Ханафитское «мракобесие» и педофилия. Татарстан погрузился в поиск богословских ориентиров

Рафик Мухаметшин. Фото: «Реальное время»

Рафик Мухаметшин. Фото: «Реальное время»

Теги:



10
22 Марта 2017г. (23 Джумада ас-сани)
Заявления заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова идут в русле поиска богословских ориентиров Татарстана. Об этом в эксклюзивном интервью ИА IslamNews рассказал ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

- Рафик Мухаметшович, российское мусульманское сообщество горячо обсуждает статьи первого заместителя муфтия Татарстана Рустама Батрова, в которых он неоднозначно отзывается о ханафитском мазхабе, выдвигает версии неканонического толкования тех или иных его положений и в итоге переходит к обсуждению достаточно надуманной проблемы «педофилии в исламе». Я знаю, что эти вопросы уже обсуждались в стенах КФУ. С чем, на Ваш взгляд, связано то обстоятельство, что Батров озвучил эти вопросы и в таком, можно сказать, провокационном ракурсе?

- Мусульманская умма России в своем становлении прошла через несколько этапов и если 90-ые годы были временем складывания организационных структур,  выработки форм самоорганизации мусульман, то затем наступил этап определения ее богословских ориентиров. Это не только проблема Рустама Батрова. Сюда же можно отнести и издание Грозненской фетвы, например. Это все закономерно. Да, ханифитский мазхаб – это основа, но вопрос в том,  нужны ли реформы?  Так же  следует принимать во внимание и то обстоятельство,  и многие богословы  указывают на это, что многие мусульмане сформировали свои взгляды в безмазхабическом пространстве?

Батров  поднимает многие проблемы и это совершенно вписывается в те процессы, которые происходя т в самой мусульманской умме. Конечно, для обывателя интересны сюжеты о забивании камнями, о педофилии и так далее, но вопрос на самом деле намного глубже.  Все упирается в методологию и критический анализ источников. Как мы, например,  должны относиться к средневековым книгам, которые критикует Рустам хазрат? Так что все идет в русле поиска богословских ориентиров.

- Вам не кажется, что Батров делает это, так скажем не корректно, перенося условия жизни в Средневековье, на наши реалии и начинает на этом спекулировать?

- Если подойти с точки зрения научного анализа, то, да, некорректно. А если подойти с точки зрения привлечения внимания мусульманской уммы к проблемам, то, выпячивая болезненные вопросы, он пытается обратить внимание на ключевые для мусульман проблемы.

Я тоже считаю, что в современных условиях для мусульманской уммы есть более насущные проблемы, чем проблема  забивания камнями или педофилии, но по крайне мере, он думает, что это – наглядная форма проявления средневековых  элементов, которые, как он считает, привнесены в ислам, минуя Коран и хадисы, но этим, естественно, он ставит под сомнение многовековые традиции.

- Как Вы считаете, обладает ли он достаточной богословской подготовкой для ведения такой дискуссии?

- Для того чтобы поднимать насущные проблемы не совсем правильно все сводить к уровню знаний, но если смотреть с точки зрения исламоведения,  эти вопросы можно подавать в таком контексте.

Однако  мы же говорим о том, что он является представителем мусульманской уммы и поэтому у нас есть очень четко выработанный методологический посыл, у нас есть два фундаментальных источника – Коран и Сунна. Они являются для нас абсолютными и поэтому свои суждения в области исламского богословия и права надо строить вокруг этих фундаментальных понятий, не подвергая их оголтелой критике. В данном случае этот принцип исламского богословия им нарушается и это вызывает много вопросов, так как у него очень много критики хадисов, есть даже элементы критики самого Корана. Для мусульман это неприемлемо. Его позиция напоминает позицию радикального реформатора. Хотя мусульманские реформаторы очень бережно относились к основным источникам, говоря о необходимости иджтихада. Мне кажется, Рустаму хазрату надо глубже изучать труды татарских реформаторов, которые блестяще знали основные источники.

- Плодами, по крайней мере, части деятельности реформаторов стал отход определенных кругов мусульман от ислама.  Не существует ли такой опасности, что при тотальной ревизии исламского вероучения возможен подобный эффект?

- Проблема реформаторства очень сложна.  Есть реформаторы, которые предлагали внести изменения в догматические принципы самого ислама, но были и такие, которые говорили, что Коран ниспослан Всевышним, и надо менять само мусульманское сообщество. Например, Галимджан Баруди – основатель новометодного медресе «Мухаммадия», но его богословские представления были довольно традиционными. Они понимал, что в условиях конца 19-го – начала 20-го веков надо менять мусульманское сообщество, но не предлагал менять догматику ислама.  Одним из ключевых методов изменения татарского мусульманского сообщества он считал систему образования и свои замыслы блестяще реализовал будучи традиционным богословом.

Реформы в области мусульманского права нужны, право и догматические основы ислама – это немного разные вещи. Конечно, здесь очень много вопросов, которые  необходимо обсуждать. Арабо-мусульманская философия 9-13 веков  сыграла огромную роль как интеллектуальный раздражитель и имам  аль-Газали именно благодаря критике Ибн Рушда стал блестящим мыслителем.

Нужно напоминать о болевых точках, спорных вопросах, которые надо обсуждать. Рустам хазрат выполняет именно такую функцию. Другое дело, что многие с ним не соглашаются, спорят. Тем не менее, после его публикаций, и я это вижу, наши преподаватели стали поднимать источники. Они их сверяют, находят его ошибки, открывают для себя многие вещи. И в  этом есть позитив.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Muslim__ 24 Марта 2017г.
Ответить

Перейдем к сути вопроса и будем чисто логически рассуждать в рамках "светского понимания". Что такое "правовая норма" на бытовом языке? Это некое правило, которое устанавливает государство для регулирования жизни общества, для существования государства, для благополучия каждого отдельного человека. При этом правовая норма может ограничивать или попирать права и свободы отдельного человека, если это требуется для интересов всего общества. В разных странах баланс между "правами и свободами человека", "интересами общества" и "интересами государства" был и является разным. Раджм, то ...
Читать дальше

Muslim__ 24 Марта 2017г.
Ответить

И так, начнем касательно 1-го вопроса, касательно раджма и его "средневековой мракобесности", со слов исламофоба Батрова. Начнем с аргументов Батрова... Все аргументы и МЕТОДОЛОГИЯ Батрова сводится к ОДНОМУ - "МНЕ ПРОСТО ЖТО НЕ НРАВИТСЯ". Ну, вот не нравится ему что-нибудь из Ислама и ВСЕ, он "отменяет" и называет "придуманным мракобесами". То есть он апеллирует НЕ к цепочке передатчиков того или иного хадиса, НЕ к другим общепризнанным в Исламе инструментами проверки достоверности того или иного сообщения от Пророка Мухаммада (салаллаху 'алейхи уа саллям), а опирается, по сути, ...
Читать дальше

Muslim__ 24 Марта 2017г.
Ответить

Во имя Аллаhа, Милостивого и Милосердного. Долго думал, писать это или это будет подобно "метанию бисера перед свиньями", но решил, что стоит написать не столько для того, кто поднял фитну среди мусульман и явно выявил свою антиисламскую сущность, сколько для религии Аллаhа, ради Его довольства (ин ша Аллаh) и для размышления всех мусульман и всех немусульман, которые читали или будут читать лживые пасквили Батрова. Сначала, прежде чем начать разоблачать полное невежество не только религиозное, а обычное житейское, необразованность, глупость и непонимание многих вещей Батровым, хот...
Читать дальше

Динар Заман 23 Марта 2017г.
Ответить
11

Все эти "шедевры" от Батрова идут для утоления своего нафса, жажды власти и славы. Хотя первая статья имела цели компрометировать ДУМ РТ перед светскими властями, "капануть" во всеуслышание(всеувидение) не только местной(татарстанской), но и федеральной власти и заручиться поддержкой. Если бы он не преследовал эти цели, действительно,- собрал бы коллег, сказал бы:"Егетләр(парни, хлопцы, ребята), вот мне, в этом месте у учеников Абу Ханифы (в этой сионистской фотографии, компрометирующей мусульман Палестины), то-то и то-то не нравится- это я неправильно понял, или это действительно- так? Давайт...
Читать дальше

Muslim__ 23 Марта 2017г.
Ответить

Машалла! Все точно подмечено. Если бы Батров хотел что-то "обсуждать", то "обсуждал" бы в рамках РИУ, ДУМ РТ и т.п., но этому заблудшему агенту спецслужб просто надо было посеять фитну, попонтоваться и т.д. Что, например, интернет-газета "Бизнес онлайн" - это разве площадка для богословского диспута? Конечно, нет. Это была просто площадка для ненавистника Ислама и мусульман Батрова, которую ему дали для внесения фитны, лжи на Ислам и мусульман, для оскорбления и клеветы на ученых Ислама. При этом, надо отметить, что Батров даже для "дискуссий" за закрытыми дверями РИУ или ДУМ РТ...
Читать дальше

Фидарис 23 Марта 2017г.
Ответить
14

"... у него очень много критики хадисов, есть даже элементы критики самого Корана. Для мусульман это неприемлемо..." Батрову надо покаяться пока не поздно. Поначалу (после первой статьи) казалось, что он ставит целью необходимость осмысления некоторых хадисов в контексте современного развития Уммы и религиозной мысли. Через рациональное осмысление сути, ядра определенных хадисов, через критический анализ толковании, произведенных богословами-последователями ханафитской школы разных времен. Как бы не совсем доверяя им, так как человек - есть существо социальное, и сложившиеся социальные отно...
Читать дальше

ashir01 22 Марта 2017г.
Ответить
-5

Во многом согласен с ректором Мухаметшиным

Яндекс.Метрика