Женское лицо уральской миграции

Лариса Спехова

Когда говорят о мигрантах, сразу же возникает образ мужчины в оранжевом жилете, который строит жилой дом либо подметает улицу. А вот женский образ миграции в общественном сознании развит довольно слабо. Между тем согласно прошлогодним данным МВД РФ, число иммигрантов, приезжающих в Россию, достигает 7 миллионов человек. Из них приблизительно 30 процентов – женщины. Они работают в сфере клининга, общественного питания, торговли, легкой промышленности. Вот уже полгода в Екатеринбурге работает пункт помощи женщинам-иммигранткам «Фемина», открытый на базе общественной организации «Форум женщин Уральского федерального округа». Всем обращающимся сюда оказывается бесплатная консультативная, юридическая и психологическая помощь. Всего таких пунктов в России семь. Их работа стала возможной благодаря гранту Европейского Союза. Как показал опыт Екатеринбурга, такие пункты помощи оказались очень востребованы, телефон в «Фемине» не умолкает ни на минуту, десяткам женщин, обратившихся в пункт помощи со своими проблемами, помогли их решить. О работе пункта помощи «Фемина», о женском лице миграции нам рассказала исполнительный директор МОО «Форум женщин УрФО» Лариса Спехова.


- Лариса Аркадьевна, можете ли вы сказать, сколько женщин обратилось к вам за помощью за прошедшие шесть месяцев с начала вашей работы?


- Статистику мы не ведем, это не является нашей задачей. Главное, чтобы мы сумели чем-то помочь обращающимся к нам женщинам. Могу сказать только, что за это время их было очень и очень много. С различными вопросами к нам обращались выходцы из Узбекистана, Киргизии, Украины, Армении и Казахстана, часто обращаются и россиянки. Наши волонтеры – психологи, консультанты, женщины с активной жизненной позицией – стараются найти подход к каждой обратившейся к нам женщине, узнать о ее проблемах и помочь в их решении.

- Вроде бы ваш пункт помощи «Фемина» направлен только на женщин-иммигранток?

- Не только на них, российская программа, в рамках которой реализуется этот проект направлена на «усиление роли женщин-иммигранток и женщин этнических меньшинств для преодоления дискриминации». Поэтому мы оказываем помощь и представительницам национальных меньшинств России. Например, к нам с различными вопросами обращались татары. Но на практике мы помогаем всем. Например, люди из области видят объявления в бегущей строке, звонят и говорят: «Вы мигрантам помогаете, а почему нам, россиянам, не помогаете?» и просят помочь найти работу в Екатеринбурге, т.к. в области наблюдается недостаток рабочих мест. Или звонят, жалуются: «Муж ребенка отобрал, что делать?» И мы никому не отказываем, чем можем, помогаем.

- С какими вопросами к вам чаще всего обращаются женщины-иммигрантки?


- В основном, это та же проблема трудоустройства. Дело в том, что в 2010 г. разрешение на работу может получить только тот мигрант, у которого заключен трудовой договор с работодателем, имеющим квоту на рабочую силу. Т.е. возникает проблема поиска работы и оформления легального статуса пребывания на территории России. В этой связи мы оказываем консультационную помощь тем женщинам, которые к нам обращаются, показываем список предприятий, имеющих квоту на этот год. Также обращаются по вопросам легализации своего пребывания на территории области. Например, у человека частично собраны документы для получения гражданства или 3-х годичного вида на жительство, когда мы начинаем разбираться конкретно по срокам, то получается, что у человека осталось буквально два дня, чтобы срочно где-то зарегистрироваться, иначе все собранные им документы утратят свою силу. Если женщина-иммигрантка оказывается на нелегальном положении, это чревато тем, что ее будет эксплуатировать нечестный работодатель, не будет платить ей зарплату, заставлять работать сутки на пролет. Мы направляем их в соответствующие юридические службы, где при нашей поддержке они решают свои проблемы. Очень часто обращаются жители Казахстана за получением российского гражданства. Они этнические русские, но родились и выросли в Казахстане, они не хотят получать казахский паспорт, т.к. жалуются на низкий уровень жизни, на притеснения по национальному признаку, на отсутствие работы. Бывает и наоборот, обратилась к нам одна женщина из Армении, у нее до сих пор паспорт СССР, она желает выехать на родину, но не может этого сделать, т.к. и сама не имеет действующего паспорта, и ее пятнадцатилетняя дочь не имеет никакого документа. Иногда люди звонят в слезах и истерике, мы пытаемся их успокоить, если не получается, советуем обратиться сначала в службу экстренной психологической помощи, позвонить по телефону доверия.

- Получается, помимо собственной помощи, вы выступаете еще и своеобразным «справочным столом», помогаете людям найти место, где конкретные специалисты помогут решить их конкретную проблему?

- Да, именно так. Если мы не в состоянии решить проблему самостоятельно, то даем человеку адреса организаций, которые должны ему помочь, «ведем» человека по инстанциям, договариваемся о встречах, курируем его до получения конкретного результата.




- Кто такие женщины-иммигрантки, приезжающие на Урал? Можете ли вы составить некий коллективный портрет?

- По данным статистики, на Урал приезжают в основном мигранты из Центральной Азии. Около 10% из них – женщины. Иммигрантки из этого региона делятся на два типа – работающие и неработающие. Первые в основном из Казахстана и Киргизии, вторые из Узбекистана и Таджикистана, они находятся при мужьях. Но и те, и другие с недоверием относятся к властям, к каким-то организациям, занимающимися миграционными проблемами, боятся, что их обманут, заберут деньги. Этот страх, скромность, признание главенствующей роли мужчины характерны для восточного менталитета. Нередко к нам своих жен приводят мужья-мигранты, предварительно они звонят и подробно выспрашивают, чем мы занимаемся. С другой стороны, сюда, на Урал, приезжают самые активные женщины, которые стремятся заработать денег для семьи. Есть мнение, что женщины – слабый пол, но женщины психологически сильнее и быстрее адаптируются, чем мужчины. Восточный мужчина не сможет пойти и попросить что-то из-за чувства гордости, стыда, а женщина говорит: «я глаза опущу и прошу, стыдно, неудобно, а что делать? Ради детей…». Женщинам приходится тут нелегко, не только в плане работы и жизни. Даже вся миграционная инфраструктура ориентирована на мужчин-мигрантов. Я звоню в миграционное общежитие в пос.Кольцово, пытаюсь пристроить туда женщину-иммигрантку, а мне женщина-комендант отвечает: «Как это женщину, у нас общежитие для мужчин, они тут беспорядки устраивать будут». Позвольте, там же не написано «мужское общежитие для мигрантов», сказано «общежитие для мигрантов» без разделения по половому признаку. И какие беспорядки будут устраивать женщины? Обычно их устраивают мужчины. Точно также и в социальных учреждениях, ориентированных на граждан России, до этого года переночевать в ночлежке на ул. Машинной, 9а могли только мужчины. Так что наш пункт помощи «Фемина» оказался очень своевременным учреждением, ориентированным именно на женщин. Надеемся, что как можно больше женщин-иммигранток узнают о пунктах помощи «Фемина» и обратятся к нам со своими проблемами. Мы всем постараемся помочь в их решении.



Адрес пункта помощи «Фемина» в Екатеринбурге: ул. Карла Либкнехта, 33. Оф. 215 (остановка транспорта «музей Свердлова»), телефон 8(343) 371-43-17.

Беседовал Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика