет строительства минаретов было не на много больше, а именно 57,5%, а тех, кто отдал голос ЗА 42,5%. Причём швейцарцы — это не мерило мнения ЕС в целом, та же Австрия ЗА минареты. И здесь надо понимать, что это скорее политическая победа правой партии, которая нуждалась в ней для укрепления своих позиций. Жертвы СМИ, dana, в той или иной степени, есть везде, где есть это самоё СМИ.
    А как они к ним относятся? Приведете пример, только реальный, с реальными мусульманами, а не просто этническими, живущими не по исламу. Я, в свою очередь, могу привести цитату из недавнего интервью Максима Шевченко для радио Эхо Москвы "Я бываю в Армении, мы беседуем там с высокопоставленными чиновниками, которые говорят открыто: мы являемся союзниками Ирана, ни при каком варианте Армения не поддержит санкций против Ирана, что Иран гораздо ближе Армении, чем Россия, что нигде в мире армяне не живут так хорошо, как в Иране, поэтому наоборот — Армения строит в Иран железную дорогу." И больше могу сказать, но это скорее для rusionist, в Иране и евреи себя оч хорошо чувствуют и не хотят переезжать ни в какой "израиль".
    И с каких это пор, dana, говорить правду стало пропагандой?!

  4. sergej11.12.2009 8:57

    Конечно, европейцы и пользуются СМИ, и смотрят на пример реальных мусульман, живущих рядом. Здесь можно задать два вопроса: все ли правда, что говорят по тв, пишут в "Бильд" и "Фигаро"? И всегда ли мусульмане подают хороший пример? На тв и прессу мы повлиять не можем. Но второе — полностью в наших руках.

  5. Rafael11.12.2009 15:57

    dana вам наверное еще не исполнилось 18, раз вы так размышляете?! Толерантные люди проявляют толерантность, а не обсуждают ее, это относится и к европейцам, и к мусульманам, И К ВАМ ЛИЧНО!!

  6. Alexey11.12.2009 16:41
    _QUOTE
    dana

    …зачем звать знатоков ислама? можно просто посмотреть как мулсуьмане относятся к немусульманам в своих странах. и сделать выводы. вы хотите сказать что ислам терпим…

    Уважаемая dana, на мой взгляд, Вы допускаете очень существенную аналитическую ошибку! Во-первых, не корректно по данной группе людей делать обобщение, ибо обычаи у тех же татар, кавказцев, уйгуров, арабов и т.д. разные, хотя многие из них мусульмане! Понимаете тонкость? Проще говоря, Вы говорите о нерепрезентативной выборке, результаты которой нельзя генерализировать! Во-вторых, Ваши данные нужно проверять, насколько они валидны? На самом деле, какое количество в процентном соотношении мусульман-мигрантов в Европе негативно относятся к коренным жителям? Ибо в СМИ очень много лжи, заказных статеек… Поэтому, нужно уметь отделять реальные факты от вымыслов, да и факты можно представить по разному… Например, есть факт, что палестинец вел перестрелку с израильскими военными. Но, этот факт можно показать различно, в одном случае можно говорить, что этот палестинец был террористом, а в другом случае можно говорить, что он защищал свою семью от израильских военных. Понимаете разницу? Факт один, но представлен по разному, а это и на осмысление, и на оценку всего этого события влияет по разному… В третьих, Вы пытаетесь все свести к Исламу, не учитывая другие факторы… , такие, что многие мусульмане-мигранты малограмотные, имеющие низкое социальное положение, ощущающие себя второсортными и т.п., а это и на отношение к коренному населению влияет. Если арабу мусульманину-мигранту будут попадаться коренные жители, которые его будут оскорблять, называть чуркой, чернотой и т.п. То, какое впечатление сложится у этого араба о коренных жителях? Он будет испытывать к ним уважение? Поэтому, советую всем задумать над очень мудрыми словами Конфуция:"Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой". В-четвертых, не нужно смешивать Ислам с проблемами миграции, ибо миграция – это уже совсем другая тема разговора… Ну и в-пятых, когда коренное население ощущает, что их поглощает иная культура, иные ценности, да еще когда в СМИ пропагандируют, что эта культура несет в себе огромную опасная, то разумеется будет возникать противостояние… НО, и это опять не нужно смешивать с Исламом, ибо говоря о поглощении одной системы ценностей другой системой ценностей, нужно понимать, что можно говорить о китайцах, евреях, буддистах, иудеях и вообще людей иной религии, национальности и культуры… Поэтому, Ислам в этом смысле можно сравнить с временной переменной… Я могу в легкую утверждать, что Китай хочет поглотить Россию на Дальнем Востоке! И где тут Ислам? Поэтому, нужно в себе развивать аналитическое мышление, многие проблемы и явления очень сложные, они многофакторный… Если Вы скажите, что палестино-израильский конфликт связан с Исламом и мусульманами, ТО, ВЫ ОЧЕНЬ СИЛЬНО БУДИТЕ ЗАБЛУЖДАТЬСЯ… Так как причина кроется далеко не в Исламе… а в ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ и др. аспектах…

  7. Galgari11.12.2009 18:00

    В Швейцарии очень много националистов это слова моих Швейцарских друзей.

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: