Информационное
агентство России
-2°C
12 декабря, 11:34

Ваххабизм и суфизм

Abdulla
Ваххабизм и суфизм
Некоторые суфийские обычаи не имеют отношения к исламу

Суфизм и ваххабизм – довольно общие понятия, под которыми часто подразумевают много всего – и хорошего, и плохого – с исламской точки зрения. Постараемся описать два этих течения, отрешившись от навешиваемых на них ярлыков и приписываемых им деяний.

Первоначально суфизм (по-арабски «тасаввуф») зародился как направление ислама, делавшее основной упор на духовность и посвящение себя Аллаху. Некоторые суфии утверждают, что суфизм получил свое название от группы сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение, которых называли «ас-хаб ас-суффа». Это были бедные сподвижники, которые всегда находились в Мечети пророка. Они вели довольно суровую жизнь, но очень духовную, и всеми помыслами устремлялись к Аллаху. Одним из них был Абу Хурайра, знаменитый сподвижник Пророка и передатчик хадисов.

Есть также мнение, что название «суфизм» происходит от группы очень набожных ученых, таких как Абдуль-Кадер аль-Джиляни и Бишр аль-Хафи, которые обычно носили одежду из грубой шерсти – суфа. Эти ученые были не традиционными факихами – знатоками исламского права, а скорее проповедниками, которые постоянно напоминали своим последователям об Аллахе и вечной жизни, и оставили о себе воспоминание как о людях высоко-духовных и при этом приверженцах простого образа жизни.

Впоследствии суфизм развился в образовательную систему, в которой ученики (которых называют «мюридами» — ищущими) следуют за конкретным наставником – шейхом. Шейх наставляет своих учеников в соответствии с определенным образовательным методом, который называется «тарика», т.е. путь или способ. Цель обучения заключается в достижении некоторого уровня духовности посредством поминания Аллаха или одного из Его имен определенное количество раз, поста в течение определенного количества дней, молитв по ночам, чтения некоторых сур Корана определенное количество раз, и т.д. Прежде чем поступить в обучение, кандидат в мюриды должен поклясться, что будет беспрекословно повиноваться своему шейху и поддерживать братские отношения с другими учениками.

С течением столетий суфийские шейхи начали создавать особые объединения, называемые «турук суфия», опираясь на методы, применяемые для духовного воспитания, и преданных им учеников. Эти группы внесли огромный вклад в проведение исламских реформ и джихад против захватчиков (например, «Аль-Махдийюн» в Африке, «Аль-Мурабитун» в Андалусии и др.).

Постепенно появились многочисленные суфийские тарикаты. Современных суфиев можно условно разделить на две категории:

1. Суфии, которые вступают в тарикаты для достижения духовной чистоты, в то же время полностью соблюдая нормы ислама в соответствии с сунной Пророка (мир ему). Они обычно называют свой вид суфизма «ас-суфийя аль-мухаккака» (т.е. достоверный суфизм). Эти суфии сверяют свою образовательную практику, молитву, пост и поминание Аллаха с Кораном и достоверными хадисами. Например, они говорят, что уединяются в мечетях на несколько недель, следуя примеру пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который удалялся в пещеру Хира на несколько недель. Усаживаясь в круг для совместного поминания Аллаха, они приводят в доказательство правомерности таких действий с точки зрения ислама рассказы о том, что так делали сподвижники Пророка.

2. Бывают и такие, кто вступает в суфийские братства, так называемые «турук суфийя», нимало не заботясь о том, чтобы следовать сунне Пророка (мир ему). Для них это прежде всего компания, к которой присоединяются чтобы пообщаться, вместе поесть, покурить и хорошо провести время на особых празднествах, которые устраиваются возле гробницы какого-нибудь шейха. Они утверждают, что танцуют и обходят со свечами вокруг могил для того, чтобы эти шейхи выступили посредниками между ними и Аллахом, и Он ответил на их молитвы. Понятно, что такие действия не имеют никакого отношения к исламу. Они противоречат самой сути веры мусульман в Аллаха.

Конечно, это разделение весьма условное, оно отражает только два «крайних» проявления современного суфизма, между которыми заключен целый спектр других проявлений, сочетающих в себе как правомочную с точки зрения ислама практику, так и греховные действия. Утверждение, что в суфизме нет абсолютно ничего хорошего, не соответствует истине, так же как неправда и то, что любой вид суфизма – это хорошо. В каждом конкретном случае надо судить по поступкам. Если вы присоединяетесь к сидящим кружком суфиям для поминания Аллаха и не делаете ничего противоречащего сунне Пророка (мир ему), то это является дозволенным, по воле Аллаха.

Неправильно клеймить весь суфизм как «бида» — нововведение в религии – только потому, что, как говорят некоторые, «сподвижники Пророка никогда не называли себя суфиями». Ведь сподвижники также никогда не называли себя факихами, усули (юристами-теоретиками), муфассирами (толкователями и комментаторами Корана) или мухаддисами (хадисоведами). Все эти области знания появились после второго века по хиджре – так же как и суфизм.

Ваххабизм

Ваххабизм, с другой стороны, это исламское движение, названное по имени имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, жившего в 19 веке. Имам Ибн Абдуль-Ваххаб возглавил реформистское движение на Аравийском полуострове чтобы сохранить ислам в чистой первоначальной форме, освободив его от всех нововведений, которые аравийские суфии действительно привносили в то время. Он следовал ханбалитской школе исламской мысли, и особенно ценил мнение имама ибн Таймийи. Ваххабитское движение (которое сейчас в основном называют салафитским движением) внесло неоценимый вклад в сохранение традиционного ислама, очистив Аравию от многих зол и объединив ее под властью королевской семьи Саудов (которые были учениками имама Ибн Абдуль-Ваххаба).

Некоторые под ваххабизмом и саляфизмом подразумевают прежде всего экстремизм и радикализм. Но это вовсе не так. Многие салафиты люди очень богобоязненные и добрые, хотя есть и такие, кто склонен к крайностям.

Обычно ваххабиты с величайшей осторожностью относятся к вопросу дозволенности того или иного вида поклонения, если нет достоверных сведений, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Например, они считают, что усаживаться в круг для совместного поминания Аллаха, как делают суфии, или группой читать Коран не дозволено. На самом деле, в таких вопросах среди ученых существуют разные мнения, и мусульманам следует более снисходительно относиться друг к другу. С другой стороны, практикуемые некоторыми суфийскими группами пляски, зажигание свечей возле могил, попытки жить в мечети, не работая и абсолютно не участвуя в жизни общества – определенно недозволенными в исламе.

Так что, в конце концов, судить надо по действиям, а не по названиям и ярлыкам.

Подсказка
Подсказка

Д-р Джассер Ауда (Jasser Auda), профессор Катарского факультета исламских исследований, один из основателей и член Международного союза мусульманских ученых, а также многих авторитетных научных организаций — академического совета Международного института исламской мысли, Международного института исследования передовых систем, совета Центра исследования мировых цивилизаций, исполнительного совета Ассоциации мусульманских социологов, Форума против исламофобии и расизма.

«OnIslam»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Войти с помощью:
Добавить комментарий:

  1. musttafa19.01.2011 11:23

    Ну, начнем с того, что — прежде чем вступить в тарикат "кандидат в мюриды" ни в чем не клянется!

  2. BERGMAN20.01.2011 0:03

    Уважаемые братья мусульмане!Не надо обзывать друг друга грязными словами, не надо спорить о том о чем нет точных и глубоких знаний в исламе,каждый будет отвечать за свои поступки,слова,мысли пред Всевышним Аллахом,не тратьте время на распри и споры между собой
    развивайте хорошие человеческие отношения друг с другом,ведь за хороший нрав Всевышний наградит,пока мусульмане грызутся между собой,неверующие пользуясь этим издеваются над кораном и нашим пророком(мир ему)заставляют предательски стучать на мусульман смеясь в душе,ПОЗОРИЩЕ стыдно как полтора миллиарда мусульман в мире и из-за того что мы разрозненны эти негодяи и преступники перешли все границы в издевках над религией Аллаха,О Аллах объедини сердца мусульман.

  3. IlhamFM20.01.2011 0:38

    "Так что, в конце концов, судить надо по действиям". Почему же Ибн Абдуль-Ваххаб и его сторонники убивали бедуинов и турков? Мы можем убивать тех, кто произносит шахаду?

  4. Khaleejia20.01.2011 1:51

    BERGMAN ну просто ппкс!!!
    Аминь иншааАллах!

  5. DamirSalafi20.01.2011 20:26

    ?Илхам, а почему турки и бедуины убивали "ваххабитов"? почему армия Мухаммада Али, зашедшая в Аравию насиловала "ваххабистских" женщин? или ваши устазы, шеихи и аятоллы забыли вам об этом рассказать?

  6. IlhamFM20.01.2011 20:46

    DamirSalafi, А кто начал?

  7. DamirSalafi20.01.2011 21:18

    не знаю, меня там не было. зато я знаком с трудами Мухаммада Абдулваххаба, читаю их на арабском. И знаю, что он был достаточно умным и мудрым человеком. И считал, что не всякий совершающий куфр и ширк является кафиром и мушриком. и я знаком с писмами его оппонентов, переполненными клеветы и подлости. это не форум, нет места. посети салаф-форум или анти-ирхаб.ру и сам решай.

  8. IlhamFM20.01.2011 21:54

    Суфий, насилующий женщину — это из серии овца съела волка. А вот король Абдульазиз лично изнасиловал более четырехсот пленниц, среди которых была и жена убитого им сына Файсала ад-Давиша. (Источник: Абдулла ал-Кахтани "Хауяи хум ал-хаваридж" изд-во "Иман", Казань, 2006)

  9. Dzhus20.01.2011 22:01

    И снова споры в среде мусульман. И снова евреи потирают руки.

  10. sergej20.01.2011 22:51

    Распри среди мусульман только на радость врагам ислама. А статья написана взвешенно.

  11. [email protected]22.01.2011 17:40

    IlhamFM ТЫ видел все эти 400 изнасилований?Эх как не хватает Халифа как УМАР Р.А, для таких гъибатщиков клеветников как ты, Умар Р.А. наказал троих из четерех свидетелей токо из за того, что четвертый сказал что он не видел как двое занимались прелюбодеянием, а наказал троих свидетелей которые твердили что видели..а такие как ты читая хемперовские кафировские книжки тут хукм выносишь ПОЗОР АУЗУБИЛЛЯХ..а про овцу которая съела волка..такие овца существуют среди суфиев и не раз ловил и не раз видел и не раз наказывали..СВЯТЫЕ

  12. IlhamFM23.01.2011 22:27

    [email protected], Я привёл источник. Приведите ваш источник.

  13. Муса25.01.2011 15:48

    IlhamFM брат не спорь! Все ровно не чего не докажешь!У них своя правда )))) Они будут преподносить тебе по записям,которые не являются правдоподобным! А когда ты будешь ссылаться на записи даже уважаемых людей они тебе скажут ты видел это своими глазами??! )))

  14. Валдис25.01.2011 19:18

    Муса Правда всегда одна. неужеле Вы уважаемый забыли об этом?

  15. Тимур0525.01.2011 19:24

    эээээээээээээээйййййййййй Братья !!!!!!!!!!! Хватит доставлять удовольствие всяким провокаторам, зависающим на Исламских форумах. Они даже не вмешиваются в вашу беседу, а просто сидят у себя дома и радуются, читая это, и самое страшное, что радуется проклятый иблис, ведь такие споры вносят раскол в братские ряды Мусульман.

  16. DamirSalafi26.01.2011 14:50

    изд-во Иман, впрочем как и другие суфии, известно очернением "ваххабитов". Хотел дать ссылки на Книгу Единобожия, но в нете много заблокировано. дам ссылку на салафииские сайты. брат, посети. как ты можешь ругать нас и поносить, а сам не имеешь о нас представления, кроме представления, которое тебе преподали наши оппоненты.
    http://salafportal.ru/
    http://anti-irhab.ru/
    http://toislam.ws/
    http://ahl-sunna.com/
    http://salaf-forum.ru/

  17. DamirSalafi27.01.2011 21:51

    Суфийский шейх Алави аль-Малики в книге «аль-Мафахим» (Ливан: издательство «аль-кутуб ал-‘ильмийа», 2009) называет Мухаммада б. ‘Абдульваххаба шейхом, имамом таухида, лидером единобожников. Аль-Малики пишет, что правильная мудрость ибн ‘Абдульваххаба стала причиной распространения его призыва среди людей, а также причиной распространения его учения как среди обычных людей, так и среди ученых.

  18. DamirSalafi27.01.2011 21:53

    Сказал Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб:

    "Знайте — пусть наставит Вас Аллах — что Аллах Всемогущий послал Мухаммада, благословения и мир ему от Аллаха, с правильным руководством, состоящем в лучшем знании и с истинной религией, состоящей в праведных деяниях. Последователи этой религии такие: среди них те, кто интересуется знанием и фикхом и рассуждением об этом, такие как фукаха. И среди них те, кто интересуется иманом и преследованием ахырата, такие как суфии. Аллах послал Своего Пророка с этой религией, которая включает обе эти части: фикх и тасавуф".
    ("Полное собрание работ", издание Университета Ибн Сауда, том 3, страница 31, "Фатва-уа-Рисаиль", вопрос № 5)

  19. IlhamFM04.02.2011 18:40

    На словах все правильно. Почему же в начале 20 века были такие деяния?

  20. Дагестан04.02.2011 19:19

    DamirSalafi 21:18 — 20.01.2011
    не знаю, меня там не было. зато я знаком с трудами Мухаммада Абдулваххаба, читаю их на арабском. И знаю, что он был достаточно умным и мудрым человеком. И считал, что не всякий совершающий куфр и ширк является кафиром и мушриком. и я знаком с писмами его оппонентов, переполненными клеветы и подлости. это не форум, нет места. посети салаф-форум или анти-ирхаб.ру и сам решай.
    — Ты ешё найди прочитай труды Брата Мухаммада Ибн Абдулвахаба Сулеймана Ибн Абдулвахаба и труды их отца Абдулвахаба — многое прояснится — они всю жизнь предупреждали об опасности их учения их Сына и Брата

Комментирование закрыто.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: