Многие мусульмане, живущие в Дании, женятся, разводятся, и решают многие возникающие в повседневной жизни проблемы в соответствии с системой исламских юридических и правовых норм – шариатом. Законодательству страны следует учитывать этот факт, считают три профессора права и ислама – авторы новой книги, посвященной отношению к шариату в Европе.
«Дело касается основных принципов правосудия. Если не проявлять определенную гибкость в некоторых случаях, принимая во внимание также культуру, религию и традиции людей – в том числе и элементы шариата – некоторые члены общества оказываются лишены равного доступа к системе правосудия», – говорит профессор ислама из Копенгагенского университета Йорген С. Нильсен.
В качестве примера он приводит тот факт, что многие мусульмане женятся только исламским браком, который не признают никакие официальные учреждения страны. Если женщина, состоящая в таком браке, захочет развестись, она не сможет рассчитывать ни на какую помощь властей.
Суды должны относиться к таким случаям как и к любым другим формам партнерства, считает профессор Нильсен, и рассматривать дело о разводе в обычной манере. Иначе они просто санкционируют угнетение женщины, что в корне противоречит основным принципам датского общества.
Возникает вопрос: если датский закон не признает ее брак, что мешает ей просто уйти от мужа? Но тут вступают в игру культурные аспекты. Если женщина просто уйдет от мужа, она рискует подвергнуться остракизму и лишиться своего места в обществе. И что еще важнее, вероятно, она не сможет найти другого мужа в своей общине, поскольку все еще будет считаться замужем, объясняет профессор.
Датская правовая система может также больше принимать во внимание культурные и религиозные различия в сфере компенсаций, считает он. Например, если мужчина обвиняет жену, что на момент вступления в брак она не была девственницей, это является большим оскорблением для мусульманки, чем для принадлежащей к христианской культуре датчанки. И такие моменты необходимо учитывать при рассмотрении дел о компенсации за клевету, считает Нильсен. Вообще, по мнению ученого, правовой системе необходима гибкость именно в области семейного законодательства.
Но это вовсе не значит, что шариат будет принят в Дании как система, или что в стране появятся специальные мусульманские суды, пишет
«Kristeligt-Dagblad». Культурные и религиозные особенности профессор предлагает принимать во внимание в рамках существующей правовой системы. С ним согласны профессор юридической культуры Копенгагенского университета Ханне Петерсен и профессор религии, закона и общества Университета Роскильде, а также Церкви и религиозного закона Копенгагенского университета Лисбет Кристофферсон.
«Мы вовсе не собираемся вводить шариатскую систему наказаний с забиванием камнями. Но нельзя игнорировать тот факт, что есть люди, которых почти не касается датская правовая система, которые живут по правилам и нормам, выведенным из шариата, – говорит Лисбет Кристофферсен. – Мы не признаем эти параллельные правовые системы, но в то же время мы не можем заставить людей отказаться жить по этим нормам и правилам. Следовательно, я выступаю за срединное решение, за попытки как-то увязать их, но только в тех сферах, где это не вступает в конфликт с действующим законодательством Дании. Если мы этого не сделаем, мы лишим некоторую часть общества основных прав».
Ответить
Ага, только светский развод ни к чему не обязывает мужа-мусульманина. Об этом они не подумали? Пусть община занимается своими делами, в частности, женит и разводит, делит имущество и все такое. Это их проблемы. Если есть желание, можно пойти и заключить гражданский брак - дело минутное и шариату не противоречит. Тогда брак попадает под защиту светского закона. А сказав "А", придешь к побиванию камнями. Законы страны превалируют, а в общине - что хотите. Есть пример - иудейские общины по всему миру. Подчиняются законам государства и живут по своим. Немаловажно, что они не давят, поэто...
Читать дальше