Рабство… Это слово в современном мире произносится с ярко негативной интонацией, ведь нормой является тот факт, что все люди рождаются свободными.
Однако так было далеко не всегда и на протяжении мировой истории в каждой стране существовали господа и рабы.
Однако рабство рабству рознь. Например, в России с конца 16, начала 17 века существовало крепостное право – крестьянин поначалу «крепился» к земле, которая принадлежала государству, но была выдана в качестве поместья служилому человеку –дворянину в качестве источника доходов для дальнейшего несения службы. Постепенно крестьяне в России утеряли все свои личные права и свободы и стали собственностью помещиков.
Это не вызывало никаких протестов в обществе. Более того, попытки критики существующих порядков, например, книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву, вызывали резкую реакцию власти. Так императрица Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачева». Радищев был отдан под суд, который приговорил его к смертной казни за издание книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской».
Что же касается Османской империи, то владение рабами в ней было разрешено по законам Шариата.
Рабами становились по-разному: невольников привозили «торговцы живым товаром» из Центральной Африки и Судана, и с черноморского побережья Кавказа. В рабов обращали военнопленных. В этой связи особо стоит отметить специфику такого рабства: его средний срок составлял шесть-семь лет, после чего раб получал свободу.
Есть немало свидетельств, как современников тех далеких событий, так и исследователей-историков более поздних времен, подтверждающих этот тезис.
Так, например, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, автор знаменитых «Записок о Московии» сообщал, что пленники в Крыму были "принуждены служить рабами шесть лет подряд, по истечении которых они делаются свободными… ". Другой дипломат – Михалон Литвин, посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве, писал о крымских татарах: "С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они ими добыты в сражении или [приобретены] за деньги, однако более семи лет их не держат [в неволе]…".
Советский историк и архивист Б.Е. Сыроечковский приводит упоминание о московском казаке, который в 1525 году "отработался" и получил свободу.
Русский историк-археограф Н.Н. Оглоблин в одном из своих сочинений (1885 год) сообщает о судьбе боярского сына Лаврентия Сергеева, захваченного в плен крымскими татарами и проданного в рабство в Османскую империю. Через шесть лет он вернулся на родину «отработвашись».
По сведениям из турецких источников если раб оставался в чьем-либо владении в течение трех лет, то за него следовало уплатить так называемый "обычный налог" (ресм-и-мукаррер). Он равнялся 200 османским акче и собирался непосредственно в султанскую казну. Двойная выплата могла делать содержание раба невыгодным, и его отпускали.
Кроме этого раб мог заработать деньги и выкупить сам себя.
Отдельно следует упомянуть о такой категории невольников как «капыкулу» – личных рабов султана, из которых формировали различные подразделения султанской армии.
В эту категорию попадали, как правило, дети-рабы, которых после предварительного отбора воспитывали воинами, лично преданными главе государства.
Кроме этого существовала также система «девширме», когда один раз в три-пять лет от 40 дворов султанских подданных-христиан забирался один мальчик (юноша) в возрасте 8-18 лет.
Они также считались рабами султана и распределялись или для придворной службы, либо в янычары. Став рабом султана человек совсем не знатного происхождения мог сделать головокружительную карьеру.
Следует отметить, что рабство в Османской империи не шло ни в какое сравнение, например, с рабством чернокожих в США, где невольника ждала лишь одна возможная «карьера» – работа до смерти на плантациях.
Стоит подчеркнуть, что 30-40% рабов в США были выходцами из мусульманских районов Западной Африки и подвергались унижениям и издевательствам именно за свои религиозные убеждения со стороны хозяев-христиан: любая их религиозная активность рассматривалась как неповиновение хозяевам-рабовладельцам и попытка к бунту.
(Этот сюжет нашел, в частности, свое отражение в сериале «Корни» (Roots), снятом американской телекомпанией ABC в 1977 году).
Рабство в Османской империи официально просуществовало до 1862 года, и было отменено султанским указом почти одновременно с отменой крепостного права в России и на три года раньше, чем было отменено рабство чернокожих в США.
Войти с помощью: