Появятся ли в России действительно исламские финансы?

news-dXtTeRtLAg
На сегодняшний день перед мусульманским сообществом России остро стоит вопрос доступа к финансовым услугам, которые соответствовали бы нормам исламской религии. Его значимость переоценить невозможно – фактически от него зависит полноценное экономическое и социальное развитие российской уммы. И хотя тема исламских финансов в нашей стране муссируется уже около десятка лет, первые шаги на пути их практической реализации начали делаться относительно недавно.



На данный момент в России функционирует несколько исламских небанковских финансовых институтов: паевый инвестиционный фонд «Халяль» управляющей компании «Брокер Кредит Сервис», товарищество на вере «Юмарт Финанс» (Казань) которое осуществляет финансирование по моделям «мурабаха» и «иджара», и кредитно-потребительский кооператив «Аманат» (Казань), который, используя видоизменённый договор займа, осуществляет финансирование оборотного капитала коммерческих предприятий по модели «мудараба». Также зарегистрированы исламские инвестиционные компании – «Аш-Шамс Капитал» и Татарстано-международная инвестиционная компания (ТМИК), однако информация о реализованном ими финансировании на данный момент отсутствует. Стоит отметить, что практически все из перечисленных выше проектов появились не более года назад – таким образом можно с уверенностью говорить, что ситуация с исламскими финансами в России переходит из плоскости теоретических рассуждений в плоскость практической реализации. Масштабы этой реализации, однако, позволяют говорить об исламских финансах в России лишь как о зарождающемся явлении, и пока не ясно, каких размеров она достигнет.



Несмотря на то, что общая численность мусульман России достаточно высока – около 20 миллионов человек (что на 40% выше, чем в Малайзии и лишь на 10% ниже, чем в Саудовской Аравии), доля тех, кто старается полноценно придерживаться своей религии, в том числе в вопросах финансовых отношений, не очень велика. Кроме того, мусульмане сильно «распылены» по различным регионам России, что значительно осложняет продвижение исламских финансов – т.к. увеличиваются затраты на развитие региональной сети. Выходом в этом случае может стать использование сетевых ресурсов существующих традиционных финансовых институтов, к примеру, на условиях агентских отношений. Другим возможным вариантом масштабного развития исламских финансов может стать выход на этот рынок игрока федерального уровня из сферы традиционных финансов с масштабной федеральной сетью – о чём уже задумывается ряд крупнейших федеральных банков. Однако помимо возможностей, в подобном сценарии присутствует и достаточно серьёзный риск.



Мировая практика свидетельствует, что традиционные банки, как это не парадоксально, в целом имеют большую долю на рынке исламских финансов, нежели их чисто исламские конкуренты. Отрасль, которая изначально позиционировалась как альтернатива ростовщической системе, на деле с лёгкостью стала лишь дополнительным источником дохода для ростовщиков. И даже те банки, которые предоставляют исключительно исламские финансовые услуги, в основном управляются практиками-выходцами из ростовщических банков. Причиной этого является то, что по своей экономической сущности большинство операций исламских банков мало чем отличаются от операций традиционных банков. К примеру, самой популярной в исламских банках моделью финансирования является т.н. «мурабаха с отсрочкой платежа» (обычно её называют просто «мурабаха» или «бай би-саман аджил») – доля которой в активных операциях исламских банков составляет около 90%. Сущность её заключается в следующем: клиенту нужна наличность для того, чтобы купить какой-либо товар, для чего он приходит в исламский банк, который покупает для него этот товар, перепродавая ему его же в рассрочку с определённой наценкой.



На деле, отличие от ростовщичества достаточно формальное – вместо того чтобы дать деньги непосредственно клиенту, банк сам осуществляет необходимую для него транзакцию. Плюс существуют отличия в деталях контракта – долг исламскому банку должен быть фиксированным, в то время как в ростовщических банках как правило используются т.н. плавающие ставки, кроме того исламский банк не может использовать денежные штрафы в свою пользу за просрочку долга. Следует отметить, что данная модель финансирования вызывает массу критики как со стороны экономистов, которые утверждают, что практически все те негативные явления, которые несёт в себе ростовщичество, присущи и инструменту «мурабаха» с отсрочкой платежа, так и со стороны шариатских учёных – одна часть из которых вовсе называет данный инструмент запретным, а другая дозволяет его, при этом отмечая что он должен использоваться крайне редко и лишь в исключительных случаях.



Таблица 1.

Мнения учёных относительно контракта мурабаха с отсрочкой платежа

Дозволяют
Запрещают


Мухаммад Таки Усмани;
Мухаммад Сулейман аль-Ашкар;


Сами Хамуд;
Бакр ибн Абдуллах абу Зайд;


Хусайн Хамид Хасан;
Рафик аль-Масри;


Юсуф аль-Кардави;
Хасан Абдаллах аль-Амин;


Вахба аз-Зухейли;
Абдурахман Абдульхалик;


Абдуль Саттар Гуда.
Имран Ахсан Хан Ниязи;


Мухаммад бин Салих аль-Усеймин.




Таким образом, если развитие исламских финансов в России пойдёт по тому же сценарию, что и в целом в мире – мы рискуем получить лишь формально исламские финансы и лишить себя той пользы, которую Аллах заложил в подлинно исламские финансовые инструменты, соответствующие шариату не только по форме, но и по сущности. Поэтому уже сейчас у российских мусульман должно быть понимание того, что мы хотим получить от развития исламских финансов в России и, соответственно, по какому пути они должны развиваться.



Многие исследователи отмечают, что та операционная модель, которая сейчас существует в исламских финансовых институтах, заимствована из англо-саксонского банкинга, а потому в основе ориентирована на реализацию ростовщического финансирования. Подлинные же исламские финансы основаны на модели долевого финансирования, которая так же имеет свой сегмент в отрасли традиционных финансов. Поэтому для того, чтобы развивать исламские финансы где бы то ни было, следует опираться не на модель ростовщического англо-саксонского банкинга, а на модели финансовых институтов, которые ориентированы на долевое финансирование. Таковыми, к примеру, могут быть фонды прямых и венчурных инвестиций, инвестиционные банки, сообщества бизнес-ангелов. До отмены запрета на ростовщичество в Европе активно действовали коммандитные товарищества, которые на долевой основе осуществляли финансирование оборотного капитала предприятий, в основном в сфере внешней торговли – хотя на сегодняшний день, подобный механизм финансовых отношений практически выродился. Всё это тот опыт, на который следует опираться в развитии исламских финансовых институтов.



Однако, прежде всего необходимо понимание сущности исламских финансов самими мусульманами, так как именно они будут определять, услугами каких финансовых институтов пользоваться. Известнейший шариатский учёный в сфере исламских финансов шейх Мухаммад Таки Усмани по этому поводу сказал следующие слова:

«До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности в сравнении с традиционными, – исламские банки будут продолжать использовать чуждые Исламу принципы работы, и подлинная исламская система никогда не будет установлена».







Автор: Искандер Исхаков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Iskander Iskhakov 27 Февраля 2011г.
Ответить

Хотел отметить относительно данной статьи определённое упущение: список учёных отнесённых к категории запрещающих мурабаха с отсрочкой платежа заимствован из книги пакистанского учёного Имрана Ахсана Хана Ниязи (за исключением шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усеймина) - однако на самом деле при прочтении их книг на эту тему выяснилось, что многие из них запрещают лишь ту практику которая сложилась во многих современных исламских банках, а не контракт как таковой.

Iskander Iskhakov 18 Августа 2010г.
Ответить

+ участие в управлении должно приносить реальную пользу бизнесу, в этом заинтересованы и инвестор, и предприниматель.

Башкир 17 Августа 2010г.
Ответить

Самое реальное - это долевое участие инвестора с постепенной продажей этой доли организатору проекта. Это позволит инвестору управлять при необходимости предприятием или продать эту самую долю в крайнем случае, а партнеру инициатору даст возможность развиваться без страха остаться рабом банка.

Яндекс.Метрика